Решение суда о назначении пенсии по случаю потере кормильца № 2-2174/2017 ~ М-1458/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу №

ДД.ММ.ГГГГ г. Самара

Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Ланских С.Н.

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара о назначении пенсии по случаю потере кормильца,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась с указанным иском к УПФ РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара, в обоснование требований ссылаясь на то, что она является вдовой полковника в отставке ФИО5- инвалида второй группы по причине «заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».

Согласно Закону Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», имеет право на пенсию по случаю потере кормильца.

Согласно ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пенсия по случаю потере кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.

Истцом было подано заявление от ДД.ММ.ГГГГ. № в УПФ РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара о назначении пенсии по случаю потере кормильца.

ДД.ММ.ГГГГ. № было получено письмо УПФ РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара об отказе в назначении данной пенсии. Считает действия ответчика противозаконными.

Просила назначить ей, ФИО2, как вдове умершего чернобыльца-инвалида второй группы ЧАЭС, пенсию по случаю потере кормильца.

В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования и довлды иска полностью поддержала. Пояснила, что отказ УПФ РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара в назначении пенсии по случаю потере кормильца считает незаконным по тем основаниям, что она является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой, ей должна быть назначена пенсия по случаю потери кормильца, если установлена причинная связь смерти кормильца с военной травмой.

Председателем Самарской областной организации "Союз "Чернобыль России" был сделан запрос в ОПФ РФ по Самарской области, согласно ответу на который, назначение пенсии по случаю потери кормильца производится независимо от других видов пенсий, пособий и доходов на основании ч. 2 ст. 29 Закона № 1244-1. Она предоставила заключение врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. о том, что причина смерти мужа связана с последствиями ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поэтому имеются все основания для назначения ей пенсии по случаю смерти кормильца. В настоящее время она получает две пенсии: пенсию в УПФ РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара по достижению ею пенсионного возраста и пенсию по линии Минобороны по случаю потери кормильца

(мужа).

В судебном заседании представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара, Капелюшная А.С., действующая на основании доверенности, исковые требования на признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии от 17.02.2017г.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.01 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 3 ст. 3 Федерального закона N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрен перечень граждан, которым предоставляется право на одновременное получение двух пенсий.

Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей (за исключением военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и членов их семей) осуществляется в порядке, предусмотренном Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Указанный закон определяет свой круг лиц, которые пользуются правом на одновременное получение двух пенсий.

Согласно ч. 2 ст. 7 названного Закона супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Одной из таких других пенсий является трудовая пенсия по старости, которая, как указано в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначается женщинам по достижении ими возраста 55 лет.

На основании ст. 30 указанного Закона РФ супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).

В силу п. "а" ст. 21 указанного Закона инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

В статье 8 Закона N 4468-1 установлено, что военнослужащим, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительные льготные условия назначения пенсий.

В п. п. 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона РФ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указано, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяются действия настоящего закона, относятся: граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших службу в зоне отчуждения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона РФ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте).

В части 3 указанной статьи предусмотрено, что пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий, доходов

Согласно материалам дела ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара с заявлением о назначении ей пенсии по потере кормильца как вдове умершего чернобыльца-инвалида второй группы, указав, что получает пенсию по линии Министерства обороны РФ.

УПФ РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара своим решением от ДД.ММ.ГГГГ. отказало истцу в назначении пенсии по случаю потери кормильца на основании п.5 ч. 3 ст. 3 Федерального Закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по причине получения ФИО2 пенсии по случаю потери кормильца в ведомстве Министерства Обороны России. В соответствии с вышеуказанным законом право на одновременное получение двух пенсий имеют нетрудоспособные члены семей граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости. Также ФИО2 является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно справке Военного комиссариата Промышленного района г.Самары Самарской области Минобороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является вдовой полковника в отставке ФИО5-инвалида второй группы по причине «заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и получает пенсию по потере кормильца.

Доводы истца о том, что согласно ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» пенсия по случаю потере кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов, нельзя признать обоснованным.

Истцу может быть одновременно установлена пенсия по случаю потери кормильца по нормам пункта 3 статьи 17 Закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ и трудовая пенсия по старости, или трудовая пенсия по инвалидности, или социальная пенсия по нормам статьи 18 указанного Закона (за исключением социальной пенсии, устанавливаемой в связи со смертью кормильца).

Одновременное же получение пенсии по случаю потери кормильца за счет средств Министерства обороны и пенсии по потере кормильца, а также трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" данным Законом не предусмотрено.

Законом от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС" пенсия по случаю потери кормильца назначалась независимо от других видов пенсий. Закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении", устанавливая конкретные виды пенсий членам семьи указанных граждан, ввел новое, отличное от прежнего законодательства, правовое регулирование. Следовательно, нормы Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1 в этой части стали противоречить нормам Закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, и, соответственно, не могут применяться.

Доводы истца о том, что законом не установлен запрет получения пенсий в разных ведомствах, является необоснованным, поскольку, реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов, введя при этом общее правило, в соответствии с которым лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору (статья 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Исключение из этого правила предусмотрено в пункте 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", который определяет категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 3, пп. 11 п. 1 ст. 10, п. 3 ст. 17 указанного Закона.

При таких установленных по делу обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований истца о назначении пенсии по случаю потере кормильца, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара о назначении пенсии по случаю потере кормильца, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня составления судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Промышленный районный суд г. Самары.

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий подпись С.Н. Ланских

******