Решение суда о перерасчете размера пенсии, взыскании недоплаченной пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда № 2-4588/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

                                Гражданское дело №2-4588/2017

                                            Копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 июля 2017 года                                                                         г.Красноярск

Центральный районный суд г.Красноярска в составе:

Председательствующего судьи             Полянской Е.Н.

При секретаре                                         Олиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондарец Л.М. к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Красноярского края» о перерасчете размера пенсии, взыскании недоплаченной пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

    Бондарец Л.М., с учетом уточнения исковых требований и замены ответчика, обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», мотивировав требования тем, что является получателем пенсии по линии Министерства обороны РФ. Проходил военную службу с 01.09.2969 по 13.02.1992 в Вооруженных силах СССР, с 14.02.1992 по 11.11.1996- в Вооруженных силах Республики Кыргызстан. Общая выслуга лет (календарная) составляет 27 лет 2 месяца 10 дней.

В 2012 году пенсия ему была пересчитана с применением 54 % к размеру денежного довольствия, принимаемого для исчисления пенсии, в связи с принятием Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», и внесением в связи с этим изменений в ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и их семей".

Истец считает такой порядок исчисления пенсии незаконным, поскольку он применяется при определении пенсии военнослужащим, пенсии которым назначаются после 01.01.2012, и не распространяется на военных пенсионеров, уже получающих пенсию.

Поэтому пенсия ему должна быть рассчитана исходя из следующего порядка: (оклад по должности + оклад по званию + надбавка за выслугу лет) х 71% (основной размер пенсии, исходя из выслуги 27лет) х районный коэффициент, без применения 54 % к денежному довольствию.

Кроме того, в ноябре 2012 года решением Военного комиссариата Красноярского края была пересчитана выслуга лет для процентной надбавки, применяемой в составе денежного довольствия для исчисления пенсии, а именно, исключен период службы в Вооруженных силах Республики Кыргызстан с 14.02.1992 по 11.11.1996 и процентная надбавка стала составлять 30%, в то время как ранее она составляла 40%. Истец это решение так же считает незаконным, поскольку Постановление Правительства РФ от 21.12.2011 №1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет», не распространяется на лиц, которым ранее назначена пенсия, и исчисленная ему выслуга лет перерасчету не подлежит.

В этой связи считает, что с 01.01.2012 пенсия ему не доплачивалась, общий размер недоимки по пенсии составляет 1 867 667, 92 руб. В соответствии со ст. 395 ГК РФ просрочка в выплате пенсии является основанием для взыскания в его пользу процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 340 916, 44 руб. согласно представленного расчета.

Просил восстановить с 01.01.2012 его право на получении пенсии с учетом общей выслуги 27 лет 2 месяца 10 дней, взыскать в свою пользу недоплаченную пенсию за период с 01.01.2012 по 30.10.2016 в сумме 1 867 667,92 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ в размере 340 916,44 руб.; компенсацию морального вреда 50 000 руб., судебные расходы 15 000 руб.

    В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

    Не оспаривает, что с 01.01.2012 размер получаемой им пенсии увеличился, однако полагает, что ответчик не вправе применять к денежному довольствию коэффициент 54%, поскольку примененный при назначении пенсии порядок ее исчисления не может быть изменен. Так же считает неправомерным исключение из выслуги лет периода службы в Вооруженных силах Республики Кыргызстан.

    Представитель ответчика Кублицкая Л.Г., действующая по доверенности от 02.08.2016, исковые требования не признала, суду пояснила, что Федеральным законом от 08.11.2011 №309-ФЗ внесены изменения в ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 в связи с чем с 01.01.2012 денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии в размере 54% и ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. Начиная с 01.01.2012 истцу производится исчисление пенсии в таком порядке, с поэтапным увеличением ограничения денежного содержания. В связи с введением нового порядка снижения уровня пенсионного обеспечения не произошло, напротив, размер пенсии увеличился.

Выслуга лет, принимаемая для исчисления размера пенсии, у истца составляет 27 лет, в нее включен, в том числе период службы в Вооруженных силах Республики Кыргызстан, и она ответчиком не пересматривалась.

