Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
дело № 2-1574/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2017 г. г. Уфа
Демский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Салишевой А.В., при секретаре Давлетшиной Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.Е.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан о перерасчете размера пенсии,
УСТАНОВИЛ:
И.Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан о перерасчете размера пенсии, указывая, что в связи с достижением пенсионного возраста ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении страховой пенсии. Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> ей назначена пенсия в маленьком размере 8 638,64 руб. с ДД.ММ.ГГГГ, так как не была учтена заработная плата за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Уфимском филиале ЦПКТБ НПО «Легпроммеханизация». В настоящее время по причине ликвидации организации она лишена возможности истребовать справку, которая уточнила бы размер заработной платы за испрашиваемый период. Документы, бухгалтерские отчеты по заработной плате Уфимским филиалом ЦПКТБ НПО «Легпроммеханизация» не сданы в архив. Истцом был сделан запрос в Государственный архив РФ и получена архивная справка должностных окладов для служащих производственных объединений и предприятий текстильной и легкой промышленности за 1986 г, также получено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства труда и социальной защиты населения РБ с указанием среднемесячных заработных плат, установленные законодательством для конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал за ДД.ММ.ГГГГ.; письмо №/ОГ от ДД.ММ.ГГГГ Башкортостанстата с указанием среднемесячной заработной платы работников по РБ в среднем за год по отрасли «Промышленность» за 1985-1989 г.г., получена архивная справка Национального архива РБ от ДД.ММ.ГГГГ №/СП о заработной плате согласно комсомольскому билету. На основании указанных документов истец не согласна с расчетом пенсии, так как пенсионный орган для подсчета пенсии принимает заработную плату равную нулю за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в то время как у нее есть стаж за соответствующие периоды, однако ее приравняли к тем кто вообще не работал
С ДД.ММ.ГГГГ официально она не работала, находилась в отпуске по уходу за несовершеннолетним ребенком. Справка о заработной плате может быть представлена за любые пять лет подряд из периодов работы до 2002 года либо за 2000-2001 гг.
Считает отказ в назначении пенсии по предоставленным документам незаконным. В оспариваемые периоды она работала и получала заработную плату за свой труд. Размер заработной платы за периоды ДД.ММ.ГГГГ должен быть установлен по справкам, предоставленным ею. Кроме того, ГУ Управление Пенсионного фонда в <адрес> может обратиться в налоговые органы и на основании сведений о размере подоходного налога восстановить размер заработка.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию. С таким суммарным расчетом пенсии в размере 8638,64 руб. ей будет трудно существовать, так как у нее гипертоническая болезнь ст. 2 корр риск 3 в связи с чем она нуждается в постоянном приеме лекарств, инвалидность не дают.
Просит обязать ГУ Управление Пенсионного фонда в <адрес> пересчитать И.Е.В. размер пенсии в соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерства труда и социальной защиты населения РБ, согласно данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по РБ с указанными среднемесячными заработными платами, установленными законодательством для конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал за ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец И.Е.В. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Саитзянова Л.Д. исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от дата N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с п. 3 ст. 36 которого со дня вступления в силу указанного закона Федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.
В соответствии с п.1 ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» размер трудовой пенсии определяется на оснвоании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно п. 2 ст. 30 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" расчетный размер трудовой пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
Где: СК - стажевый коэффициент.
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Кроме того, пенсия сожжет рассчитываться по правилам п. 4 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58РП = ЗР x СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК - стажевый коэффициент.
Согласно п. 2 ст. 18 указанного Закона перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной архивной службой России Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 16/19па утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.В соответствии с пунктом 26 указанного Перечня среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до ДД.ММ.ГГГГ в течение трудовой деятельности за период до регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
В соответствии с совместным письмом Минтруда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от дата N 83 89-Ю Л/ЛЧ-06-27/9704 в случае утраты в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных в Российской Федерации, (по независящим от работодателя причинам) первичных документов о заработке работника органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, для исчисления пенсии в качестве документов о заработке комиссионно могут быть приняты документы, косвенно подтверждающие фактический заработок. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника, из чего следует, что перечень причин утраты документов и перечень косвенно подтверждающих документов не являются исчерпывающими.
В пп. 8 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что: среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
По делу установлено, что И.Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии в размере 8 638,64 руб.
