Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2-1328/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кировский районный суд города Омска в составе
председательствующего судьи Крупкиной Е.П.,
при секретаре Величко Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 27 апреля 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Юрковой О.В. к ГУ УПФ РФ в Кировском АО г. Омска о назначении страховой пенсии по старости, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Юркова О.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с даты обращения в пенсионный с заявлением о назначении страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, представить расчет размера страховой пенсии по старости исходя из лучших пяти лет заработка, взыскании морального вреда в размере размера назначенной пенсии, взыскании судебных издержек.
Истец в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. При этом пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Однако ответ получила только ДД.ММ.ГГГГ Считает, что длительное отсутствие выплаты пенсии нарушает ее права, т.к. ей приходится трудиться.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска - Ивахненко Е.А., действующая по доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала, при этом пояснила, что решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости Юрковой О.В. пенсионным органом не принималось, после обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости были направлены запросы о подтверждении периодов работы и начисленной заработной платы, ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о приостановлении срока рассмотрения заявления об установлении (выплате) пенсии до поступления необходимых документов, но не более чем до ДД.ММ.ГГГГ. После поступления ответов на запросы ДД.ММ.ГГГГ принято решение о восстановлении срока рассмотрения заявления, ДД.ММ.ГГГГ решением УПФР в Кировском АО г. Омска Юрковой О.В. страховая пенсия по старости назначена с даты достижения возраста 55-ти лет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Оснований для назначения страховой пенсии по старости с даты подачи заявления о назначения пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ у пенсионного органа не имелось, т.к. пенсия по старости назначается с общеустановленного пенсионного возраста: у мужчин с 60 лет, у женщин с 55 лет. Досрочное пенсионное обеспечение возможно по иным основаниям при наступлении определенных условий, предусмотренным действующим законодательством.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на социальное обеспечение по возрасту. Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ РФ "О страховых пенсиях", вступившего в законную силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Положениями ч. 7 и 8 статьи 22 указанного закона определены сроки рассмотрения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой. В части 7 данной статьи установлено общее правило, согласно которому соответствующее заявление рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней: либо со дня приема заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 комментируемого Закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений ч. 8 указанной статьи; либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с ч. 3 и 4 комментируемой статьи; либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
В случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, но не более чем на три месяца (ч. 8 ст. 22 Закона N 400-ФЗ).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что заявление о назначении трудовой пенсии должно быть рассмотрено пенсионным органом с принятием соответствующего решения об отказе или удовлетворении заявления. В случае отказа в назначении пенсии по старости пенсионный орган сообщает о принятом решении заявителю.
Из материалов дела следует, что Юркова О.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Ранее УПФР в Кировском АО г. Омска принято решение об отказе Юрковой О.В. в установлении пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в адрес заявителя направлена копия соответствующего решения с оригиналами документов, что подтверждается представленным в материалы дела ответом № ОНПП от ДД.ММ.ГГГГ При этом по представленным документам рассматривалось право истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в удовлетворении которого заявителю было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа на соответствующих видах работ. В случае отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости вопрос о размере пенсии не рассматривается (л.д.10).
Согласно пункту 70 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н, обстоятельства, предусмотренные Законом № 173-ФЗ, с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца по состоянию на 31.12.2014, подтверждаются в порядке, установленном указанным Федеральным законом. В этой связи применяется пункт 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Россйской Федерации от 27.02.2002 № 16/19па, в соответствии с которым в качестве документов, подтверждающих среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, принимаются справки, выданные работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются, в частности, копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.
В соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
При этом порядок рассмотрения заявлений об установлении пенсии и документов, представленных для ее установления, порядок установления пенсии и правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, установлены Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н.
В соответствии с положениями пункта 22 Правил № 884н территориальный орган ПФР при приеме заявления об установлении страховой пенсии, в частности:
дает оценку содержащихся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;
проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;
приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР для установления пенсии, представления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациям в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии;
принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;
возвращает заявителю подлинники представленных им документов.
Справки о заработке, представленные заявителем, проверяются на обоснованность их выдачи и достоверность сведений, содержащихся в них, в соответствии с разделом VI Правил № 884н.
Основанием для проведения проверки документов (сведений), необходимых для установления пенсии, является решение территориального органа ПФР о проведении проверки (пункт 64 Правил № 884н).
Проверка сведений, содержащихся в справке о заработке, в том числе обоснованность ее выдачи, может осуществляться путем камеральной проверки, путем выездной проверки, путем направления запросов территориальным органом ПФР в соответствующую организацию, государственный (муниципальный) орган, компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).
