Решение суда о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости № 2-4077/2017 ~ М-3822/2017

№2-4077/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2017 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Запаровой Я.Е.

при секретаре Денисенко М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калашниковой О.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Калашникова О.В. обратилась в суд с требованиями к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края (далее – УПФ в г. Барнауле, Пенсионный орган, Управление) о признании права на досрочное назначение пенсии.

В обоснование требований указала на то, что осуществляла трудовую деятельность в должности машиниста мостового крана, 02 декабря 2016 года обратилась в Управление с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пп.3 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением Пенсионного органа от 05 апреля 2017 года в досрочном назначении пенсии по старости отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа. Полагая отказ незаконным, Калашникова О.В. просила признать незаконным решение пенсионного органа, включить в специальный стаж периоды работы с 18 января 1988 года по 28 июля 1989 года, с 04 августа 1989 года по 31 декабря 1997 года, обязать пенсионный орган назначить досрочно страховую пенсию с 02 декабря 2016 года.

Калашникова О.В. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края Скоробогатова И.Н. против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, указанным в отзыве, аналогичным основаниям отказа в досрочном назначении пенсии в решении Управления.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, Калашникова О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., 1984 года осуществляла трудовую деятельность, в том числе согласно трудовой книжке:

-18 января 1988 года в Барнаульском заводе железобетонных изделий переведена машинистом мостового крана,

-09 февраля 1989 года переведена на ту же должность в цех №1 в той же организации;

-31 июля 1989 года уволена по собственному желанию;

-04 августа 1989 года принята машинистом крана в КПД ОАО «Барнаулстрой», откуда уволена по собственному желанию 20 июня 2000 года.

02 декабря 2016 года Вдовина Е.Г. обратилась в Управление с заявлением о досрочном назначении пенсии по подпункту 3 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Управления от 05 апреля 2017 года Вдовиной Е.Г. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Страховой стаж работы определен в размере 23 года 8 месяцев 14 дней, специальный стаж по пп.3 п.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ – 5 лет 29 дней.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных.

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

С учетом разъяснений пунктов 13,14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в соответствии со статьями 27 и 27.1 Закона основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно статьям 27, 27.1, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» одним из условий установления трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Согласно записям в трудовой книжке Калашниковой О.В. и первичным документам о приеме на работу она в спорные периоды с 18 января 1988 года по 28 июля 1989 года, с 04 августа 1989 года по 31 декабря 1997 года работала в должности машиниста мостового крана (машиниста крана), относящейся к должностям, работа в которых подлежит включению в специальный стаж по подпункту 3 пункта 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ.

Период с 01 января 1998 года в той же организации при отсутствии данных о переводе истицы на другую должность засчитан пенсионным органом в бесспорном порядке.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР (раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства"), утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 года N 31/3-30, предусматривает профессии "машинист крана" ("крановщик") (параграфы 199 - 203), не выделяя в качестве самостоятельной профессии машинист мостового крана.

Следовательно, указанные истицей периоды подлежат зачету в специальный стаж.

Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона), а также периоды работ, определяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Определяя порядок зачета спорных периодов в специальный стаж, суд учитывает разъяснения в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 года о том, что если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками №1 и №2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, а также "малыми Списками", то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01 января 1992 года рекомендовано засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая то, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.

Следовательно, период работы с 18 января 1988 года по 28 июля 1989 года, с 04 августа 1989 года по 31 декабря 1991 года подлежит зачету в календарном порядке.

С 01 января 1992 года и далее согласно расчетным листкам истица работала в режиме неполного рабочего времени, в связи с чем оставшиеся спорные периоды подлежат зачету по фактически отработанному времени.

С учетом пункта 5 разъяснений Минтруда СССР от 22 мая 1996 года №5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Аналогичные разъяснения содержались в пункте 2 Минтруда РСФСР N 3, Минсоцзащиты РСФСР N 235 от 08 января 1992, принятых в связи с введением с 01 января 1992 года Списков №№1,2, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10.

По запросу суда пенсионным органом произведен расчет специального стажа за 1992-1997 г.г., проверяя который, суд приходит к несогласию с данным расчетом частично.

Стаж за 1992 год определен пенсионным органом в размере 11 месяцев 4 дней, тогда как в каждом месяцев Калашниковой О.В. отработано более 80% рабочего времени, что влечет календарное исчисление данного периода.

В 1993 года по расчету пенсионного органа стаж составил 10 месяцев 26 дней, тогда как за данный год отработано менее 80% рабочего времени только в декабре (17 дней), то есть специальный стаж составляет 11 месяцев 17 дней. За май 1993 года пенсионным органом не учтены 9 дней отпуска, оплаченные в апреле согласно расчетному листку.

За 1994 год специальный стаж 8 месяцев 21 день, за 1995 год – 1 год календарно.

За 1996 года специальный стаж составляет 10 месяцев 22 дня. Менее 80% рабочего времени Калашниковой О.В. отработано в марте (12 дней) и сентябре (10 дней). В ноябре пенсионным органом не учтены 3 дня отпуска, оплаченные в октябре 1996 года.

За 1997 год специальный стаж составляет 8 месяцев 15 дней (более 80% отработано в январе, июле, августе, сентябре, октябре-декабре 1997 года, а также в феврале – 14 дней (пенсионным органом ошибочно указано 12 дней), в марте – 10 дней (ошибочно 8 дней указано), в апреле – 6 дней, в мае – 7 дней, в июне – 8 дней).

Таким образом, с учетом включенных в бесспорном порядке пенсионным органом периодов (5 лет 29 дней) и подлежащих включению на основании решения суда с 18 января 1988 года по 28 июля 1989 года (1 год 6 месяцев 10 дней), с 04 августа 1989 года по 31 декабря 1991 года (2 года 4 месяца 27 дней), с 01 января 1992 года по 31 декабря 1997 года (1992 год – 1 год календарно, 1993 год – 11 месяцев 17 дней, 1994 год – 8 месяцев 21 день, 1995 год – 1 год календарно, 1996 год – 10 месяцев 22 дня, 1997 год – 8 месяцев 15 дней) специальный стаж составляет на дату обращения в пенсионный орган 14 лет 3 месяца 21 день, что недостаточно для досрочного назначения пенсии со 02 декабря 2016 года, даты обращения.

При рассмотрении дела суд учитывает содержащиеся в Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2006 года Верховного Суда Российской Федерации разъяснения (вопрос 29) о том, что, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому, если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.

Согласно трудовой книжке и уточняющей характер работы справкам Калашникова О.В. с 02 декабря 2016 года по 27 июня 2017 года работала у ИП Карлаш в той же должность машиниста мостового крана в режим е полного рабочего времени, в отпусках без сохранении я заработной платы, по уходу за ребенком не находилась.

С 04 июля 2017 года по 13 сентября 2017 года (дата, на которую составлена справка, запись об увольнении в трудовой книжке отсутствует) Калашникова О.В. работает в АО «Барнаульский комбинат железобетонных изделий №2» в должности машиниста мостового крана 4 разряда в режиме полной рабочей недели, в отпуске без сохранения заработной платы, по уходу за ребенком, в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации не находилась.

С учетом продолжения работы в должности, дающей право на досрочное назначение пенсии, право на назначении пенсии возникло у Калашниковой О.В. 19 августа 2017 года.

На основании изложенного исковые требования истца подлежат удовлетворению в части.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

исковые требования Калашниковой О.В. удовлетворить частично.

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края обязанность включить в специальный стаж Калашниковой О.В. по подпункту 3 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 18 января 1988 года по 28 июля 1989 года, с 04 августа 1989 года по 31 декабря 1991 года календарно, с 01 января 1992 года по 31 декабря 1997 года – по фактически отработанному времени (1992 год – 1 год календарно, 1993 год – 11 месяцев 17 дней, 1994 год – 8 месяцев 21 день, 1995 год – 1 год календарно, 1996 год – 10 месяцев 22 дня, 1997 год – 8 месяцев 15 дней).

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края обязанность назначить досрочно страховую пенсию по старости Калашниковой О.В. по подпункту 3 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 19 августа 2017 года.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края в пользу Калашниковой О.В. судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Я.Е. Запарова

.

.

.