Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело №
РЕШЕНИЕ
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
31 мая 2017 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Шевелевой Е.А.
при секретаре Виляйкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Косарева П. А. к УПФР в <адрес> о назначении ежемесячной доплаты к пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Косарев П.А. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в <адрес> и просит включить периоды работы: с /дата/ по /дата/ - в должности горнорабочего подземного; с /дата/ по /дата/ - в должности горнорабочего очистного забоя подземного; с /дата/ по /дата/ - в должности помощника начальника участка подземного; с /дата/ по /дата/ - в должности заместителя начальника участка подземного; с /дата/ по /дата/ - в должности начальника участка подземного; /дата/ по /дата/ - в должности начальника участка подземного; с /дата/ по /дата/ - в должности горного мастера подземного; с /дата/ по /дата/ - в должности подземного начальника; с /дата/ по /дата/ - в должности заместителя начальника участка подземного; с /дата/ по /дата/ - в должности поземного начальника участка в специальный стаж, дающий право на доплату к пенсии; Обязать УПФР в <адрес> назначить истцу ежемесячную доплату к пенсии, как работнику угольной промышленности, с /дата/
Требования истец мотивирует тем, что Косарев П. А., является пенсионером, инвали<адрес> группы (производственная травма). Письмами № от /дата/, № от /дата/ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ему безосновательно отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с положениями Федерального закона от /дата/ N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности". Отказ мотивирован отсутствием необходимого стажа на доплату, в связи с тем, что УПФР в стаж работы засчитан только период работы с /дата/ по /дата/ С указанными выводами истец не согласен, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения сторон. В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от /дата/ «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», участниками которого являются Российская Федерация и <адрес>, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от /дата/. В соответствии с Письмом Минсоцзащиты РФ от /дата/ N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР" (Зарегистрировано в Минюсте РФ /дата/ N 497) и Указанием Минсоцзащиты РФ от /дата/ N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших <адрес> ССР (Зарегистрировано в Минюсте РФ /дата/ N 1056) пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от /дата/ (<адрес>, Туркменистан, <адрес>, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением. Положения данного Соглашения распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения (статья 5). При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от /дата/ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до /дата/, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от /дата/. Довод ответчика о том, что финансирование спорных выплат производится за счет отчислений российских организаций угольной промышленности, не влияет на право истца на назначение требуемой доплаты, поскольку Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» в данном случае определяет лишь порядок формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направляемого на выплату доплаты, и не содержит ограничений по назначению доплаты пенсионерам, работавшим в организациях, не включенных в Перечень организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии бывшим работникам указанных организаций.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что при решении вопроса о назначении доплаты с учетом Соглашения от /дата/ должны быть применены Списки работ и профессий, утвержденные постановлением Совета М. Р. №, и включены периоды работы в Казахстане с 1991 г. по 2010 г.
Представитель ответчика Терещенко Е.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ судом было распределено бремя доказывания, определены обстоятельства, подлежащие доказыванию, предложено представить в суд указанные выше доказательства и разъяснены последствия непредставления доказательств в соответствии со ст. 68 ГПК РФ.
На основании представленных сторонами доказательств, судом установлено следующее.
Из материалов дела следует, что Косарев П.А. является получателем страховой пенсии по старости. Стаж на соответствующих видах работы составляет 11 лет 3 месяцев 8 дней, где включены следующие периоды работы на шахте им. В.И. Ленина Карагандинского производственного объединения по добыче угля «Карагандауголь»: с 19.03.1980г. по /дата/ в должности подземного горнорабочего очистительного забоя -11лет 3 месяца 8 дней, с 27.06.1991г. по 31.03.1998г. в должности помощника начальника участка подземным, с 01.04.1998г. по 05.04.1999г. в должности начальника участка подземным (работа, не дающая права на доплату)
Из трудовой книжки Косарева П.А. следует, что с /дата/ по /дата/ он работал на шахте им. В.И. Ленина Карагандинского производственного объединения по добыче угля «Карагандауголь» в должности горнорабочего подземного; с /дата/ по /дата/ – там же в должности горнорабочего очистного забоя подземного; с /дата/ по /дата/ – там же в должности помощника начальника участка подземного; с /дата/ по /дата/ – там же в должности заместителя начальника участка подземного; при этом /дата/ шахта им. В.И. Ленина вошла в состав АО «Испат-Кармет» У.Д. на основании Постановления Правительства Республики Казахстан № от /дата/, с /дата/ по /дата/ истец работал там же в должности начальника участка подземного; /дата/ по /дата/ – там же в должности начальника участка подземного; /дата/ АО «Испат-Кармет» переименовано в АО «Миттал Стил Темиртау», с /дата/ по /дата/ истец работал там же в должности горного мастера подземного; с /дата/ по /дата/ – там же в должности подземного начальника; с /дата/ по /дата/ – там же в должности заместителя начальника участка подземного; с /дата/ по /дата/ – там же в должности поземного начальника участка. Приказом УД № от /дата/ АО «Миттал Стил Темиртау» переименовано в АО «АрселорМиталл Темиртау».
Таким образом, в указанные периоды истец работал в организации угольной промышленности СССР до /дата/, а в последующие периоды – в иностранной организации на шахте Республики Казахстан.
