Решение суда о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, зачете периодов работы в специальный страховой стаж и назначении пенсии № 2-716/2017 ~ М-263/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

2-716/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2017 года

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Савиновой Н.М., при секретаре Душкиной В. С., с участием истца Петрашкевич Л. В., представителя ответчика Белоусовой Ю. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрашкевич Л. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, зачете периодов работы в специальный страховой стаж и назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Петрашкевич Л. В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга (далее по тексту - Управление) о признании незаконным решения ответчика < № > от 26.12.2016 в части не включения спорных периодов работы в специальный страховой стаж, включении в специальный страховой стаж календарно периодов работы с < дд.мм.гггг > по 29.06.2007 в должности зубного врача у ИП Попова Г. И., с < дд.мм.гггг > по 10.10.2016, < дд.мм.гггг > в должности зубного врача стоматологического кабинета в Обществе с ограниченной ответственностью «Регион-траст», назначении и выплате пенсии со дня обращения за ней, то есть с < дд.мм.гггг >.

В обоснование заявленных требований Петрашкевич Л. В. пояснила, что медицинскую деятельность начала в должности зубного врача в Туринской центральной районной больнице с < дд.мм.гггг > и работает зубным врачом по настоящее время. Иным каким-либо видом деятельности никогда не занималась, но ей ответчик не включил периоды фактически в стоматологической клинике, но она сначала была организована Индивидуальным предпринимателем Поповым Г. И., а затем преобразована в Обществе с ограниченной ответственностью «Регион-траст». Просит удовлетворить исковые требования, поскольку в спорные периоды работы занималась лечебной деятельностью и оказывала лечение населению. Индивидуальный предприниматель и Общество с ограниченной ответственностью имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности, согласно Уставу, у общества имеется вид деятельности в области здравоохранения - стоматологическая практика. Считает, что пенсия назначается за определенный вид деятельности, а не за наименование учреждения.

Представитель ответчика Белоусова Ю. С., не признав исковые требования в полном объеме, суду пояснила, что < дд.мм.гггг > Петрашкевич Л. В. обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях» на досрочное назначение страховой пенсии по старости независимо от возраста предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах.

Решением об отказе в назначении пенсии от 26.12.2016 < № > установлено, что Петрашкевич Л. В. имеет стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях» по состоянию на < дд.мм.гггг > продолжительностью 17 лет 03 месяца 00 дней.

Управление считает, что отсутствуют правовые основания для включения спорных периодов работы в специальный страховой стаж, поскольку в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости медицинским работникам засчитывается работа в учреждениях здравоохранения. ИП и ООО «Регион-траст» не являются учреждениями здравоохранения. Также организационно-правовая форма «ИП», «Общество с ограниченной ответственностью» не предусмотрены Списком должностей учреждений работа в которых дает право на досрочное назначении трудовой пенсии, утвержденным Постановлением Правительства от 29.10.2002г. № 781. Список является исчерпывающим, расширительному толкованию не полежит. В удовлетворении исковых требований просит отказать.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

< дд.мм.гггг > Петрашкевич Л. В. обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

В соответствие с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях» на досрочное назначение страховой пенсии по старости независимо от возраста предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах.

Решением об отказе в назначении пенсии от 26.12.2016 < № > установлено, что Петрашкевич Л. В. имеет стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствие с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях» по состоянию на < дд.мм.гггг > продолжительностью 17 лет 03 месяца 00 дней.

Истец просит включить в специальный страховой стаж календарно периоды работы с < дд.мм.гггг > по 29.06.2007 в должности зубного врача у Индивидуального предпринимателя (ИП) Попова Г. И., с < дд.мм.гггг > по 10.10.2016, < дд.мм.гггг > в должности зубного врача стоматологического кабинета в Обществе с ограниченной ответственностью «Регион-траст», назначить и выплачивать пенсию со дня обращения за ней, то есть с < дд.мм.гггг >.

Ответчик отказал во включении спорных периодов в страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку Индивидуальный предприниматель и Общество с ограниченной ответственностью «Регион-траст» не являются учреждениями здравоохранения. Также организационно-правовая форма «ИП», «Общество с ограниченной ответственностью» не предусмотрены Списком должностей учреждений работа в которых дает право на досрочное назначении трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002г. № 781.

Как уже указано выше, согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях» на досрочное назначение страховой пенсии по старости независимо от возраста предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Норма подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях» не является самостоятельной, а действует в системной связи с пунктом 2 статьи 30 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать списки и правила.

Периоды работы, подлежащие включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, определяются в соответствии со Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.

Индивидуальные предприниматели, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие на основании лицензий медицинскую деятельность, в указанных Списках и Правилах не указаны.

Согласно пункту 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и это не может быть учреждением.

В силу положений ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» ООО не относятся к учреждениям.

Согласно ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Общество с ограниченной ответственностью «Регион-Траст», в котором истец работала и продолжает работать, согласно Уставу, создано для извлечения прибыли, по организационно-правовой форме учреждением не является.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года N 11-П признано не соответствующими Конституции Российской Федерации положение подпункта 10 пункта 1 статьи 28 (в настоящее время подпункта 20 п. 1 ст. 27) Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающее для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными.

Таким образом, в указанном Постановлении речь идет не о любых организационно-правовых формах юридических лиц, а лишь о виде собственности учреждения здравоохранения. Указанная правовая позиция вытекает из положений ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой учреждения могут быть созданы гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 84-О, от 29 января 2009 года N 67-О-О, от 23 июня 2009 года N 906-О-О оспаривались подпункт 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в той мере, в какой указанными нормами не предусмотрено включение в стаж периодов осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в качестве индивидуального предпринимателя, а также в товариществе с ограниченной ответственностью.

Отказывая в принятии к рассмотрению указанных жалоб, Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.

Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающие право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года за N 781 утвердило указанные выше Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.

Также данные периоды работы не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона «О страховых пенсиях» периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно пункту 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, периоды работы и (иной) деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, периоды работы после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, не подтвержденные сведениями индивидуального (персонифицированного) учета (реквизитом «выслуга лет») не могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ.

Пояснения истца о том, что отчисления в Пенсионный фонд работодателем производились, следовательно, периоды работы подтверждены, у суда не вызывает сомнений. Действительно, согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета отчисления, подтверждающие страховой стаж истца, производились, но они подтверждают только общий страховой стаж истца, так как код выслуги в них не указан, отсутствует.

Следовательно, правовых оснований для включения данных периодов в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение не имеется.

Таким образом, у истца отсутствует стаж на соответствующих видах работ - 30 лет, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии.

Истец просит взыскать с ответчика в её пользу понесенные ею расходы на оказание юридических услуг, представив в суд оригинал договора < № > об оказании юридических услуг от 03.10.2016, заключенный с Обществом с ограниченной ответственностью «ДИГЕСТЪ» и две квитанции к приходным кассовым ордерам < № > от < дд.мм.гггг > на сумму < данные изъяты > и < № > от 11.10.2016 на < данные изъяты >.

В силу пункта 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Поскольку истцу отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме, расходы на оплату услуг представителя взысканы быть не могут.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 13, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Петрашкевич Л. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, зачете периодов работы в специальный страховой стаж и назначении пенсии, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, представления через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 16.03.2017.

Судья