Действия территориального органа ПФР при проведении проверок справок о заработке и принятии решений по принятым заявлениям об установлении пенсии с учетом проведения соответствующих проверок оформляются в соответствии с Правилами ведения пенсионной документации, утвержденными приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 616н, путем вынесения:
Решения о проведении проверки документов (сведений), необходимых для установления (выплаты) пенсии;
Решения о приостановлении срока рассмотрения заявления об установлении (выплате) пенсии (при необходимости);
Решения о восстановлении срока рассмотрения заявления об установлении (выплате) пенсии (при необходимости);
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Решения о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую);
Распоряжения о перерасчете размера пенсии;
Решения об отказе в установлении (выплате) пенсии.
Если по истечении срока, на который приостановлен срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в связи с проведением проверки, проверка не завершена, срок рассмотрения заявления об установлении пенсии восстанавливается. Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в ее установлении принимаются на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР исходя из того, что сведения, содержащиеся в справке о заработке, не подтверждены.
При рассмотрении заявления о назначении страховой пенсии по старости пенсионным органом принято решение о проведении проверки, ДД.ММ.ГГГГ принято решение о приостановлении срока рассмотрения заявления об установлении (выплате) пенсии до поступления необходимых сведений, но не более чем до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28).
В связи с завершением проведения проверки сведений по заработной плате, необходимых для установления страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» УПФР в Кировском АО г. Омска принято решение о восстановлении срока рассмотрения заявления (л.д.29).
ДД.ММ.ГГГГ решением о назначении пенсии Юрковой О.В. назначена страховая пенсия по старости с даты достижения возраста 55-ти лет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27).
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Страховая пенсия по старости Юрковой О.В.пенсионным органом назначена, доказательств отказа в ее назначении истцом не представлено.
Таким образом, истцом не представлено в материалы гражданского дела достоверных доказательств нарушения прав на пенсионное обеспечение.
Суд также не может согласиться с доводами истца о возложении на ответчика обязанности назначить страховую пенсию по старости с даты обращения в пенсионный орган с ДД.ММ.ГГГГ.
Как указывалось ранее, в силу ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ РФ "О страховых пенсиях", вступившего в законную силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
На дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости истица не достигла установленного законом возраста 55-ти лет, оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости, как у пенсионного органа, так и у суда не имеется.
Рассматривая требования истца о возложении обязанности на УПФР в Кировском АО г. Омска представить расчет размера страховой пенсии по старости исходя из лучших пяти лет заработка, суд приходит к следующему.
В соответствие с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, для оценки пенсионных прав учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного учета) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями, либо государственными (муниципальными) органами.
В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
При обращении в пенсионный орган Юрковой О.В. представлены справки о заработной плате за период с января 1984 года по декабрь 1991 года, которые учтены при определении размера назначенной страховой пенсии.
Доказательств неверного исчисления размера назначенной страховой пенсии Юрковой О.В. в материалы гражданского дела не представлено.
В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении требований о возложении обязанности на УПФР в Кировском АО г. Омска представить расчет размера страховой пенсии по старости исходя из лучших пяти лет заработка.
Суд не находит оснований для взыскания с УПФР в Кировском АО г. Омска в пользу Юрковой О.В. морального вреда в размере месячной пенсии по следующим основаниям.
Принципы компенсации морального вреда сводятся к следующему: моральный вред компенсируется в случаях нарушения или посягательства на личные нематериальные блага (права) граждан; компенсация морального вреда по общему правилу допускается при наличии вины причинителя.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ).
Законодательство об обязательном пенсионном страховании не содержит указаний на возможность компенсации морального вреда, причиненного действиями УПФР, кроме того, при рассмотрении настоящего гражданского дела нарушение пенсионных прав Юрковой О.В. пенсионным органом не установлено.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в данной статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Из содержания указанных норм следует, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного требования.
Вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного в суд требования непосредственно связан с выводом суда, содержащимся в резолютивной части его решения (ч. 5 ст. 198 ГПК РФ), о том, подлежит ли заявление удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и приводит к необходимости возмещения судебных расходов.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения заявленных требований Юрковой О.В. суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований для взыскания судебных издержек.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении заявленных исковых требований Юрковой О.В. к ГУ УПФ РФ в Кировском АО г.Омска о назначении страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, обязании представить расчет размера страховой пенсии, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья п/п Е.П. Крупкина
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение вступило в законную силу 03.06.2017г. Не обжаловалсоь
Решение вступило в законную силу 03.06.2017г. Не обжаловалсоь