Решение суда о признании решения комиссии незаконным, назначении досрочной трудовой пенсии № 2-4868/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

К делу № 2-4968/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2017 г. Советский районный суд г. Краснодара в составе:

судьи: Прокуда О.А.

при секретаре: Смирновой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Костюк О. Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Карасунском внутригородском округе <адрес> о признании решения комиссии незаконным, назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Костюк О.Н. обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Карасунском внутригородском округе <адрес> о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан У. П. фонда РФ в Карасунском внутригородском округе <адрес>, (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии, налет часов в период работы бортпроводником с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год включительно в качестве бортпроводника, назначить досрочную трудовую пенсию по старости и произвести перерасчет и выплату пенсии с даты обращения за ее назначением - ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ - УПФР в Карасунском внутригородском округе <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ. Решением Комиссии от 20.10.2015 № 3401 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на назначение такой пенсии, так как бортпроводники не относятся к лётному составу гражданской авиации. Костюк О.Н. считает данный отказ незаконным, ссылаясь на то, что пенсионным органом необоснованно не был включён в специальный стаж работы налёт часов за период её работы бортпроводником с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год включительно (8555 часов 55 минут), соответствующий 35 годам 6 месяцам выслуги. Поскольку бортпроводники относятся к кабинному экипажу и в совокупности с лётным экипажем образуют экипаж воздушного судна, то, по мнению Костюк О.Н., они имеют право на досрочное назначение.

Истица Костюк О.Н. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена, о чем свидетельствует отчет об смс-извещении (л.д.257), о причинах не явки суду не сообщено.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Карасунском внутригородском округе <адрес> по доверенности Буялич О.В. в судебном заседании настаивала на рассмотрении дела по существу, против заявленных требований возражала, ссылается на то, что согласно Постановлению Правительства РФ от 14 марта 2003 N 155, которым утвержден Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с ФЗ РФ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 N 396 "Об определении квалификации летного состава государственной авиации", Приказу Минтранса РФ от 17 июля 2008 N 108, которым утверждены Федеральные авиационные правила '"Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", Приказу МГА СССР от 8 апреля 1985 N 77 - м бортпроводники не входят в летный состав воздушных судов гражданской авиации и правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не обладают.

Доводы Костюк о том, что кабинный экипаж воздушного судна (бортоператоры и бортпроводники) входит в состав экипажа воздушного судна (летный состав), а потому имеет право на досрочное назначение пенсии, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит основания для отказа Костюк О.Н. в иске в отсутствие надлежаще уведомленной истицы, поскольку представитель ответчика требовала разрешения дела по существу.

Судом установлено, что Костюк О.Н. работала в должности бортпроводника в авиакомпании «АЛРОСА» (ЗАО) Мирнинское авиационное предприятие (далее - АК «АЛРОСА») с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ОАО АК «Якутия» - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. За указанные периоды работы Костюк О.Н. имеет определённый налёт часов, который зафиксирован в её летной книжке (8555 часов 55 минут).

ДД.ММ.ГГГГ. Костюк О.Н. обратилась в ГУ - УПФР в Карасунском внутригородском округе <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ как работнику лётного состава гражданской авиации, полагая, что имеет право на пенсию по данному основанию, так как её выслуга, исходя из налёта часов, соответствует 35 годам 6 месяцам.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФР в Карасунском внутригородском округе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Костюк О.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (как работнику лётного состава гражданской авиации) - в связи с отсутствием специального стажа работы, дающей право на назначение такой пенсии по указанному основанию. Пенсионным органом не были приняты в подсчёт стажа периоды работы истца в АК «АЛРОСА» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ОАО АК «Якутия» - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку должность бортпроводника не относится к лётному составу гражданской авиации.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в лётном составе гражданской авиации, а при оставлении лётной работы по состоянию здоровья — мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации в рамках предоставленного ему законом полномочия ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Этим постановлением Правительства Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 2015 г., установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в лётном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников лётного состава, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459 (подпункт «з» пункта 1).

Статьёй 79 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утратившего силу с 1 января 2002 г. в связи с введением в действие Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», было определено, что пенсия в связи с работой в лётном и лётноиспытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет; при оставлении лётной работы по состоянию здоровья - мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам - не менее 15 лет. Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полётами воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полётами воздушных судов. Пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудов:

стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов.

Списком должностей работников лётного состава, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459, предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам лётного состава гражданской авиации. К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; лётно-инструкторский состав; командно-лётный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по лётной службе (лётной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее лётное свидетельство и участвующие в полётах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники- пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисковоспасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно- десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъёмы) на специальных спусковых (подъёмных) устройствах с вертолётов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.

Согласно пункту 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного суда состоит из лётного экипажа (командира, других лиц лётного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полётов в гражданской авиации СССР, утверждённого приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. № 77 (действовал с 1 декабря 1985 г. и утратил силу с 9 ноября 2009 г. в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. № 198), к лётному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство лётного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, лётчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолётов и другие специалисты, перечень которых определяется министерством гражданской авиации.

Пунктом 3.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации», утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации

от 17 июля 2008 г. № 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. № 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из лётного экипажа (командира, других лиц лётного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Пунктом 21 Федеральных авиационных правил производства полётов государственной авиации, утверждённых приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. № 275, к лётному составу отнесены лётчики, штурманы, курсанты (слушатели) лётных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к лётной работе и выполняющие функциональные обязанности в полёте в составе экипажа в соответствии с руководством по лётной эксплуатации воздушного судна.

Из приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники лётного состава экипажа воздушного судна. Бортпроводники не входят в лётный состав экипажа воздушного судна, относятся к кабинному экипажу, и их пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с правилами пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утверждённым постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 (раздел «Транспорт», подраздел 3 «Гражданская авиация», позиция 12003000-11217). Такое разделение правовых оснований досрочного назначения страховой пенсии по старости между бортпроводниками и лицами, входящими в лётный экипаж воздушного судна, связано с тем, что их функциональные обязанности различны по своей специфике и характеру, психофизиологические нагрузки, испытываемые ими во время полёта, не идентичны.

С учетом изложенного, доводы Костюк О.Н. о наличии у нее права на досрочное назначение страховой пенсии по старости как работнику лётного состава гражданской авиации, являются несостоятельными и не основанными на законе.

Наличие у Костюк О.Н. лётной книжки с указанием количества налёта часов, само по себе не влечёт возникновения у нее права на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Костюк О. Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Карасунском внутригородском округе <адрес> о признании решения комиссии незаконным, назначении досрочной трудовой пенсии - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 31.07.2017

Судья: