Решение суда о признании права на перерасчет пенсии, взыскании недополученной пенсии, убытков, компенсации морального вреда № 2-3827/2017 ~ М-3173/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

...

2-3827/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2017 года город Оренбург

Ленинский районный суд города Оренбурга

в составе: председательствующего судьи Чадова А.А.,

при секретаре: Колчиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Навнычко Ю. В. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Оренбургской области», Министерству обороны Российской Федерации о признании права на перерасчет пенсии, взыскании недополученной пенсии, убытков, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Навнычко Ю.В. обратился в суд с настоящим исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Оренбургской области», указав, что с июля 2001 года является пенсионером вооруженных сил РФ. До увольнения занимал должность ... Военного комиссариата г.Медногорска Оренбургской области. На данную должность он был переведен на основании приказа командующего войсками ПриВО от ... N в связи с сокращением ранее занимаемой им должности ... .... Данная должность была сокращена Директивой Главнокомандующего сухопутными войсками от ... N, при этом данная должность имела 10-й тарифный разряд, в то время как новая должность имела 7-й тарифный разряд, то есть не являлась равнозначной. Однако рапорта о согласии на перевод на неравнозначную должность он не подавал.

При подготовке приказа командующего войсками ПриВО от ... N не было учтено, что должность, на которую он назначался, была нижестоящей, так как имела 7-й тарифный разряд, в связи с чем в приказ не было включено условие о сохранении ему размера денежного довольствия по 10-му тарифному разряду. По той же причине приказ не содержал сведений о том, что он назначен на должность с сохранением права на исчисление пенсии за выслугу лет в соответствие с постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941.

Вышеуказанное повлекло в дальнейшем нарушение его прав, поскольку ему начислялась пенсия в меньшем размере от положенного.

Он неоднократно обращался в различные органы по вопросу неверного исчисления пенсии, однако от соответствующих должностных лиц получал отказ.

Только в июне 2016 г. на основании представления командующего войсками ЦВО и письма военного прокурора ЦВО пункт 16 приказа командующего войсками ПриВО от ... N был изложен в новой редакции, устранены ошибки, допущенные при его составлении.

... он обратился к ответчику с требованием осуществить перерасчет пенсии исходя из 10-го тарифного разряда, перерасчет был произведен с ... за 12 предшествующих месяцев, то есть с ... по ....

В соответствие со ст. 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Ошибка в расчете пенсии при назначении пенсии была допущена одним из органов Министерства обороны РФ на основании приказа, оформленного с ошибкой другим органом Министерства обороны РФ.

Также считает, что имеет право на получение недополученной пенсии на основании ст. 15 ГК РФ. Убыток ему причинен тем, что при составлении приказа от ... N командующего войсками ПриВО была допущена ошибка, которая впоследствии привела к неправильному расчету, назначении и выплате пенсии в необоснованно заниженном размере с момента назначения пенсии по ....

В результате незаконных действий ответчиков были нарушены его права на достойное пенсионное обеспечение, унижено его достоинство, он испытывал сильные переживания, нравственные страдания, которые привели к ухудшению физического самочувствия. На фоне нравственных страданий, переживаний и унижения, он перенес инсульт, от которого до настоящего времени не восстановился. Таким образом, ответчиками был нанесен моральный вред, компенсацию которого оценивает в ....

Просил суд признать за ним право на перерасчет пенсии исходя из 10-го тарифного разряда с момента назначения пенсии по .... Взыскать с ответчиков в пользу истца недополученную пенсию с момента назначения пенсии по ... с учетом индексации в размере ..., взыскать с ответчиков компенсацию причиненного морального вреда в размере ..., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме ....

