Решение суда о назначении и выплате пенсии с момента возникновения права № 2-4261/2017 ~ М-3767/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 августа 2017 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Германовой С.В.,

при секретаре Евсеевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4261/2017 по иску ФИО6 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> о признании права на назначение досрочной пенсии, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, о назначении и выплате пенсии с момента возникновения права,

УСТАНОВИЛ:

ФИО6 обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в <адрес> о признании права на назначение досрочной пенсии, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, о назначении и выплате пенсии с момента возникновения права.

В обоснование заявленных требований указала, что обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении песни по старости по пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии было отказано, к зачету было принято 13 лет 04 месяца 5 дней при требуемых 30. Ответчиком не включены в специальный стаж периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности операционной медицинской сестры операционного блока Клиники Андижанского Государственного медицинского института, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности палатной медицинской сестры хирургического отделения № Клиники Андижанского Государственного медицинского института, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности палатной медицинской сестры хирургического отделения № Клиники Андижанского Государственного медицинского института, поскольку не подтверждена работа в стационаре, а также период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры отделения хирургии № «Андижанского филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи», поскольку наименование организации не предусмотрено Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Просила включить спорные периоды работы в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев, а период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права.

Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, возражала относительно доводов иска, просила в его удовлетворении отказать в полном объеме.

Исследовав материалы дела, проверив доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии было отказано, к зачету было принято 13 лет 04 месяца 5 дней, при требуемых 30.

Спорные периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности операционной медицинской сестры операционного блока Клиники Андижанского Государственного медицинского института, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности палатной медицинской сестры хирургического отделения № Клиники Андижанского Государственного медицинского института, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности палатной медицинской сестры хирургического отделения № Клиники Андижанского Государственного медицинского института, поскольку не подтверждена работа в стационаре, а также период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры отделения хирургии № «Андижанского филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи», включены ответчиком в специальный трудовой стаж в льготном исчислении.

Также период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены ответчиком в специальный стаж в календарном исчислении.

Истец просила включить спорные периоды ее работы в специальный стаж в льготном исчислении, за исключением периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который она просила включить в специальный стаж в календарном исчислении.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств и профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п. 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», при досрочном назначении страховой пенсии по старости применяются: списки, утвержденные: постановлением Совета министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397, постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 (действовал с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1066 (действовал с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно), а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Закона от 17.12.2001 года в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан», органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности страхового стажа на соответствующих видах работ за период с 01.01.2002 года могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

С учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П, в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона периоды работы учитываются в следующем порядке:

Периоды работы до 01 ноября 1999 года могут учитываться в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная или иная работа в которых по охране населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» к категории медицинских работников, которым год работы засчитывается как год и шесть месяцев относятся операционные медицинские сестры, включая старших, работающие в отделении хирургического профиля.

Данные должности были предусмотрены и ранее действовавшим Перечнем, который являлся приложением к Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066 (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.02.2001 г. №130).

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» также установлено, что исчисление сроков выслуги производится врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, как один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

Таким образом, льготное исчисление стажа - год работы как год и 6 месяцев связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером деятельности в определенных условиях; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности структурных подразделениях лечебных учреждений.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости с учетом льготного исчисления стажа, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основано на учете условий и интенсивности выполняемой ими работы.

Судом установлено, что решением УПФ Российской Федерации в <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Пенсионным фондом было засчитано только 13 лет 04 месяца 5 дней (в том числе, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - стаж осуществления медицинской деятельности засчитан в льготном исчислении, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – стаж осуществления медицинской деятельности засчитан в календарном исчислении).

При этом УПФ РФ не были засчитаны периоды работы истца в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности операционной медицинской сестры операционного блока Клиники Андижанского Государственного медицинского института, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности палатной медицинской сестры хирургического отделения № Клиники Андижанского Государственного медицинского института, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности палатной медицинской сестры хирургического отделения № Клиники Андижанского Государственного медицинского института.