Вместе с тем, выслуга лет для исчисления процентной надбавки в составе денежного довольствия, принимаемого для исчисления пенсии, исчисляется в ином порядке. Первоначально период службы в Вооруженных силах Республики Кыргызстан истцу в этот период был включен неправильно, поскольку этот период подлежит включению военнослужащим в случае прохождения военной службы в Объединенных Вооруженных силах государств- участников Содружества Независимых Государств, либо в вооруженных силах государств-участников СНГ, при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации. Однако истец к таким категориям военнослужащих не относится, он был уволен из Вооруженных Сил Республики Кыргызстан и в Вооруженные силы РФ не переводился. Выслуга лет для процентной надбавки была истцу пересчитана с 01.01.2013, за выслугу лет 22 года истцу установлена процентная надбавка 30% вместо ранее установленной 40%.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Бондарец Л.М. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР с 01.09.1969 по 13.02.1992, в период с 14.02.1992 по 11.11.1996- в Вооруженных сила Республики Кыргызстан. Уволен в запас по болезни приказом Министра обороны Кыргызской Республики с 11.11.1996.

    С ноября 1996 года получает пенсию за выслугу лет от Министерства обороны РФ.

Пенсионное обеспечение военнослужащих регламентировано Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и их семей".

Согласно ст. 14 названного Закона, пенсия за выслугу лет лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более устанавливается в следующих размерах: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.

Согласно ст. 43 приведенного Закона в ранее действовавшей редакции, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в указанную норму внесены изменения, слова "оклады по должности, воинскому или специальному званию" заменены словами "оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию", слова "процентная надбавка за выслугу лет" заменены словами "ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы)".

Кроме того, указанная норма дополнена частью 2, устанавливающей, что указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

В соответствии с вновь введенным порядком исчисления пенсии, с 01.01.2012 истцу произведен перерасчет пенсии за выслугу лет, исходя из размеров оклада по должности и оклада по воинскому званию, установленных Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 №992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту», процентной надбавки за выслугу лет 40%, в размере 54% от указанного денежного содержания, в размере 71% (с учетом выслуги 27 лет.).

    Доводы истца о том, что коэффициент 54% к денежному довольствию, учитываемому при исчислении пенсии, применяется только при назначении пенсии лицам, вышедшим на пенсию после 01.01.2012, и на него не распространяется, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства и не могут быть приняты во внимание судом.

В приведенных нормативных актах не содержится положений, устанавливающих различный порядок исчисления пенсии в зависимости от даты выхода военнослужащего на пенсию, и вновь введенный порядок определения денежного довольствия для исчисления пенсий распространяется на всех военных пенсионеров.

Вопреки утверждениям истца, его материальное положение не ухудшилось, поскольку приведенным Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 №992 установлены оклады по должности и по званию, существенно превышающие ранее применяемые для исчисления пенсии, и в целом размер пенсии истца увеличился, что он сам не оспаривает.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

    В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определениях Конституционного суда РФ от 24 сентября 2012 года N 1800-О, от 24.12.2012 №2311-О, само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя.

С 1 января 2012 года произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, предполагающие изменение правил учета денежного довольствия для исчисления пенсий.

Конституционный Суд Российской Федерации отметил: снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, со 100 процентов до 54 процентов, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового - более высокого - денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение размера получаемых гражданами пенсий.

Кроме того, правила исчисления пенсий, применяемые с 1 января 2012 года, предусматривают механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, и направлены на увеличение размеров таких пенсий.

Таким образом, оспариваемая норма - несмотря на снижение предусмотренного ею процентного размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам, уволенным с военной службы и членам их семей, - направлена на увеличение с 1 января 2012 года абсолютного размера указанных пенсий в денежном выражении. Это в полной мере соответствует предусмотренному статьей 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года правилу о том, что уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, а также толкованию приведенного положения, сформулированному Экономическим Судом Содружества Независимых Государств, который в решении N 01-1/2-08 от 6 февраля 2009 года указал, что для оценки уровня пенсионного обеспечения военнослужащих имеет значение качественное состояние их прав в сфере пенсионного обеспечения, для определения которого необходимо принимать во внимание условия, нормы и порядок назначения пенсии, установленные национальным законодательством.

