Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
дело № 2-1126/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«13» февраля 2017 года г. Челябинск
Калининский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Максимовой Н.А.,
при секретаре Пенькове И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масленникова К. Э. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска о признании отказа в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца незаконным, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Масленников К.Э. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска (далее по тексту – УПФР в Калининском районе г. Челябинска) о признании незаконным решения № от (дата) об отказе в установлении социальной пенсии по случаю потери кормильца, возложении на ответчика обязанности назначить социальную пенсию с момента первоначального обращения за назначением пенсии, то есть с (дата) до окончания обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет (л.д.5-7).
В обоснование заявленных требований истец указал, что (дата) обратился в УПФР Калининского района г. Челябинска с заявлением о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в связи со смертью отца *** Ответчиком в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием факта нахождения заявителя на иждивении *** Указанный отказ истец находит незаконным, считает, что в связи с его обучением по очной форме обучения в Южно-Уральском государственном университете, установления факта нахождения на иждивении не требуется.
Истец Масленников К.Э. в судебном заседании заявленные требования поддержал в объеме и по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснил, что находится на иждивении матери ***, с отцом *** до 18 лет не общался, после достижения возраста 18 лет общался около полутора лет, в указанный период отец оказывал незначительную материальную помощь (около 2 000 рублей в месяц), однако документально передача денежных средств не фиксировалась.
Представитель ответчика УПФР в Калининском районе г.Челябинска Гуляева Е.А., действующая на основании доверенности от (дата), против удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь на отсутствие доказательств, подтверждающих что истец находился на иждивении умершего отца ***
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав их по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не находит по следующим основаниям.
Как установлено судом, истец Масленников К.Э., (дата) года рождения, является сыном ***, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.14), свидетельством об установлении отцовства (л.д.15), сторонами по делу не оспаривалось.
(дата) *** умер, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.16).
На момент смерти *** его сыну Масленникову К.Э. исполнилось 19 лет, при этом он обучался по очной форме обучения в Южно-Уральском государственном университете (л.д.17-18).
В связи со смертью отца (дата) Масленников К.Э. обратился с заявлением о назначении социальной пенсии в УПФР в Калининском районе г.Челябинска путем подачи заявления через Муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг г.Челябинска» (л.д.7,8, 35-39).
(дата) Комиссия УПФР в Калининском районе г.Челябинска рассмотрев вопрос реализации пенсионных прав Масленникова К.Э. установила, что Масленников К.Э., (дата) года рождения, не имеет права на установление социальной пенсии по случаю потери кормильца по причине отсутствия факта нахождения на иждивении у *** (л.д. 32-34).
Как следует из протокола заседания Комиссии УПФР в Калининском районе г. Челябинска по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от (дата), одним из определяющих условий установления социальной пенсии по случаю потери кормильца является факт нахождения на иждивении, при этом указанный факт может подтверждаться документами, выданными жилищно-эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления, документами о доходах всех членов семьи и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации (п. 82 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н).
Рассмотрев представленные Масленниковым К.Э. документы, Комиссия установила, что заявитель Масленников К.Э. является ребенком умершего ***, достигшим на момент смерти *** возраста 18 лет и обучающимся по очной форме в образовательном учреждении высшего образования. Факт совместного проживания Масленников К.Э. и *** отсутствует. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на имя Масленникова К.Э. имеются сведения о работе с (дата) по (дата) с отметкой «договор», сумма начисленных страховых взносов составила 12 665 рублей 80 копеек. Каких-либо доказательств о перечислении *** в пользу Масленникова К.Э. денежных сумм не представлено.
Совокупность указанных выше обстоятельств не позволила Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан сделать однозначный вывод о нахождении Масленникова К.Э. на иждивении ***, в связи с чем у Комиссии не имелось оснований для установления факта нахождения Масленников К.Э. на иждивении *** (л.д.32-34).
Рассмотрев документы Масленникова К.Э. и решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от (дата), начальник УПФР в Калининском районе г. Челябинска принял решение № об отказе Масленникову К.Э. в установлении социальной пенсии по случаю потери кормильца на основании ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в связи с отсутствием факта нахождении Масленникова К.Э. на иждивении у *** (л.д.29-31).
Разрешая требования Масленникова К.Э. о признании вышеуказанного решения незаконным, суд учитывает, что согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и сроках.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58В частности, в силу подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, имеют право на социальную пенсию в соответствии с нормами вышеуказанного Федерального закона.
Таким образом, социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам и является одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Данная пенсия представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, которая предоставляется им в целях обеспечения их средствами к существованию.
Согласно ст. 13 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены действующим законодательством.
Исходя из положений п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
Аналогичные требования предусмотрены подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
В силу п. 3 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно п.4 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
В соответствии с п. 82 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н, нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении подтверждается документами, выданными жилищно-эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления, документами о доходах всех членов семьи и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования указанных выше правовых норм следует, что для назначения пенсии по случаю потери кормильца, в том числе и социальной, после достижения ребенком возраста 18 лет необходимо установление факта нахождения ребенка на иждивении умершего кормильца.
Изложенные в исковом заявлении доводы истца основаны на неправильном толковании и применении действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому основанием для удовлетворения заявленных требования являться не могут.
Как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06 ноября 2014 года № 2428-О «По запросу Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области о проверке конституционности п.4 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца только тем детям, достигшим возраста 18 лет, которые состояли на иждивении кормильца и могут подтвердить этот факт, в полной мере соответствует правовой природе этой выплаты, направленной на предоставление источника средств к существованию детям, лишившимся его в связи со смертью родителя (родителей).
Требование доказывания факта нахождения на иждивении умерших родителей распространяется на всех детей старше 18 лет, в том числе лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом, помощь умершего должна носить постоянный характер и являться для иждивенца основным источником средств к существованию, то есть размер такой помощи должен не только превышать собственные доходы нетрудоспособного члена семьи умершего, но и являться достаточным для вывода о том, что умерший при жизни взял на себя заботу именно о содержании иждивенца, постоянно оказывал ему такое содержание, которое являлось бы достаточным для того, чтобы служить основным источником средств к существованию иждивенца.
Не может быть признано иждивенцем лицо, которое получало от кормильца помощь нерегулярно и в размерах, недостаточных для того, чтобы служить постоянным и основным источником средств существования.
Разрешая вопрос о нахождении Масленникова К.Э. на иждивении умершего отца *** суд учитывает, что отец с сыном проживали раздельно, исходя из пояснений истца, данных в судебном заседании, до 18 лет отец ему помощи не оказывал, после достижения 18 лет непродолжительный период времени и не регулярно оказывал материальную помощь в незначительных размерах, основным источником средств к существованию истца Масленникова К.Э. являлись денежные средства, получаемые от матери.
Таким образом, в судебном заседании не нашел своего подтверждения тот факт, что истец находился на иждивении умершего ***, поскольку достоверных, допустимых и относимых доказательств, подтверждающих нахождение Масленникова К.Э. на иждивении отца, не представлено, равно как и не представлено доказательства того, что получаемая от отца помощь была для истца постоянным и основным источником средств к существованию.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для признания незаконным оспариваемого истцом решения № от (дата) об отказе в установлении социальной пенсии по случаю потери кормильца, и возложении на ответчика обязанности назначить социальную пенсию с момента первоначального обращения за назначением пенсии, не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 193, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Масленникова К. Э. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска о признании отказа в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца незаконным, назначении пенсии отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г.Челябинска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий Н.А. Максимова