Также ответчиком не был засчитан период работы истца в календарном исчислении 1 год работы за 1 год – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры отделения хирургии № «Андижанского филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи», так как в представленных документах отсутствует наименование отделения, предусмотренное Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Из трудовой книжки истицы следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 работала в должности операционной медсестры клиники Андижанского Государственного медицинского института, ДД.ММ.ГГГГ переведена палатной медицинской сестрой во 2-е хирургическое отделение Клиники Андижанского Государственного медицинского института; ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности по собственному желанию.

Из справки, уточняющей занятость, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО6 работала в Клинике Андижанского Государственного медицинского института в должности операционная медицинская сестра операционного блока с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности палатной медицинской сестры хирургического отделения № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и за период до ДД.ММ.ГГГГ занимала штатную должность.

Согласно справке Клиники Андижанского Государственного медицинского института от ДД.ММ.ГГГГ №, медицинские журналы не могут быть представлены в виду их ликвидации по истечении срока хранения – 25 лет (л.д.20).

Таким образом, из анализа представленных в материалы дела документов не представляется возможным установить отношение отделения, в котором работала истица, к профилю хирургических, штатное расписание за спорные периоды, а также журналы учета хирургических операций не представлены.

Таким образом, доказательств осуществления истцом функциональных обязанностей, таких как участие в проведении операций и осуществление лечебной деятельности на ставку заработной платы, подтвержденных соответствующими журналами и иными допустимыми доказательствами не представлено, в связи с чем, оспариваемые периоды не подлежат включению в страховой стаж в льготном исчислении для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Имеющиеся в материалах дела справка, уточняющая занятость, от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.17-18), информация клиники Андижанского Государственного медицинского института от ДД.ММ.ГГГГ №, а также справки о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не могут являться основанием к удовлетворению требований, поскольку к спорному периоду не относятся.

Учитывая изложенное, суд полагает, что в ходе судебного разбирательства не представлено доказательств того, что отделение клиники, куда входил операционный блок, являлись отделением хирургического профиля.

Также комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ФИО6 в медицинский стаж не засчитан период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры отделения хирургии № «Андижанского филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи», так как наименование учреждения не предусмотрено Списком.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии.

Вышеуказанные Правила, применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

На основании пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Следовательно, непременным условием зачета в льготный стаж является не только работа в должности, указанной в Списках, но обязательно и в учреждении, поименованном Списками. При этом перечень учреждений, указанный в Списках, исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

До 31 декабря 2001 года (с 1 января 2002 года вступил в действие Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 от 1991 года, действующим до 31.12.2001, предусматривалось досрочное пенсионное обеспечение среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности.

Согласно разделам «Наименование учреждений» Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066, а также Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 от 2002 года, к учреждениям, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся лечебно-профилактические учреждения различных видов (больницы, поликлиники, диспансеры и др.), учреждения социального обслуживания (социальный приют для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, дом-интернат для умственно отсталых детей; реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью и др.).

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066 периоды работы после 1.11.1999 г. засчитываются в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 настоящего Постановления.

Согласно п. 2 этого же Постановления Список и Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществлявшейся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Исходя из названных норм, работа истца в указанной должности в «Андижанского филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи» к учреждениям, указанным в п. 2 вышеуказанного постановления не относится, в связи с чем в удовлетворении исковых требований о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует отказать.

В силу пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Между тем объективных данных о функционировании в Андижанскомо филиале Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи в спорный период такого обособленного медицинского структурного подразделения материалы дела не содержат.

Таким образом, к моменту обращения в пенсионный фонд 28.09.2016г. необходимый 30-летний специальный стаж работы у ФИО6 отсутствовал, поэтому ответчиком было правомерно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности, суд приходит к выводу о том, что основания для зачета периодов работы истца в указанных должностях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении (1:1,6) и периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении отсутствуют, в связи с чем, в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований ФИО6 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> о признании права на назначение досрочной пенсии, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, о назначении и выплате пенсии с момента возникновения права, - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                    С.В.Германова