Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2-10870/17 (26) Мотивированное решение изготовлено 02.10.2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2017 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Мосягиной Е.В., при секретаре Янковской И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костиной Г. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> города Екатеринбурга <адрес> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец Костина Г.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению ПФ РФ в <адрес> г. Екатеринбурга о признании права на назначение и получение досрочной трудовой пенсии с даты обращения с заявлением о назначении пенсии.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержала по доводам и основанию иска и просила их в полном объеме удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Лошкарева Н.А., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала по доводам письменных возражений.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от /> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от /> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленногостатьей 8настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, в том числе и лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст. 30 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Так, Правительством Российской Федерации было принято Постановление от /> № о «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Так, в соответствии с подп. «б» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом20 пункта1 статьи27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации от /> №, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласноприложению(далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных впункте6настоящих Правил.
Ранее действовавшими Постановлением Совмина Р. от /> № «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» и Правительства Российской Федерации от /> № «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» также был установлен льготный порядок исчисления трудового стажа для работников структурных подразделений учреждений здравоохранения.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от /> №-П и Разъяснением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от /> № «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. ст. 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении продолжительности страхового стажа (статья 2 Закона) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочно назначаемую (ст. ст. 27, 28 Закона), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Соответственно, доказыванию по делам данной категории подлежит факт исполнения трудовых обязанностей в определенной должности при неблагоприятном воздействии различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от /> № установлено, что периоды работы до /> засчитываются в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета М. Р. от /> №, а периоды работы после />, в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 настоящего постановления.
Согласно Списку профессий и должностей, утвержденного Постановлением Совета М. Р. от /> № право на пенсию по выслуге лет предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Таким образом, с />льготное исчисление стажа – 1 год работы как 1 и 6 месяцев связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером деятельности в определенных условиях; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности структурных подразделений лечебных учреждений.
Как видно из материалов дела, /> Костина Г.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда, где к рассмотрению были представлены документы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по подп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ от /> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Закон № 173-ФЗ).
Решением Управления о № от /> ей было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил 22 года 02 месяца 06 дней, что менее 30 лет.
По мнению ответчика не подлежат зачету в стаж периоды работы: - в льготном исчислении как один год работы к полутора годам, работа в период: с /> по />, с /> по />, с /> по /> в должности фельдшера отделения анестезиологии – реанимации № в Муниципальном учреждении «Станция скорой медицинской помощи» им. В.Ф. Капиноса», с /> Муниципальное казенное учреждение «Станция скорой медицинской помощи» им. В.Ф. Капиноса».
Спорные периоды работы истца в должности фельдшера отделения анестезиологии – реанимации № включены в календарном исчислении в стаж истца, за исключением периодов прохождения курсов повышения квалификации (специализация) и периода работы в должности медицинской сестры выездной бригады скорой медицинской помощи Муниципального учреждения «Скорая медицинская помощь» с /> по />.
Отказывая истцу во включении указанных периодов работы в льготном исчислении, ответчиком указано на то, что в соответствии с Постановлением №(п.5) предусматривает льготное исчисление только для медицинской сестры анестезиологии-реанимации, должность «фельдшер» Перечнем не предусмотрена, также не предусмотрено включение в стаж работы в календарном исчислении в учреждении МУ «Скорая медицинская помощь», поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от /> N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно справке о переименованиях МБУ «Станция скорой медицинской помощи» имени В.Ф. Капиноса», в период с /> станция скорой и неотложной медицинской помощи была переименована в МУ « Скорая медицинская помощь», с /> в МУ «Станция скорой медицинской помощи».
По мнению суда, следует учитывать, что назначение пенсии за выслугу лет зависит от вида деятельности работников, а не от наименования или правового статуса учреждения здравоохранения или его структурного подразделения, в которых они осуществляли свою трудовую деятельность, при этом наименование учреждения и отделения, где истец работал, не могло зависеть от волеизъявления истца, а связано было с экономической, политической обстановкой в стране в указанный период, применяемым законодательным актам.
То обстоятельство, что при формировании документов были допущены несоответствия наименований структурных подразделений фактически исполняемым истцом обязанностям, не должно причинять ущерб интересам истца, поскольку льготное пенсионное обеспечение медицинских работников является их конституционным правом и социальной гарантией, и ошибочное наименование структурных подразделений не может влиять на права граждан.
При таких обстоятельствах период работы Костиной Г.А. с /> по /> в должности медицинской сестры выездной бригады скорой медицинской помощи в Муниципальном учреждении «Скорая медицинская помощь» подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в календарном исчислении.
Должностимедицинской сестрыи фельдшера Приказами Минздрава РФ от/> №«Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» предусмотрены как самостоятельные, однако действующим законодательством предусмотрена их взаимозаменяемость.
Как следует из письма№ от /> Министерства здравоохранения СССР организация специализированных бригад должна производится в зависимости от конкретных условий работы, наличия подготовленных кадров достаточного объема работы по каждому профилю, кроме того, разрешается устанавливать соответственно вместо должностей «медицинская сестра-анестезист» специализированных анестезиолого-реанимационных бригад должности «фельдшера» после их подготовки по анестезиологии-реаниматологии по программе для медицинских сестер – анестезистов.
Согласно п. 25 Порядка оказания скорой медицинской помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от01.11.2004года№, специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи включает в свой состав 1 врача (соответствующего профиля), 2 средних медицинских работников (соответствующего профиля), санитара иводителя.
Анализируя, представленные истцом должностные инструкции фельдшера скорой медицинской помощи отделения анестезиологии и реанимации и медицинской сестры- анестезистки отделения анестезиологии и реанимации, суд приходит к выводу, что функции и должностные обязанности у медицинской сестры –анестезистки аналогичны функциям и обязанностям фельдшера, при этом обязанности фельдшера более расширены.
Как следует из представленных истцом доказательств, она осуществляла работу в спорные периоды в должности фельдшера отделения анестезиологии – реанимации № в Муниципальном учреждении «Станция скорой медицинской помощи» им. В.Ф. Капиноса», с /> Муниципальное казенное учреждение «Станция скорой медицинской помощи» им. В.Ф. Капиноса», что относится к среднему медицинскому персоналу, в связи с чем, данные спорные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении один год к одному году шести месяцам.
Периоды нахождения истца Костиной Г.А. на курсах повышения квалификации с /> по />, с /> по />, с /> по />, с /> по />, с /> по />, суд также считает необходимым включить в специальный трудовой стаж, в календарном исчислении по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от /> №, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы, должность и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников, каковыми являются и медицинские работники, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в календарном исчислении.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренныхчастями 5и6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая изложенное, а также включение вышеуказанных периодов работы истца в его специальный трудовой стаж в льготном и календарном исчислении, суд приходит к выводу, что у Костиной Г.А. возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с />, то есть с момента ее обращения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Костиной Г. А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Зачесть Костиной Г. А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении за один год работы один год и шесть месяцев, следующие периоды работы: с /> по />, с /> по />, /> по /> в должности фельдшера отделения анестезиологии-реанимации МУ «ССМП», МКУ «ССМП», МБУ «ССМП».
Зачесть Костиной Г. А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в календарном исчислении следующие периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с /> по />, с /> по />, с /> по />, с /> по />, с /> по />; период работы в должности медицинской сестры выездной бригады скорой медицинской помощи Муниципального учреждения «Скорая медицинская помощь» с /> по />.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> г. Екатеринбурга <адрес> обязанность назначить и выплачивать Костиной Г. А. досрочную трудовую пенсию по старости с />.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательном виде, с подачей жалобы через суд, вынесший решение.
Судья (подпись) Мосягина Е.В.
Копия верна
Судья