Решение суда о признании права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности № 2-1716/2017 ~ М-1565/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

             Дело № 2-1716/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2017 года     

Московский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи                         Е.В. Самойловой,

при секретаре                                                     И.И. Габитовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Р.Р.Л. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г. Казани Республики Татарстан о признании права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Р.Р. Л. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФР в Московском районе г. Казани о признании права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, указав в обоснование, что она обратилась к ответчику для назначения досрочной страховой пенсии 06 апреля 2017 года. На этот момент педагогический стаж истца составлял более 25 лет. Однако решением ответчика № от 05 мая 2017 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого педагогического стажа. При подсчете продолжительности педагогического стажа не были приняты к зачету некоторые периоды работы истца, в результате чего специальный стаж составил 19 лет 07 месяцев 21 день. В стаж педагогической работы не были включены периоды: с 01 сентября 1990 года по 26 июня 1995 года - учеба в <данные изъяты> государственном педагогическом институте; с 01 февраля 2003 года по 21 октября 2003 года - работа в должности воспитателя по обучению татарскому языку в <данные изъяты>, так как учреждение в данный период не имело статуса юридического лица. Истец считает решение об отказе необоснованным. Указывает, что условия пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, которое утратило силу 01.10.1993 года, ею соблюдены. До поступления в <данные изъяты> государственной педагогический институт она работала учителем истории и географии в <данные изъяты> средней школе, а после окончания - учителем татарского языка и литературы в средней общеобразовательной школе <данные изъяты>. Ранее действовавшее законодательство не содержало требования о том, что педагогическая деятельность осуществлялась лишь в государственных и муниципальных учреждениях. Назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях для детей, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. Работая в вышеуказанном детском учреждении, истец имела все основания полагать, что время работы в данном учреждении будет зачтено в стаж, дающий на льготную пенсию в соответствии с действующим пенсионным законодательством. Указывает, что для досрочного назначения пенсии имеет значение вид деятельности учреждения, а не наличие государственной регистрации в качестве юридического лица у учреждения, с которым истец состояла в трудовых отношениях, поскольку данные обстоятельства не зависят от ее воли. Сам по себе факт отсутствия у <данные изъяты> на тот момент статуса юридического лица не изменяет характера деятельности учреждения и не опровергает факт того, что истцом осуществлялась педагогическая деятельность. На основании изложенного истец просит включить в педагогический стаж следующие периоды: с 01 сентября 1990 года по 26 июня 1995 года - учеба в Бирском государственном педагогическом институте; с 01 февраля 2003 года по 21 октября 2003 года - работа в должности воспитателя по обучению татарскому языку в <данные изъяты>; обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения с 06 апреля 2017 года; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании истец и ее представитель поддержали исковые требования.

Представитель ГУ - УПФР в Московском районе г. Казани иск не признала, представила возражения на исковое заявление.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных суду доказательств, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05 ноября 2002 года, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года следует, что при разрешении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости должны применяться нормативные правовые акты, действовавшие в спорные периоды трудовой деятельности лица, предусматривающие право на включение работы в определенных должностях и учреждениях на момент возникновения у работника такого права в связи с осуществлением им определенной трудовой деятельности, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения пенсии до введения в действие нового правового регулирования с 31 декабря 2001 года.

Таким образом, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Судом установлено, что 06 апреля 2017 года истец обратилась в ГУ - УПФР в Московском районе г. Казани с заявлением о назначении досрочной пенсии.

Решением ГУ - УПФР в Московском районе г. Казани от 05 мая 2017 года № истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ввиду отсутствия требуемого стажа 25 лет педагогической деятельности.

В специальный стаж не были включены следующие периоды:

- с 01 сентября 1990 года по 26 июня 1995 года - учеба в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, в соответствии с которым время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах включается в специальный стаж, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Действие постановления закончилось 01.10.1993 года, следовательно, условия для включения учебы в специальный стаж не выполнены;

- с 01 февраля 2003 года по 21 октября 2003 года в должности воспитателя по обучению татарскому языку в <данные изъяты>, так как учреждение в данный период не имело статуса юридического лица. После введения в действие Закона РФ «Об образовании» 31 июля 1992 года, все образовательные учреждения должны иметь статус юридического лица. Работа в образовательных учреждениях, не имеющих статуса юридического лица, после 31 июля 1992 года, в педагогический стаж не засчитывается.

В остальной части решение ответчика истцом не оспаривается.

На момент поступления истца в учебное заведение действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», в силу статьи 58 которого вопросы назначения пенсий за выслугу лет педагогическим работникам регулировало Положение о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное пунктом 7 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», предусматривающее в качестве условия включения в стаж педагогической деятельности времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В силу п. 4 указанного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на эту пенсию.

Согласно Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года N 320-О, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Следовательно, для расчета стажа истицы, дающего право на досрочное назначение пенсии, определяющее значение имеет законодательство, действовавшее на момент ее обучения.

Условия, предусмотренные Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, истцом соблюдены.

В то же время, поскольку указанное Положение утратило силу с 01 октября 1993 года, в специальный стаж истца подлежит включению период с 01.09.1990г. по 30.09.1993г. - период учебы в <данные изъяты> государственном педагогическом институте.

Довод ответчика о том, что <данные изъяты> не имело статуса юридического лица, отклоняется судом.

Установлено, что в период с 01 февраля 2003 года по 21 октября 2003 года истец работала в должности воспитателя по обучению татарскому языку в <данные изъяты>.

Согласно подп. "м" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.

В пункте 1 раздела "Наименование должностей" и пункте 8 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, указана должность воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях - детский сад.

Действовавшим в спорный период Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» в статье 12 при определении правового положения образовательных учреждений как юридических лиц приоритетное значение также отводилось целям, задачам и направлениям деятельности, которые обозначались как осуществление образовательного процесса, то есть реализация образовательных программ или обеспечение содержания, воспитания обучающихся (воспитанников). Этой статьей подчеркивалось, что действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации вне зависимости от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Тот факт, что в спорный период детское образовательное учреждение являлось структурным подразделением <данные изъяты>, не имело статуса юридического лица, не имеет правового значения и не влияет на право истца на включение данного период в льготный стаж, так как педагогическая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, в которых осуществлялась педагогическая деятельность. Название и подчиненность учреждения не изменило характера педагогической деятельности истца.

При установленных судом обстоятельствах, период работы истца с 01 февраля 2003 года по 21 октября 2003 года в должности воспитателя по обучению татарскому языку в <данные изъяты> подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с педагогической деятельностью.

Принимая во внимание, что с учетом включенных в стаж вышеуказанных периодов работы у истца отсутствует необходимый льготный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости на момент обращения в ГУ - УПФР в Московском районе г. Казани, суд отказывает в удовлетворении требований о понуждении ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с 06 апреля 2017 года.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, уплаченной при подаче иска.

В силу изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Иск Р.Р.Л. удовлетворить частично.

Включить Р.Р.Л. в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с педагогической деятельностью, следующие периоды: с 01.09.1990г. по 30.09.1993г. - период учебы в <данные изъяты> государственном педагогическом институте; с 01.02.2003г. по 21.10.2003г. - период работы в должности воспитателя по обучению татарскому языку в <данные изъяты>

В удовлетворении остальной части иска Р.Р.Л. отказать.

Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Казани в пользу Р.Р.Л. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г. Казани.

Судья:       Е.В. Самойлова