В судебном заседании истец Навнычко Ю.В., его представитель - Благодарская О.С., допущенный к участию в деле определением суда по ходатайству истца в порядке ст. 53 ГПК РФ, исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Представители ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» Петренко В.И., Зарубина В.В., действующие на основании доверенностей, возражали в удовлетворении исковых требований Навнычко Ю.В. по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в иске просили отказать.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица – ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Свердловской области» в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на иск просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В порядке ст. 167 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения сторон и их представителей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу:

В силу ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с последующими изменениями) данным Законом определяются условия и порядок пенсионного обеспечения, в том числе и военнослужащих, проходивших военную службу в Вооруженных Силах.

Согласно ст. 6 настоящего Закона лицам, указанным в ст. 1, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

Согласно ч. 1 ст. 43 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

В соответствии с п. 8 Постановления Совета Министров - Правительства РФ № 941 от 22 марта 1993 года, пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.

В силу п/п. «а» п. 9 Постановления Совета Министров - Правительства РФ № 941 от 22 сентября 1993 года, в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включать: уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах «в», «г» и «д» настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.

Абзацем вторым пункта 9 постановления установлено, что офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.

Как следует из материалов дела, Навнычко Ю.В. является пенсионером Министерства обороны РФ, с ... получает пенсию.

В соответствие с архивной выпиской филиала архива штаба Приволжско-Уральского военного округа МО РФ от ... N, пунктом 16 параграфа 1 приказа Командующего войсками Приволжского военного округа от ... N (по личному составу), подполковник Навнычко Ю.В., ... освобожден от занимаемой должности и назначен на равную должность ... ...

Приказом командующего войсками ПриВО N от ... подполковник Навнычко Ю.В., ... ... досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас уволен со службы по собственному желанию на основании пункта 6 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

Согласно приказа военного комиссара ... N от ..., подполковник Навнычко Ю.В. – ..., уволенный с военной службы приказом Командующего войсками ПриВО от ... N в запас по собственному желанию, с ... исключен из списков личного состава военного комиссариата ..., всех видов обеспечения в военный комиссариат ... с выплатой единовременного пособия при увольнении.

В соответствие с денежным аттестатом серии N на момент увольнения со службы истец оклад по воинской должности в размере ..., что соответствовало 8 тарифному разряду, оклад по воинскому званию в размере ..., процентную надбавку за выслугу лет – ...%, денежное довольствие истцу выплачено по ..., с ... истец является получателем пенсии за выслугу лет.

Как следует из решения Ленинского районного суда г.Оренбурга от ... по иску Навнычко Ю.В. к ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» о понуждении пересчитать пенсионные выплаты, взыскании компенсации морального вреда, истец с ... неоднократно обращался в Военный комиссариат Оренбургской области и в другие инстанции о перерасчете назначенной пенсии исходя из должностного оклада по должности, занимаемой им до перевода на службу в военный комиссариат г.Медногорска Оренбургской области, соответствовавшему в то время 10-му тарифному разряду. В удовлетворении исковых требований Навнычко Ю.В. было отказано ввиду отсутствия в приказе Командующего войсками ПриВО от ... N льготного «боковика» - пояснительной записки, подтверждающей право военнослужащего на исчисление пенсии из сохраняемого оклада по воинской должности, замещаемой до перевода в военный комиссариат г.Медногорска Оренбургской области.

... Навнычко Ю.В. обратился в военный комиссариат Оренбургской области с ходатайством о внесении изменений в пункт 16 приказа Командующего войсками ПриВО от ... N, с указанием в нем о сохранении права на исчисление пенсии за выслугу лет по должности, занимаемой до перемещения в связи с организационно-штатными мероприятиями на воинскую должность с меньшим должностным окладом.

Письмом Главного управления кадров МО РФ от ... представление о внесении изменений в приказ Командующего войсками ПриВО от ... N и приложенные к нему материалы возвращены в военный комиссариат Оренбургской области без реализации, как не прошедшие правовую экспертизу.

В 2013 г. Навнычко Ю.В. вновь обратился в Ленинский районный суд г.Оренбурга с иском к ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» о понуждении внести изменения в личное дело военнослужащего Навнычко Ю.В. о сохраняемом праве на исчисление пенсии из оклада по воинской должности, занимаемой до перемещения на нижестоящую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями. Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от ... Навнчко Ю.В. также было отказано в удовлетворении исковых требований.

Из ответа начальника отдела надзора военной прокуратуры Центрального военного округа от ... на обращение истца от ... следует, что ... военным прокурором ЦВО в связи с выявленными нарушениями законом командующему войсками ЦВО направлена информация о состоянии законности для принятия мер, направленных на изменение приказа командующего войсками ПриВО от ... N в части, касающегося назначения Навнычко Ю.В. на воинскую должность ... ... В рамках рассмотрения указанной информации начальнику Главного управления кадров МО РФ направлено представление к внесению изменений в приказ, реализованное путем издания ... приказа Статс-секретаря – заместителя Министра обороны РФ N.

В соответствие с выпиской из приказа Статс-секретаря – заместителя Министра обороны РФ N от ..., пункт 16 приказа командующего войсками ПриВО от ... N о назначении Навнычко Ю.В. изложен в новой редакции, согласно которой истец перемещен в связи с организационно-штатными мероприятиями на воинскую должность с меньшим должностным окладом денежного содержания и с сохранением права на исчисление пенсии за выслугу лет в соответствие с постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941.

Как следует из ответа ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» от ... на обращение истца о перерасчете пенсии за весь период ее выплаты, перерасчет пенсии за выслугу лет Навнычко Ю.В. произведен с ... основании приказа Статс-секретаря – заместителя Министра обороны РФ N, а также произведена доплата к пенсии за 12 месяцев, предшествовавших дате возникновения права на ее перерасчет, то есть с ... по ... в общей сумме ....

Выражая несогласие с указанным ответом, истец обратился в суд с настоящим иском, полагая, что пенсия в полном объеме не получена им по вине должностных лиц военного комиссариата Оренбургской области и Министерство обороны РФ в целом.

В соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» военнослужащим, имеющим выслугу 20 лет и более, устанавливается пенсия за выслугу лет.

Пенсии за выслугу лет, назначаемые военнослужащим и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, а также из месячных и иных дополнительных выплат.

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. В этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Отказывая Навнычко Ю.В. в перерасчете пенсии по обращениям истца до 2016 года, ответчик, ссылаясь на Указ Президента РФ № 1237 от 16.09.1999 г., указал, что для перерасчета пенсии необходим приказ командира по личному составу с оформлении «боковика», в котором должно быть указано, что военнослужащий имеет право на сохранение за ним права на исчисление пенсии из должностного оклада до перевода на нижестоящую должность, такой приказ в отношении истца до ... отсутствовал, в связи с чем оснований для перерасчета пенсии не усмотрели.

С указанными доводами согласился Ленинский районный суд г.Оренбурга в решении от ..., отказав Навнычко Ю.В. в иске о перерасчете размера пенсии.

В решении от ... Ленинский районный суд г.Оренбурга указал на отсутствие у пенсионного органа – Военного комиссариата Оренбургской области обязанности во внесении изменений в документы о прохождении Навнычко Ю.В. военной службы, содержащихся в личном деле пенсионера.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Приказ Статс-секретаря – заместителя Министра обороны РФ N о внесении изменений в приказ командующего войсками ПриВО N от ... с оформлением «боковика», указывающего наличие у истца права на исчисление пенсии за выслугу лет исходя из оклада по воинской должности до перемещения на нижестоящую должность, был издан лишь ..., в последующему представлен в пенсионный орган. На основании указанного приказа произведен перерасчет размера пенсии истца с ... с выплатой недополученной разницы за период с ... по ...

Согласно ч. 2 ст. 58 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Данных, подтверждающих вину военного комиссариата в ненадлежащем выполнении обязанности по исчислению и выплате истцу пенсии за выслугу лет, в материалах дела не имеется, перерасчет пенсии истца за период до ... не был произведен в связи с непредставлением истцом необходимых документов и непредставлением данных документов по запросам ответчика, в связи с чем суд полагает, что оснований для взыскания с ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» недополученной истцом пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком отсутствуют.

Согласно пункту «б» части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 перерасчет размеров пенсий производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (ч. 2).

Перерасчет пенсий носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы.

В соответствии с пунктом 38 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации утвержденной Приказом Министерства внутренних дел России от 27.05.2005 г. № 418, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии и обратился за реализацией этого права несвоевременно, разница в пенсии ему может быть выплачена не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.

Поскольку свое право на перерасчет пенсии истец не мог реализовать до издания приказа о перемещении на нижестоящую должность с «боковиком», а после его издания пенсионный орган полностью исполнил свою обязанность по перерасчете пенсии истца и ее выплате с учетом положений ст. 55 Закона от 12.02.1993 г. № 4468-1, суд приходит к выводу об отсутствии вины пенсионного органа в получении истцом пенсии до ... в меньшем размере, чем установлено законодательством, оснований для взыскания недополученной пенсии за период с ... по ... в соответствие с ч. 2 ст. 58 Закона от 12.02.1993 г. № 4468-1 с ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» суд не усматривает, в связи с чем приходит к выводу об отказе Навнычко Ю.В. в удовлетворении исковых требований в указанной части.

Вместе с тем, В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» указано, что при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела. Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.

Таким образом, суд обязан применить те правовые нормы, которые вытекают из существа правоотношений.

Помимо прочего, в настоящем исковом заявлении истцом ставится вопрос также и о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой пенсии за период с ... по ... в размере ..., согласно приведенного расчета.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из положений ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Как отмечалось выше, согласно ст. 6 Закона от 12.02.1993 года № 4468-1 лицам, указанным в ст. 1 Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

В соответствии со ст. 51 Закона заявления о назначении пенсии представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.

В силу ст. ст. 53 и 54 вышеуказанного Закона днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно части второй статьи 58 указанного Закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Вместе с тем этот Закон не регулирует вопросы ответственности за задержку с назначением пенсии за прошлое время при отсутствии вины как самого пенсионера, так и пенсионного органа.

Между тем, как установлено судом, выплата пенсии в меньшем размере и, соответственно, задержка с ее перерасчетом, возникла из-за виновного поведения командования военного округа, неверно оформившего приказ о перемещении истца на нижестоящую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями (с отсутствием «боковика»).

Препятствием к назначению пенсии истцу в полном объеме явилось ненадлежащим образом оформленное личное дело, в котором, в том числе, отсутствовал приказ о перемещении истца на нижестоящую должность, содержащий указание на право истца об исчислении пенсии исходя из «сохраненного» оклада по должности, занимаемой до перемещения на нижестоящую должность.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 1999 года № 305 «О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба», разрешено Министру обороны Российской Федерации сохранять за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, назначенными с их согласия в связи с проводимыми организационными штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, месячные оклады по ранее занимаемой воинской должности на время их военной службы в новой воинской должности.

Как следует из личного дела Навнычко Ю.В., обозревавшегося в судебном заседании, войсковая часть N, в которой проходил службу истец, была расформирована на основании Директивы Главкома сухопутных войск от ..., Директивы командующего войсками ПриВО от ..., приказа командующего войсками ПриВО от ... Личный состав направлен для дальнейшего прохождения службы, в том числе: подполковник Навнычко Ю.В. – в качестве ... .... На момент издания приказа о перемещении истца на нижестоящую должность, выслуга лет Навнычко Ю.В., дающая право на назначение пенсии за выслугу лет, составляла 22 года.

Издавая приказ N от ... о внесении изменений в приказ командующего войсками ПриВО N от ..., ответчик – Министерство обороны РФ, признало наличие ошибки в оформлении спорного приказа в виде отсутствия «боковика».

