Решение суда о назначении пенсии по старости № 2-4438/2017 ~ М-4937/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

№2-4438/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 ноября 2017 года                         г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Сапрыкиной Е.В.,

при секретаре Михайловой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скарги С.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о назначении пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Скарга С.И. обратился в суд с иском к ГУ-- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) с требованиями отменить решение от 05.09.2017г. №195623/17 и обязать назначить с 25.06.2017г. страховую пенсию по старости.

Исковые требования мотивированы тем, что истец достиг возраста 60 лет, но в назначении пенсии по старости ему было отказано, с чем он не согласен, т.к. на Украине он пенсию по старости не получает.

Истец Скарга С.И. в судебное заседание не явился, извещался.

В судебном заседании представитель истца Дегтярев А.В. на иске настаивал, пояснив, что истец является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и инвалидом 3 группы с причинной связью – <данные изъяты>. По достижении возраста 60 лет истец обратился к ответчику за назначением трудовой пенсии по старости, но ему было отказано, что нарушает права истца, т.к. на территории Украины Скарга С.И. пенсию по старости не получает, получает лишь пенсию по инвалидности и согласно законодательства Украины он не имеет права получать одновременно два вида пенсии, поэтому и выбрал пенсию по инвалидности. Считает, что ответчик обязан назначить истцу пенсию по старости и сам же отозвать пенсионное дело из Украины. Действительно, истец, имея двойное гражданство – Российской Федерации и Украины, работает в г. Рубежное Луганской области, но при этом 1 раз в квартал он приезжает в г. Ульяновск, оплачивает коммунальные услуги.

Представитель ответчика Пронько Н.Н. иск не признала, пояснив, что пенсионное обеспечение граждан в РФ осуществляется в соответствии с нормами федеральных законов от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона №400-ФЗ).

К международным актам, предусматривающим права на социальное обеспечение, действующим на территории Российской Федерации, относится Соглашение от 13.03.1992г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», подписанное представителями России, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины.

В соответствии с пунктом 3 Указанием Минсоцзащиты России от 18.01.1996 №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» лицам, обращающимся за назначением пенсии и имеющим наряду с регистрацией по месту жительства в России прописку по месту жительства на территории другого государства, назначение пенсии может быть произведено независимо от факта выписки с места жительства на территории другого государства. Однако при этом истребуются сведения о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства.

При наличии права на страховую пенсию по старости ее назначение осуществляется со срока, установленного пунктом 1 письма Минсоцзащиты России №1-369-18, с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства.

Решением УПФР в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонного) от 05 сентября 2017 года №195623 Скарге С.И. отказано в назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием документального подтверждения факта прекращения выплаты пенсии на территории Украины.

Из смысла и системного толкования статьи 1 Соглашения от 13 марта 1992 года, согласно которой пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, также следует законодательно закрепленная возможность получения пенсий на территории одного из государств - участников, а не одновременно в нескольких. При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. И наличия одного, подтвержденного компетентными органами, волеизъявления Скарги С.И. на получение пенсии (одного вида, нескольких сразу, не важно), которое говорит о его намерении пенсионироваться на территории Украины, достаточно для принятии решения о прекращении выплаты пенсии на территории Российской Федерации, поскольку и пенсия по инвалидности и пенсия по старости предусмотрена законодательством обоих государств.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещался.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28.10.2016 года по делу №2-4867/16 по иску Скарги С.И. к ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области об оспаривании распоряжений, обязании возобновить выплату пенсий и дополнительных выплат, взыскании морального вреда, процентов, в удовлетворении исковых требований Скарги С.И. было отказано в полном объеме.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 08.02.2017 года по делу №2-301/17, оставленным без изменений апелляционным определением Ульяновского областного суда от 23.05.2017г. в удовлетворении исковых требований Скарги С.И. к УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области о возложении обязанности возобновить с 01.11.2016г. выплату пенсии по старости и пенсии по инвалидности было отказано в полном объеме.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29.03.2017 года по делу №2-975/17, оставленным без изменений апелляционным определением Ульяновского областного суда от 04.07.2017г. в удовлетворении исковых требований Скарги С.И. к УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области о восстановлении страховой пенсии по старости и государственной пенсии по инвалидности было отказано в полном объеме.

Указанным решением установлено, что до 01.04. 2016г. Скарга С.И. на территории России получал пенсию по старости и пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при этом, истец, имея гражданство как Российской Федерации, так и Украины, с 01.04.2016 является получателем пенсии по инвалидности в размере фактических убытков согласно Закону Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Как следует из п.5 ст. 26 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

Согласно сведений Пенсионного фонда Украины Луганской области Троицкого отдела по вопросам назначения, перерасчета и выплаты пенсий от 21.09.2017г. Скарга С.И. находится на учете в управлении с 01.04.2017г., получает пенсию по инвалидности 2 группа в соответствии норм Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» с 01.04.2016 года пожизненно (пенсионное дело №123743). В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» лицу, которое имеет одновременно право на разные виды пенсий назначается один из этих видов пенсий по его выбору. Кроме того, согласно п.1 Порядка представления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», утвержденным постановлением правления Пенсионного фонда Украины 25.07.2005 года №22-1, заявление о назначении пенсии подается заявителем лично непосредственно в управления Пенсионного фонда Украины по месту проживания (регистрации). Заявления Скарги С.И. о прекращении выплаты пенсии на территории Украины в управлении не зарегистрировано.

Статья 15 Конституции Российской Федерации в п.4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.

К международным актам, предусматривающим права на социальное обеспечение, действующим на территории Российской Федерации, относится Соглашение от 13.03.1992г. «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», подписанное представителями России, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины.

В соответствии со ст. 7 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Исходя из положений Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", являющегося международным договором, обязанность исполнять который приняли на себя Россия и Украина, пенсия выплачивается гражданину в одном государстве, по месту жительства.

Учитывая заявление Скарги С.И. от 05.06.2017 года, поданное в УПФР в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), ему могла быть установлена пенсия на территории Российской Федерации при соблюдении условия прекращения выплаты пенсии на территории Украины, поскольку Соглашением от 13.03.1992 года не предусмотрено одновременное получение пенсионных выплат в двух странах. Данные сведения должны быть подтверждены документально.

Решением УПФР в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонного) от 05.09.2017 года №195623/17 Скарге С.И. отказано в назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием документального подтверждения факта прекращения выплаты пенсии на территории Украины.

Из смысла и системного толкования статьи 1 Соглашения от 13 марта 1992 года, согласно которой пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, также следует законодательно закрепленная возможность получения пенсий на территории одного из государств – участников, а не одновременно в нескольких. При переселении пенсионера в пределах государств – участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

На основании ст. 10 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003г. №1058 граждане Украины имеют право на один вид пенсии (из числа следующих: пенсия по возрасту, пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания, в связи с потерей кормильца).

Учитывая волеизъявления Скарги С.И. на получение пенсии на территории Украины, при этом истцом в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» был выбран вид пенсионного обеспечения – пенсия по инвалидности, данный вид пенсии Скарга С.И. продолжает получать и до настоящего времени, ответчик обоснованно отказал истцу в назначении пенсия по старости по достижении возраста 60 лет.

Одно из назначений Соглашения 1992 года, кроме основного – определение порядка пенсионного обеспечения граждан стран участников, - систематизация этого обеспечения. Только нормы о систематизации пенсионного обеспечения, основанные, в данном случае, на принципах территориальности, создают определенный порядок в пенсионном обеспечении граждан стран участников Соглашения.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Скарги С.И. суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

в удовлетворении исковых требований Скарги С.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о назначении пенсии по старости отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Сапрыкина