/дата/ Косарев П.А. обратился в УПФР по <адрес> с обращением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии.
Письмами № от /дата/, № от /дата/ Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Косареву П.А. отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии. Отказ мотивирован отсутствием необходимого стажа на доплату, в стаж работы для назначения доплаты засчитан только период работы с /дата/ по /дата/, который не образует достаточного стажа для назначения доплаты. В стаж, дающий право на назначение указанной доплаты, не включен период работы Косарева П.А. на шахтах Республики Казахстан после /дата/, так как условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные Федеральным законом от /дата/ N 84-ФЗ, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 распространяются на лиц, работавших в организации угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до /дата/
Истец ссылается на незаконность решения Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес>, полагая необоснованным отказ во включении периодов работы в течение 1991-2010 г.г.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Дополнительной гарантией в области социального обеспечения работникам, занятым на работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), является доплата к пенсии, условия, порядок назначения и выплаты которой определены Федеральным законом от /дата/ N 84-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от /дата/ N 84-ФЗ лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в настоящей статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от /дата/ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от /дата/ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от /дата/ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Федеральным законом от /дата/ N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" статья 1 Федерального закона от /дата/ N 84-ФЗ дополнена частью 2, согласно которой условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные названным федеральным законом, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до /дата/
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от /дата/ N 216-ФЗ указанные изменения вступили в силу с /дата/
Статьей 5 Федерального закона от /дата/ N 84-ФЗ определено, что финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии, включая расходы на организацию работы по ее выплате и доставке, производится за счет взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией указанного федерального закона.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, правом на доплату к пенсии, которая формируется за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, обладают бывшие работники организаций угольной промышленности, имеющие соответствующий стаж работы в организациях угольной промышленности Российской Федерации и в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до /дата/, а именно работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
Включение части спорного периода работы Косарева П.А. в стаж при назначении страховой пенсии по старости не свидетельствует о наличии оснований для включения этого же периода в стаж, дающий право на установление доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от /дата/ N 84-ФЗ, поскольку нормы данного закона регулируют порядок и условия назначения доплаты к пенсии за стаж работы в угольной промышленности, которыми прямо предусмотрено, что условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения работников организаций угольной промышленности в виде доплаты к пенсии распространяются только на бывших работников организаций угольной промышленности Российской Федерации и лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до /дата/
Кроме того, по смыслу статей 1, 5 Федерального закона от /дата/ N 84-ФЗ, источником финансирования доплаты к пенсии за стаж работы в угольной промышленности являются страховые взносы, дополнительно (сверх установленного тарифа) уплачиваемые в Пенсионный Фонд Российской Федерации организациями угольной промышленности на выплату именно доплаты к пенсии работникам угольной отрасли Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 названного закона для плательщиков взносов установлен тариф взносов в размере 6,7 процента выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
Частью 3 статьи 6 Федерального закона от /дата/ N 84-ФЗ определено, что объектом обложения и базой для начисления взносов являются объект обложения и база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые установлены частями 1, 3 и 4 статьи 7 и частями 1, 3 и 6 статьи 8 Федерального закона от /дата/ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Из изложенных норм закона следует, что дополнительные страховые взносы (сверх установленного тарифа), уплачиваемые организациями угольной промышленности Российской Федерации в целях предоставления такой социальной гарантии бывшим работникам организаций угольной промышленности как доплата к пенсии, не участвуют в формировании размера страховой пенсии, который обеспечивается за счет взносов на обязательное пенсионное страхование, а имеют иное целевое назначение - расходуются только на дополнительное материальное обеспечение бывших работников угольной промышленности Российской Федерации и угольной промышленности бывшего СССР до /дата/
Таким образом, порядок установления пенсии работникам угольной промышленности и порядок установления доплаты к ней различны по своему характеру и имеют самостоятельное правовое регулирование. То, что исчисление стажа для назначения доплаты к пенсии бывшим работникам угольной промышленности производится в том же порядке, что и для исчисления пенсии по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от /дата/ N 400-ФЗ "О страховых взносах", не означает, что право на доплату определяется в том же порядке, что и право на установление пенсии.
Ссылка истца на Соглашение стран СНГ от /дата/ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" несостоятельна, поскольку данное соглашение регулирует вопросы пенсионного обеспечения, а не вопросы дополнительного социального обеспечения работников угольной промышленности, получающих пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществляемого за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.
При таких обстоятельствах доводы истца о распространении условий и норм дополнительного социального обеспечения бывших работников организаций угольной промышленности Российской Федерации в виде доплаты к пенсии на лицо, которое имеет стаж работы в организациях угольной промышленности иностранного государства, суд признает основанными на неправильном толковании норм материального права. Соответствующая правовая позиция Верховного суда РФ изложена в пункте № "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ /дата/).
Как следует из материалов дела, имеющаяся у Косарева П.А. без учета спорного периода работы с /дата/ по /дата/ (период до /дата/ ответчиком учтен) продолжительность стажа работы в угольной промышленности Российской Федерации и бывшего СССР до /дата/ составляет 11 лет 3 месяца 8 дней, что не дает ему права на назначение ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от /дата/ N 84-ФЗ.
С учетом приведенных обстоятельств суд приходит к выводу об отказе Косареву П.А. в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий судья
Мотивированное решение изготовлено /дата/
Судья: