Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
К делу № 2-4968/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2017 г. Советский районный суд г. Краснодара в составе:
судьи: Прокуда О.А.
при секретаре: Смирновой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Костюк О. Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Карасунском внутригородском округе <адрес> о признании решения комиссии незаконным, назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Костюк О.Н. обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Карасунском внутригородском округе <адрес> о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан У. П. фонда РФ в Карасунском внутригородском округе <адрес>, (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии, налет часов в период работы бортпроводником с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год включительно в качестве бортпроводника, назначить досрочную трудовую пенсию по старости и произвести перерасчет и выплату пенсии с даты обращения за ее назначением - ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ - УПФР в Карасунском внутригородском округе <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ. Решением Комиссии от 20.10.2015 № 3401 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на назначение такой пенсии, так как бортпроводники не относятся к лётному составу гражданской авиации. Костюк О.Н. считает данный отказ незаконным, ссылаясь на то, что пенсионным органом необоснованно не был включён в специальный стаж работы налёт часов за период её работы бортпроводником с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год включительно (8555 часов 55 минут), соответствующий 35 годам 6 месяцам выслуги. Поскольку бортпроводники относятся к кабинному экипажу и в совокупности с лётным экипажем образуют экипаж воздушного судна, то, по мнению Костюк О.Н., они имеют право на досрочное назначение.
Истица Костюк О.Н. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена, о чем свидетельствует отчет об смс-извещении (л.д.257), о причинах не явки суду не сообщено.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Карасунском внутригородском округе <адрес> по доверенности Буялич О.В. в судебном заседании настаивала на рассмотрении дела по существу, против заявленных требований возражала, ссылается на то, что согласно Постановлению Правительства РФ от 14 марта 2003 N 155, которым утвержден Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с ФЗ РФ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 N 396 "Об определении квалификации летного состава государственной авиации", Приказу Минтранса РФ от 17 июля 2008 N 108, которым утверждены Федеральные авиационные правила '"Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", Приказу МГА СССР от 8 апреля 1985 N 77 - м бортпроводники не входят в летный состав воздушных судов гражданской авиации и правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не обладают.
Доводы Костюк о том, что кабинный экипаж воздушного судна (бортоператоры и бортпроводники) входит в состав экипажа воздушного судна (летный состав), а потому имеет право на досрочное назначение пенсии, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит основания для отказа Костюк О.Н. в иске в отсутствие надлежаще уведомленной истицы, поскольку представитель ответчика требовала разрешения дела по существу.
Судом установлено, что Костюк О.Н. работала в должности бортпроводника в авиакомпании «АЛРОСА» (ЗАО) Мирнинское авиационное предприятие (далее - АК «АЛРОСА») с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ОАО АК «Якутия» - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. За указанные периоды работы Костюк О.Н. имеет определённый налёт часов, который зафиксирован в её летной книжке (8555 часов 55 минут).
ДД.ММ.ГГГГ. Костюк О.Н. обратилась в ГУ - УПФР в Карасунском внутригородском округе <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ как работнику лётного состава гражданской авиации, полагая, что имеет право на пенсию по данному основанию, так как её выслуга, исходя из налёта часов, соответствует 35 годам 6 месяцам.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФР в Карасунском внутригородском округе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Костюк О.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (как работнику лётного состава гражданской авиации) - в связи с отсутствием специального стажа работы, дающей право на назначение такой пенсии по указанному основанию. Пенсионным органом не были приняты в подсчёт стажа периоды работы истца в АК «АЛРОСА» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ОАО АК «Якутия» - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку должность бортпроводника не относится к лётному составу гражданской авиации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в лётном составе гражданской авиации, а при оставлении лётной работы по состоянию здоровья — мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации в рамках предоставленного ему законом полномочия ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Этим постановлением Правительства Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 2015 г., установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в лётном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников лётного состава, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459 (подпункт «з» пункта 1).
Статьёй 79 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утратившего силу с 1 января 2002 г. в связи с введением в действие Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», было определено, что пенсия в связи с работой в лётном и лётноиспытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет; при оставлении лётной работы по состоянию здоровья - мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам - не менее 15 лет. Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полётами воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полётами воздушных судов. Пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудов:
стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов.
Списком должностей работников лётного состава, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459, предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам лётного состава гражданской авиации. К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; лётно-инструкторский состав; командно-лётный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по лётной службе (лётной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее лётное свидетельство и участвующие в полётах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники- пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисковоспасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно- десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъёмы) на специальных спусковых (подъёмных) устройствах с вертолётов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
Согласно пункту 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного суда состоит из лётного экипажа (командира, других лиц лётного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полётов в гражданской авиации СССР, утверждённого приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. № 77 (действовал с 1 декабря 1985 г. и утратил силу с 9 ноября 2009 г. в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. № 198), к лётному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство лётного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, лётчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолётов и другие специалисты, перечень которых определяется министерством гражданской авиации.
Пунктом 3.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации», утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации
от 17 июля 2008 г. № 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. № 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из лётного экипажа (командира, других лиц лётного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Пунктом 21 Федеральных авиационных правил производства полётов государственной авиации, утверждённых приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. № 275, к лётному составу отнесены лётчики, штурманы, курсанты (слушатели) лётных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к лётной работе и выполняющие функциональные обязанности в полёте в составе экипажа в соответствии с руководством по лётной эксплуатации воздушного судна.
Из приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники лётного состава экипажа воздушного судна. Бортпроводники не входят в лётный состав экипажа воздушного судна, относятся к кабинному экипажу, и их пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с правилами пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утверждённым постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 (раздел «Транспорт», подраздел 3 «Гражданская авиация», позиция 12003000-11217). Такое разделение правовых оснований досрочного назначения страховой пенсии по старости между бортпроводниками и лицами, входящими в лётный экипаж воздушного судна, связано с тем, что их функциональные обязанности различны по своей специфике и характеру, психофизиологические нагрузки, испытываемые ими во время полёта, не идентичны.
С учетом изложенного, доводы Костюк О.Н. о наличии у нее права на досрочное назначение страховой пенсии по старости как работнику лётного состава гражданской авиации, являются несостоятельными и не основанными на законе.
Наличие у Костюк О.Н. лётной книжки с указанием количества налёта часов, само по себе не влечёт возникновения у нее права на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Костюк О. Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Карасунском внутригородском округе <адрес> о признании решения комиссии незаконным, назначении досрочной трудовой пенсии - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 31.07.2017
Судья: