Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2017 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
судьи Германовой С.В.,
при секретаре Евсеевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> о признании права на досрочную трудовую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> о признании права на досрочную трудовую пенсию.
В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ. пенсионным органом истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 30 лет, не были включены следующие периоды работы: период работы в должности медицинской сестры Обособленного подразделения <адрес> в ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С данным отказом истица не согласна, поскольку она занимала в указанные периоды должность медицинской сестры и находилась в отпуске с сохранением средней заработной платы, в связи с чем имеет право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с леченой работой по охране здоровья населения в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»., т.е. на момент подачи заявления в Пенсионный фонд имела стаж работы, необходимый для назначения ей досрочной пенсии.
Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что указанные истцом периоды работы не могут быть засчитаны в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г..
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает исковые требования ФИО2 подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям:
Согласно п.2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» предусмотрены условия, определяющие право на пенсию, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 11 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке.
Судом установлено и подтверждается записями в трудовой книжке, что ФИО2 в спорные периоды работала:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры Обособленного подразделения <адрес> ООО «<данные изъяты>»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ переведена в Обособленное подразделение Тольятти на должность медицинской сестры.
Согласно выписке из приказа МУЗ Городской больницы № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-к ФИО2 – медицинской сестре палатной ревматологического отделения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен дополнительный отпуск с сохранением средней заработной платы для подготовки и защиты дипломного проекта.
Решением от 19.10.2016г. в назначении досрочной пенсии по старости ФИО2 отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 30 лет.
Из протокола комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что в специальный стаж не засчитаны указанные периоды работы, специальный стаж ФИО2 на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ. составляет 24 года 10 месяцев 04 дня при требуемом стаже работы 30 лет.
Суд считает обоснованным отказ пенсионного органа во включении следующих периодов работы ФИО2 в специальный стаж:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры Обособленного подразделения ООО «<данные изъяты>»,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учебный отпуск.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Пунктом 18 вышеуказанного Постановления разъяснено, что исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 22.04.2010 г. №520-О-О, устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации Постановлением от 29.10.2002г. №781 утверждены Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждения здравоохранения», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, лицу, обратившемуся за оформлением трудовой пенсии по старости по указанным основаниям, надлежит представить суду доказательства наличия необходимого стажа работы, связанного с осуществлением лечебной деятельности, в учреждении либо в структурном подразделении организации, не поименованным в Списке, но перечисленном в п.6 вышеназванных Правил.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Из анализа ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что законодатель связывает право на досрочную трудовую пенсию медицинским работникам с работой именно в учреждениях здравоохранения. Речь в данном случае идет об организационно-правовой форме юридического лица. Согласно п.1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющее полученную прибыль между участниками (ч.1 ст. 50 ГК РФ).
Согласно представленным документам истец была принята на работу в ООО «<данные изъяты>», созданные как общества с ограниченной ответственностью, что подтверждается учредительными документами данных организаций. Из анализа вышеуказанных норм, учредительных документов суд приходит к выводу, что ООО «<данные изъяты>» не относятся к учреждениям и не являются структурными подразделениями, перечисленными в пункте 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебною и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Доводы истца о том, что ООО «<данные изъяты>» являются медицинскими учреждениями, которое занималось лечебной деятельностью, суд считает несостоятельными.
Периоды работы, подлежащие включению в специальный стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, определяются в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781.
Из устава ООО «<данные изъяты>» следует, что указанное общество создано в форме ООО, является коммерческой организацией, какими-либо признаками, присущими учреждению, созданному в порядке ст. 120 ГК РФ, данное юридическое лицо не обладает. Данная организация была создана в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, ФЗ от 08.02.1998г. №14-ФЗ «Об общества с ограниченной ответственностью» с целью получения прибыли. Каких-либо сведений о том, что данная организация ранее являлась учреждением, а впоследствии имело место изменение организационно-правовой формы суду не представлено. Кроме того, не представлено также доказательств, что в состав данных организаций входили структурные подразделения, перечисленные в п.6 вышеназванных Правил исчисления периодов работы.
Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, закрытые акционерные общества, осуществляющие на основании лицензий медицинскую деятельность, в указанных Списках и Правилах не указаны.
Таким образом, основной целью деятельности ООО «<данные изъяты>» является извлечение прибыли, в связи с чем в силу п.1 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации названная организация является коммерческой, созданной для целей извлечения прибыли, и не может быть отнесена к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года N 11-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации положение подпункта 10 пункта 1 статьи 28 (в настоящее время подпункта 20 п.1 ст. 27) Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающее для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными.
Таким образом, в указанном Постановлении речь идет не о любых организационно-правовых формах юридических лиц, а лишь о виде собственности учреждения здравоохранения. Указанная правовая позиция вытекает из положений ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой учреждения могут быть созданы гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года №84-О, от 29 января 2009 года №67-О-О, от 23 июня 2009 года №906-О-О оспаривались подпункт 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в той мере, в какой указанными нормами не предусмотрено включение в стаж периодов осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в качестве индивидуального предпринимателя, а также в товариществе с ограниченной ответственностью, то есть не в учреждениях здравоохранения.
Отказывая в принятии к рассмотрению указанных жалоб, Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что, устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации) либо ограничивающие право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года за №781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.
Учитывая, что по своей организационно-правовой форме ООО «<данные изъяты>» не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, то спорный период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в стаж работы, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В отношении периода учебного отпуска суд отмечает следующее.
В силу ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающихся в этих учреждениях, работодатель представляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
В соответствии с абз.2 п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. №516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Периоды учебных отпусков являются дополнительными оплачиваемыми отпусками, а потому на основании абз.2 п.5 указанных выше Правил, период учебных отпусков подлежит зачету в специальный стаж.
Такое толкование закона дано Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 04.02.2011 г. №74-В10-11.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. К заявлению гражданина, обратившегося за назначением досрочной трудовой пенсии по старости должны быть приложены документы, подтверждающие требуемый стаж на соответствующих видах работ – 25 лет.
Вместе с тем, анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для включения ФИО2 в стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют. Данные выводы суда подтверждены материалами дела. Таким образом, к моменту обращения в пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ. необходимый 30-летний специальный стаж работы у нее отсутствовал, поэтому ФИО2 было правомерно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на основании подп. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», период нахождения в учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись С.В.Германова
Копия верна.
Судья