    Таким образом, исчисление денежного довольствия принимаемого для исчисления пенсии, с 01.01.2012 в размере 54 процентов, произведено истцу в соответствии с действующим законодательством, и правовых оснований для перерасчета ему пенсии исходя из 100% денежного довольствия, не имеется.

Кроме того, как установлено судом, с 01.01.2012 процентная надбавка в составе денежного довольствия была установлена истцу в размере 40% к окладу денежного содержания за выслугу 27 лет. С 01.01.2013 произведен перерасчет пенсии и процентная надбавка установлена в размере 30% к окладу денежного содержания за выслугу 22 года. В указанную выслугу не включен период службы в Вооруженных Силах Кыргызской Республики с 14.02.1992 по 11.11.1996.

    В соответствии с пунктами 5, 6 части 13 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах:

30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет;

40 процентов - при выслуге 25 лет и более.

Согласно части 14 указанной статьи, Правила исчисления выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки, указанной в части 13 настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утв. Постановление правительства РФ от 21.12.2011 №1074, военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки (далее - выслуга лет) засчитываются в календарном исчислении следующие периоды:

а) военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

б) военная служба в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств;

в) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы).

Аналогичные правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет были установлены пунктом 2 ранее действовавшего Постановления Правительства РФ от 14 июля 2000 г. N 524.

    Между тем, данных о том, что истец проходил службу в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств в личном деле не имеется. Кроме того, по окончании военной службы в Вооруженных силах Кыргызской Республики истец не переводился в Вооруженные силы РФ, был уволен в запас.

При таком положении, в выслугу лет для исчисления надбавки за выслугу лет в данном случае подлежит включению только период службы в Вооруженных силах Союза ССР, что составляет 22 года. Таким образом, первоначально надбавка за выслугу лет 40% истцу была установлена ошибочно.

Статьей 50 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 предусмотрено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется пенсионирующими органами, в том числе Министерством обороны РФ применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

Пунктом 5 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» предусмотрено, что случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление пенсии в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии в связи с отсутствием права на нее производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

    В силу приведенных норм, выявив ранее допущенные нарушения, ответчик правомерно произвел перерасчет выслуги для выплаты надбавки к денежному содержанию за выслугу лет, для приведения размера выплачиваемой истцу пенсии в соответствие с требованиями действующего законодательства, что и послужило основанием для установления размера надбавки 30% для целей исчисления размера пенсии в соответствии с приведенными нормами, регулирующими спорные правоотношения.

Выслуга лет, применяемая для исчисления пенсии в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, составляет 27 лет, в нее полностью включен период службы в Кыргызской Республике, что видно из представленных ответчиком расчетов, она не пересматривалась и не изменялась, поэтому право истца на получение пенсии с учетом общей выслуги 27 лет 2 месяца 10 дней не нарушено и не требует судебной защиты.

Таким образом, нарушений при определении истцу размера пенсии ответчиком не было допущено, пенсия выплачивалась истцу в размере, установленном действующим законодательством и оснований для взыскания в пользу истца недоплаченной, по его мнению, пенсии в заявленном размере суд не усматривает.

Требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ так же удовлетворению не подлежат, тем более что на правоотношения по пенсионному обеспечению нормы Гражданского кодекса РФ не распространяются, а законодательством, регулирующим порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, такой вид ответственности не предусмотрен.

Оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда суд так же не усматривает, поскольку доказательств нарушения Военным комиссариатом Красноярского края личных неимущественных прав истца суду не представлено и в ходе судебного разбирательства не добыто.

    Принимая во внимание, что в удовлетворении исковых требований суд отказывает в полном объеме, судебные издержки возмещению за счет ответчика не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ

    В удовлетворении исковых требований Бондарец Л.М. к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Красноярского края» о перерасчете размера пенсии, взыскании недоплаченной пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца

со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий            /подпись/            Е.Н. Полянская

Копия верна. Судья                                Е.Н. Полянская