Из записей в трудовой книжке следует, что ДД.ММ.ГГГГ истица принята на работу техником в отдел комплексного проектирования Уфимского филиала ЦПКТБ легпрома; ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность старшего техника; с ДД.ММ.ГГГГ Уфимский филиал ЦПКТБ легпром переименован в Уфимский филиал ЦПКБ НПО «Легпроммеханизация»; ДД.ММ.ГГГГ истица переведена на должность инженера; с ДД.ММ.ГГГГ Уфимский филиал ЦПКБ НПО «Легпроммеханизация» переименован в Уфимское специальное проектное бюро «Легпромпроект»; ДД.ММ.ГГГГ - уволена в связи с сокращением должности и до ДД.ММ.ГГГГ истец не работала. Согласно справкам ФГКУ «Центр занятости населения <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ и Уфимского городского центра занятости № от ДД.ММ.ГГГГ истца с ДД.ММ.ГГГГ состояла на регистрационном учете в качестве безработной и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получала стипендию в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации.
Сторонами не оспаривается, что указанные в исковом заявлении периоды работы истца в Уфимском филиале ЦПКТБ Легпрома (в связи с реорганизацией Уфимский филиал ЦПКБ НПО «Легпроммеханизация», а затем Уфимское специальное проектное бюро «Легпромпроект») с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены в трудовой стаж и учтены при расчете пенсии в нулевом варианте, поскольку сведения о заработке за указанный период истцом в пенсионный орган не были представлены.
Из материалов дела следует, что возможность представить первичные документы, содержащие сведения о размере заработной платы за спорный период работы у И.Е.В. отсутствует, о чем свидетельствуют ответы на запросы в ФКУ «Государственный архив РФ» от ДД.ММ.ГГГГ, ФКУ «Российский государственный архив научно-технической документации» от ДД.ММ.ГГГГ, ГКУ РБ «Центральный исторический архив РБ» от ДД.ММ.ГГГГ, архивный отдел Администрации ГО г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ
Косвенных доказательств в подтверждение среднемесячного заработка при утрате документов о заработке, указание на которые содержится в Письме Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка И.Е.В., истцом не представлено.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ сведениями о заработной плате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Уфимском филиале ЦПКТБ легпрома, Уфимском филиале ЦПКТБ НПО «Легпроммеханизация» Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по РБ не располагает.
Представленные И.Е.В. сведения Башкортостанстата о размере среднемесячного заработка работников Республики Башкортостан в среднем за год по отрасли «Промышленность» за 1985-1989 гг., сведения Министерства труда и социальной защиты населения РБ о среднемесячных заработных платах, установленных законодательством для конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал за 1985-1988 гг., и сведения ФКУ «Государственный архив РФ» о размере должностных окладов руководителей, специалистов и служащих производственных объединений и предприятий текстильной и легкой промышленности не отвечают требованиям допустимости и не позволяют определить индивидуальный характер заработка И.Е.В. за соответствующий спорный период.
Для перерасчета назначенной трудовой пенсии исходя из среднестатистичских данных о заработке по отрасли за указанный период и данных о среднемесячных заработных платах, установленных законодательством для конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал по причине утраты работодателем первичной бухгалтерской документации со сведениями о заработке за определенный период суд правовых оснований не находит. Исходя из норм действующего пенсионного законодательства, следует, что подтверждение индивидуального характера заработка является обязательным. При этом никакие усредненные показатели – средние данные о заработной плате по организации, региону или отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах, данные, определенные расчетным путем, а также свидетельские показания не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка для установления пенсии. Это обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирован и зависит от ряда обстоятельств, таких как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, добросовестность исполнения своих трудовых обязанностей и иное.
Также суд считает необходимым отметить, что факт работы в указанный период, а соответственно, и получение заработной платы, ответчиком не оспаривается, указанный период включен в общий трудовой стаж. Спор связан с правом на перерасчет пенсии исходя из размера заработной платы, полученной истицей в указанный период, то есть имеется спор о размере заработной платы. В этой связи на ответчика может быть возложена обязанность по перерасчету пенсии лишь при наличии документов, подтверждающих конкретные размеры заработной платы, а при отсутствии таких документов и при наличии спора, такая обязанность может быть возложена при установлении размера заработной платы судом.
Однако требования об установлении факта получения заработной платы в конкретных размерах истицей в суд не предъявлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истицей требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований И.Е.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Демском районе г.Уфы Республики Башкортостан о перерасчете размера пенсии, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Демский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья: А.В. Салишева