Как отмечалось выше, обязанность по оформлению документов о прохождении военной службы, в частности, приказов о перемещении военнослужащих на нижестоящие должности, содержащих условие о праве на исчисление пенсии исходя из «сохраняемого» оклада по предыдущей должности, лежит на Министерстве обороны РФ.

Таким образом, истец был лишен возможности представить в пенсионный орган документ, свидетельствующий об его праве на исчисление пенсии в повышенном размере, до момента устранения ошибки Министерством обороны РФ.

Поскольку приказ Статс-секретаря – заместителя Министра обороны РФ от ... N не является вновь изданным приказом о перемещении истца, а лишь устраняет недостатки ранее изданного приказа, с учетом того, что пенсия за выслугу лет Навнычко Ю.В. назначена, в том числе, с учетом приказа командующего войсками ПриВО от ... N в действующей в момент назначения пенсии ошибочной редакции, суд приходит к выводу о том, право истца на получение пенсии в полном размере было нарушено вследствие виновных действий должностных лиц Министерства обороны РФ, своевременно и надлежащим образом не оформивших приказ о перемещении истца на нижестоящую должность, что, как установлено судом, и явилось причиной назначении Навнычко Ю.В. пенсии за выслугу лет в меньшем размере.

Поскольку право истца на своевременное получение пенсионных денежных выплат было нарушено, чем ему был причинен ущерб, то он имеет право на возмещение убытков в соответствии со статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В обоснование размера причиненных убытков, истцом приложен расчет, согласно которому общая сумма убытков составила разницу между фактически выплаченной Навнычко Ю.В. пенсией за период с ... по ... (... поделенная на 12 месяцев), умноженная на количество месяцев, приходящихся на период выплаты пенсии с ... по ...

Проверяя расчет истца о размере убытков, суд, в целом, соглашается с его правильностью, исходя из того, что в силу ч. 2 ст. 15 ГК РФ убыток определятся не суммой недоплаченной пенсии (включая размер ее индексации), а, в том числе, размером неполученные доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из изложенного, суд соглашается с доводами истца, что размер причиненного убытка подлежит определению исходя из существующей на данный момент разницы между фактически выплаченной пенсией, и пенсией, подлежавшей выплате в соответствие с действующим законодательством.

С учетом того, что за 12 месяцев размер недоплаченной пенсии Навнычко Ю.В. составил ..., ежемесячная недоплата составила ... (16705,08/12=...).

Период недоплаты назначенной пенсии составил 167 полных месяцев, а также 26 дней в июле 2001 г. и 29 дней в июле 2015 г.

Таким образом, размер убытка следует определить как разницу в неполученной пенсии за 26 дней ... ... пенсии за период с .... по ... что составляет ..., а также суммы пенсии за период с ... по ... ... Общая сумма убытка, таким образом, составляет ....

Таким образом, требования истца в указанной части подлежат частичному удовлетворению в сумме ....

Что касается требований истца о компенсации морального вреда, то суд не усматривает оснований для удовлетворения иска в указанной части, следующего:

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и т.д., в данном деле не может быть применена.

В силу ч. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, каковыми являются отношения пенсионера и государства, гражданское законодательство, предусматривающее возмещение материального и морального ущерба, не применяется.

Поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Суду не представлено каких-либо допустимых доказательств, свидетельствующих о причинении вреда здоровью истца неправомерными действиями ответчика, на которого возложена обязанность лишь об оформлении пенсионных документов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Навнычко Ю. В. к Министерству обороны Российской Федерации – удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» убытки в виде недополученной пенсии за период с ... по ... в размере 234947 рублей 19 копеек.

В удовлетворении исковых требований в остальной части, а также исковых требований к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Оренбургской области» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: /подпись/

Решение судом в окончательной форме принято 30 июня 2017 года

Судья: /подпись/