Решение суда о признании права на досрочную страховую пенсию № 2-3050/2017 ~ М-2646/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-3050/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 мая 2017 года

Приволжский районный суд г. Казани в составе

председательствующего судьи Кулиева И.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салаховой ФИО7 к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда России в Приволжском районе г. Казани о признании права на досрочную страховую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Салахова Э.Р. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда России в Приволжском районе г. Казани (далее – УПФР) о признании права на досрочную страховую пенсию

В обоснование иска Салдахова Э.Р. указала, что Решением УПФР от 22 августа 2016 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии.

Истица считает отказ незаконным, просит обязать ответчика включить в стаж работы, дающей право на назначение пенсии, периоды работы с 30 августа 1984 года по 30 августа 1985 года в должности старшей пионервожатой и назначить ей досрочную страховую пенсию с 09 августа 2016 года.

В судебном заседании представитель истицы исковые требования поддержал в полном объеме

Представитель УПФР в судебное заседание не явился, направил отзыв, в котором иск не признал, указав в обоснование возражений, что должность старшей пионервожатой не включена в Список работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.

Выслушав представителя истицы, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015, с изм. от 23.05.2016) "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. (далее – Закон о страховых пенсиях)

Согласно п.19 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях», consultantplus://offline/ref=DFF2C2CB0390FBC427FA1FAF6A8092BE4B17BC33545F8E13A9C80A31F88D3F2FB1E04178A25D3238h3M9M страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам … лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как установлено судом, 09 августа 2016 года истица обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной пенсии.

Решением УПФР от 22 августа 2016 года №677720/16 в назначении пенсии отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа педагогической деятельности -25 лет.

Указанным решением в стаж педагогической деятельности истицы включено 24 года 3 месяца 29 дней.

В стаж педагогической деятельности истицы не включен период работы в должности старшей пионервожатой в школе №135 Кировского района г.Казани с 30 августа 1984 года по 30 августа 1985 года - так как, указанная должность не включена в Список работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.

В силу приведенной нормы ст. 30 Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

В разделе "Наименование должностей" Списка должность пионервожатой (старшей пионервожатой) не указана.

Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Вместе с тем согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.

Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.

В силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Названное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".

Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях не предусмотрена.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности "пионервожатая".

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации спорные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Таким образом, работая в должности старшей пионервожатой с 30 августа 1984 года по 30 августа 1985 года, истица имеет право на зачет указанных периодов работы в специальный стаж, изменение законодательства на момент решения вопроса о праве на досрочную пенсию поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, потому, данное обстоятельство не должно нарушать законно возникшее право истицы на льготное пенсионное обеспечение.

С учетом включения спорного периода в стаж педагогической     деятельности (1 год 1 день) по состоянию на момент обращения истицы в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии стаж ее работы, дающий право на досрочное назначение такой пенсии, превысит 25 лет.

Учитывая установленные обстоятельства, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12,56, 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ

Иск Салаховой ФИО8 к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда России в Приволжском районе г. Казани о признании права на досрочную страховую пенсию удовлетворить

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда России в <адрес> включить в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии период работы в должности старшей пионервожатой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда России в <адрес> назначить Салаховой ФИО9 досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда России в <адрес> в пользу Салаховой ФИО10 <данные изъяты> рублей в порядке возврата государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд <адрес> в течение одного месяца после вынесения мотивированного решения.

Судья И.А. Кулиев