Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело №2-3902/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2017 года г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Токаревой Н.С.,
при секретаре Рогачковой Ю.В.,
с участием представителя истца ФИО4,
представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Саратове дело по иску Ижутова ФИО6 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова о признании права на досрочную пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Ижутов А.М. обратился в суд с иском к ГУ УПФР в Ленинском районе г. Саратова, в котором просит признать незаконным отказ о включении в стаж на соответствующих видах работ период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным отказ о включении в стаж на соответствующих видах работ период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ГУ УПФР в Ленинском районе г.Саратова осуществить перерасчет пенсии истцу с момента его обращения о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указано, что истец обратился в ГУ УПФР в Ленинском районе г. Саратова с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ответчиком отказано в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости по нормам пункта 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Ответчик не включил в стаж на соответствующих видах работ периоды работы Ижутова А.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя автобуса в ГУП СПАТП №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве индивидуального предпринимателя, занятого осуществлением перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Истец считает отказ о назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, поэтому вынужден обратиться в суд для защиты своих прав с настоящим иском.
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова ФИО5 исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, дав пояснения аналогичные письменным возражениям.
Суд, заслушав представителей истца и ответчика, изучив представленные письменные доказательства и исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, материалы гражданского дела №, считает исковые требования Ижутова А.М. подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости на основании п. 10 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ-УПФР в Ленинском районе г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа на ответствующих видах работ в качестве водителя автобуса, занятого постоянно в течение полного рабочего дня на регулярных городских пассажирских маршрутах. При этом из специального стажа истца исключены периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя автобуса в ГУП СПАТП №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлявшего услуги автомобильного пассажирского транспорта.
Страховые пенсии с ДД.ММ.ГГГГ устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Статьей 8 названного Закона установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Аналогичные положения содержались в п. 10 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», п. «к» ст. 12 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных пенсиях в РФ».
В соответствии с п.4 действующих Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Порядка подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованного с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) и утвержденного Письмом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-пр «О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах», право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 «к» Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц. Пунктом 2 Порядка подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованным с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (Приложение к Письму Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-пр) предусмотрено, что специальный трудовой стаж возможно подтвердить приказами о назначении на работу водителем автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, путевыми листами, при отсутствии приказов и путевых листов - справками предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).
В силу ст. ст. 56, 60 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно записям трудовой книжки, Ижутов А.М. в указанные периоды (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) истец работал водителем автобуса в Саратовском пассажирском автотранспортном предприятии.
В архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ № И-344 указано, что истец с ДД.ММ.ГГГГ переведен водителем автобуса 3 класса в автоколонну № в СПАТП №.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ по ГУП «СПАТП №» истец - водитель автобуса автоколонны № с ДД.ММ.ГГГГ направлен на стажировку на автобус ЛАЗ-695 на городские маршруты с водителем-наставником.
Указанные документы не содержат сведений о том, что истец в периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был постоянно в течение полного рабочего дня занят в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах. Кроме того, приказ № опровергает занятость истца на регулярных городских маршрутах с ДД.ММ.ГГГГ.
Истцом заявлен для включения период работы в СПАТП № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вместе с этим, в выписке из ИЛС организацией-работодателем сданы индивидуальные сведения с указанием периодов работы истца без кода особого характера условий работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с кодом особого характера условий труда - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены Управлением ПФР в бесспорном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №/к от ДД.ММ.ГГГГ имело место быть увольнение истца, а с ДД.ММ.ГГГГ (приказ №/к от ДД.ММ.ГГГГ) прием на работу.
Таким образом, указанные в справке документы и сведения не содержат сведений о закреплении истца за регулярными городскими пассажирскими маршрутами.
Доказательства, которые в соответствии установленным порядком подтверждали бы указанные обстоятельства, а именно приказы о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, путевые листы, справки предприятия с указанием документальных оснований, справки на основании выписки из лицевых счетов, подтверждающих, что истец был постоянно занят в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, истцом не предоставлены.
Документальные сведения о том, какие маршруты обслуживались автоколонной №, истцом также не представлены.
В соответствии с Уставом Саратовского пассажирского автотранспортного предприятия №, основными задачами предприятия являются организация и осуществление перевозок пассажиров автобусами на установленных маршрутах в г. Саратове и пригороде, обслуживание предприятий и организаций на спецмаршрутах.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Доводы истца в лице его представителя не могут быть приняты во внимание судом в качестве доказательств, поскольку юридическим фактом, с которым законодатель связывает право на досрочное назначение пенсии в связи с особыми условиями труда и который подлежит доказыванию, является специфика работы истца в качестве водителя автобуса, а именно, занятость на регулярных городских пассажирских перевозках, к которым относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках, в течение рабочей смены, однако такие условия труда истца в спорные периоды материалами дела не подтверждены.
Судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ Ижутов А.М. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о внесении в ЕГРИП.
Согласно свидетельству № серия СО-64 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Ижутов А.М. осуществлял перевозку пассажиров на регулярном городском маршруте №, производил оплату единого налога на вмененный доход, получаемый от оказания автотранспортных услуг.
Согласно свидетельству № серия СО-64 с ДД.ММ.ГГГГ, Ижутов А.М. осуществлял перевозку пассажиров па регулярном городском маршруте №, производил оплату единого налога на вмененный доход, получаемый от оказания автотранспортных услуг.
Маршруты №, № являлись регулярными городскими маршрутами, что подтверждается письмом муниципального казенного учреждения «Транспортное управление» № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Ижутову А.М. как индивидуальному предпринимателю, выдана лицензия №АСС-64-303733, согласно которой ему разрешена перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ, лицензия продлена по ДД.ММ.ГГГГ.
Так, согласно расписанию движения автобусов по городскому маршруту № определено: время нахождения в пути, перерывы, обед, интервал движения, время оборотного рейса.
Кроме того, осуществляя предпринимательскую деятельность, истец производил уплату необходимых страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что подтверждается чек-ордерами от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, рассматривая вышеуказанные доказательства, представленные истцом, согласно представленной лицензии: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ разрешается осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек. За период с 2001 г. по 2003 г. лицензия не представлена. Однако, выписка из ЕГРИП и указанная лицензия не являются подтверждением постоянной в течение полного рабочего дня занятости истца в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах. Свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход, также не являются доказательством юридически значимых обстоятельств по делу, а именно факта закрепления истца за регулярными городскими пассажирскими маршрутами, и выполнение такой работы в течение постоянно полного рабочего дня.
Доказательства, которые в соответствии установленным порядком подтверждали бы указанные обстоятельства, истцом не предоставлены.
Положениями пункта 2 Письма Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-пр предусмотрено, что подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов; путевых листов; при отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров).
На основании названных документов можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц.
Пунктами 2, 3, 4 раздела 1 приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 15 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (далее по тексту - Приказ Минтранса России №) предусмотрено, что настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители).
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.
Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.
Из положений пунктов 6, 7 раздела 2 приказа Минтранса России № также усматривается, что в течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
Таким образом, приведенные положения нормативных актов прямо предусматривают в качестве необходимого условия - осуществление трудовой деятельности в должности водителя автобусов на регулярном городском маршруте и выполнение указанной работы в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что в трудовой книжке истца отсутствует запись о его работе в должности водителя автобуса, в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлявшего услуги автомобильного пассажирского транспорта по спорным периодам работы.
При этом, каких-либо сведений о том, что истец постоянно в спорный период выполнял обязанности водителя автобуса на регулярном городском маршруте, данные доказательства не содержат.
Не содержат сведений о постоянной занятости истца (выполнение им работы не менее 80% рабочего времени за месяц) в должности водителя автобуса на регулярном городском пассажирском маршруте и выписка из ЕГРИП, свидетельства об уплате налога на вмененный доход, иные документы, представленные истцом в обоснование заявленных требований.
Из архивной справки, выданный ОГУ ГАНИСО от ДД.ММ.ГГГГ № И-149 установлено, что согласно лицевому счету начисления заработной платы за 1983 г. ФИО1 числится учеником водителя автоколонны № Саратовского пассажирского автотранспортного предприятия. К самостоятельной работе ФИО1 допущен с мая 1983 г. (основание: Ф. 6365 л/с. On. 1 л/с. <адрес>); согласно лицевым счетам, начисления заработной платы за 1984-январь 1989 г.г. ФИО1 числится водителем автоколонны № Саратовского пассажирского автотранспортного предприятия (основание: Ф. 6365 л/с. On. 1 л/с. <адрес>, 139, 146, 150, 158, 164); в лицевых счетах начисления заработной платы Саратовского пассажирского автотранспортного предприятия (с 1992 г. - Саратовского пассажирского автотранспортного предприятия №, с 1997 г. - ГУП «Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие №») за февраль 1989-2000 г.г. должность ФИО1 не указана (основание: Ф. 6365 л/с. Оп. 2 л/с. <адрес>); примечания: 1) в лицевых счетах ФИО1 за 1983-2000 г.г. сведений об окладе работника, тарифах оплаты, маршрутах работы не обнаружено, связь с регулярными городскими маршрутами по просмотренным документам не усматривается); награждение ФИО1 значком «За работу без аварий» производилось приказами Саратовского пассажирского автотранспортного предприятия, в имеющихся приказах Саратовского пассажирского автотранспортного предприятия за 1987 г., 1990 г. и 1991 г. приказы о награждении (поощрении) сотрудников, в том числе ФИО1, не обнаружено (просмотрено: Ф. 6365 л/с. On. 1 л/с. <адрес>, 167, 170); в лицевых счетах за период 1983-2000 г.г. усматриваются начисления по шифрам: «премия за график/премия за соблюдение графика движения», «за реализацию талонов водителем», «работа без кондуктора»; а также доплаты: «за разрывной график работы», «за бескондукторскую работу».
Таким образом, письменные доказательства, указанные выше, не подтверждают факт того, что истец в спорный период с 1983 г. по 2011 г. постоянно не менее 80% рабочего времени, трудился водителем на регулярных пассажирских городских маршрутах, и, учитывая, что суду не были представлены табели учета рабочего времени за указанный период, и не являются достаточными доказательствами указанных выше обстоятельств.
Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п.1 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно п.2 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Аналогичные положения закреплены и в п.24 «Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 884H.
Учитывая, что право на досрочную пенсию в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» законодатель связывает, в том числе, с достижением заявителем на дату обращения в территориальный орган Пенсионного фонда РФ за назначением указанной пенсии возраста 55 лет (для мужчин), требование Ижутова A.M. о назначении ему пенсии ранее достижения им такого возраста, незаконно.
Таким образом, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, в отсутствие документального подтверждения постоянной занятости Ижутова А.М. в спорные периоды на регулярных городских пассажирских маршрутах, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Ижутова ФИО7 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова о признании права на досрочную пенсию, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова.
Судья: