Решение суда № 2-2257/2017 ~ М-2110/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-2257-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07августа 2017 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Баташевой М. В,

при секретаре Андриевской К. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стройного Александра Михайловича к ГУМВД России по Ростовской области восстановление права на получение пенсии по инвалидности с учетом индексации

УСТАНОВИЛ:

Истец Стройный А.М. обратился в суд с названным исковым заявлением, в его обоснование указал, что он является пенсионером МВД, участником ликвидации последствий на ЧАЭС, а также вследствие черепно-мозговой травмы ему установлена № группы инвалидности, инвалидность установлена бессрочно. Истец проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы Украины, в должности начальника учреждения УЛ 314\108, уволен в 1998 году по болезни. Ему была установлена группа инвалидности в связи с наличием заболевания, полученного в период военной службы на основании свидетельства о болезни от 22 июля 1999 года, а также назначена соответствующая пенсия по инвалидности. В 2003 году он перевел пенсию с Украины в Российскую Федерацию, в связи с переменой места жительства и получением гражданства в Российской Федерации.

Изначально группа инвалидности ему устанавливалась в Украине и при назначении пенсии в Российской Федерации в 2003 году, вопрос о незаконности выданной справки МСЭ не поднимался вплоть до 2014 года.

С 01.01.2014 года выплата пенсии по инвалидности прекращена, о чем был уведомлен сообщением Центра финансового обеспечения отдела пенсионного обслуживания ГУ МВД РФ по Ростовской области № 36\35813 от 01.11.2013 года. А именно: «для дальнейшего продолжения выплаты пенсии, необходимо предоставить выписку к справке ФКУ ГБ МСЭ по Ростовской области для подтверждения группы инвалидности».

Указанные действия ответчика полагает незаконными и противоречащими Соглашению о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств, ФЗ РФ от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ФЗ РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», поскольку ему пенсия по инвалидности была назначена бессрочно.

В силу Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств (Ташкент, 15 мая 1992 г.) пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством. государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств - участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Указывает также, что пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Россию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением. Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения. Так, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения. При этом стаж работы после 01.01.2002 г. может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

После принятия Федерального закона от 12 ноября 2012 г. N 181-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропньгх веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» денежная компенсация военнослужащим, получившим инвалидность в результате исполнения военных обязанностей, выплачивается ежемесячно. Военнослужащим лицам, пострадавшим во время службы в органах МВД, МЧС, ФСБ и вооруженных силах, предоставляется право на: компенсацию морального вреда; ежемесячные выплаты в качестве возмещения вреда здоровью; получение ежемесячной государственной пенсии. Военная пенсия по инвалидности назначается на весь период статуса инвалида, назначенного медико-социальной экспертизой. При этом, инвалидам-женщинам старше 55 лет и инвалидам-мужчинам старше 60 лет определенный статус устанавливается на пожизненный срок, без переосвидетельствования (за исключением случаев собственного заявления).

Решение о прекращении выплаты пенсии считает незаконным, поскольку все документы, в том числе расчет выслуги лет на пенсию, заключение о назначении пенсии по инвалидности, отметки о продлении выплаты пенсии, в пенсионном деле имелись в момент назначения пенсии по линии МВД РФ, о которых сотрудники пенсионного отдела ГУ МВД России по Ростовской области знали.

Согласно статье 49 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года в редакции, действующей по состоянию на 1 января 1999 года (дата изменения районного коэффициента, применяемого в расчете пенсии истца), а также в редакции, действующей на момент рассмотрения спора, пенсии военных пенсионеров подлежали пересмотру в следующих случаях: а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения; б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением; в) при повышении установленного Федеральным законом минимального размера пенсии по старости.

Других оснований к пересмотру назначенной военнослужащему пенсии указанный Закон, а также постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» не предусматривали.

В соответствии со статьей 52 Закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления.

В этой связи заслуживает внимания, что по смыслу положений Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 пенсия назначена истцу пожизненно. Ответчик официально не уведомлял о принятии решения об отказе назначения пенсии по инвалидности, в связи с отсутствием выписки к справке ФКУ ГБ МСЭ по Ростовской области для подтверждения группы инвалидности.

В нарушении приведенных норм международного права и пенсионного обеспечения законодательства Российской Федерации ответчик незаконно лишил истца права на пенсию по инвалидности.

В силу части 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

На основании изложенного, просит суд восстановить его право на утраченную пенсию с учетом индексации.

Истец Стройный А.М. в судебном заседании не присутствует, извещен о времени и месте судебного заседания, направил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика ГУМВД России по Ростовской области Зайченко А.Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, просила отказать, поддержала доводы письменных возражений.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Стройный А.М. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы <адрес>, в должности начальника учреждения УЛ 314\108,, директор предприятия УМВД Луганской области, уволен 28 июля 1999 году, УМВД Украины истцу была назначена пенсия по инвалидности второй группы в связи с получением травмы, связанной с исполнением служебных обязанностей, которую он получал до 01.12.2003г., когда обратился с соответствующим заявлением о прекращены выплаты в связи с переездом в Российскую Федерацию на постоянное место жительства по адресу <адрес>.

Пенсионное дело МВД Украины было направлено в ГУВД Ростовской области по вновь избранному месту жительства истца. С 2004 года Стройному А.М. была назначена пенсия по инвалидности по линии МВД, выплата которой производилась вплоть до 01.01.2014г., когда была прекращена ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ст. 21 Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а именно отсутствием сведений об установлении истцу инвалидности органами МСЭ Российской Федерации с установлением причины инвалидности как «военная травма», «инвалиды вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы».

Истец с прекращением выплат по указанным основаниям не согласен, полагает, что на момент назначения пенсии в 2004 году он уже являлся пенсионером по инвалидности МВД Украины, ему была назначена пенсия соответствующего вида, ответчик не отказал ранее в ее назначении в Российской Федерации, необоснованно прекратив ее выплату только с 2014 года, не возобновил такую выплату, тогда как ему была предоставлена справка МСЭ об установлении инвалидности второй группы от 05.02.2014г. с указанием причины инвалидности как «заболевание получено в период прохождения военной службы».

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.

В соответствии с п. "а" ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 действие настоящего Закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Российская Федерация и Республика Украина являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".

Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей государства - участники Содружества Независимых Государств 24 декабря 1993 г. приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств".

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Соглашения от 24 декабря 1993 г. пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.

Из содержания приведенных норм следует, что вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, исходя из принципа территориальности, регулируются законодательством государства, на территории которого они проходили службу, уволились и в котором постоянно проживают.

Пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному бывшим сотрудником органов внутренних дел месту жительства, допускается только в отношении пенсионера, то есть лица, которому уже ранее до переезда в другое государство назначена и производится выплата пенсии Стороной (государством - участником Соглашения) по месту прохождения службы сотрудником и увольнения с нее.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.

Исходя из положений п. "б" части первой ст. 5, ст. 19 и п. "а" ст. 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" при наступлении инвалидности по причине увечья или иного повреждения здоровья, связанных с осуществлением служебной деятельности, назначается пенсия по инвалидности.

По смыслу пункта "а" статьи 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", военной травмой признается ранение, контузия, увечье или заболевание, полученные военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы, а инвалидами вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы) признаются лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

В соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Таким образом, из анализа выше приведенных норм действующего в сфере правого регулирования следует о том, что, учитывая, что истцу была назначена пенсия по инвалидности МВД Украины, в связи с переездом надлежало назначение таковой компетентными органами МВД Российской Федерации, однако при строгом соблюдении условий, предусмотренных национальным законодательством страны,, в частности Российской Федерации, выбранной бывшим сотрудником-пенсионером для своего постоянного места жительства.

Однако, по мнению суда, у истца отсутствуют основания, предусмотренные положениями ст. 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, поскольку в подтверждение инвалидности истцом была представлена ответчику справка МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которой следует о том, что Стройному А.М. установлена инвалидность второй группы по причине «общее заболевание».

Затем в указанную справку МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ. были внесены изменения в части указания причины инвалидности как «военная травма», что послужило основанием для проверки внесения таких изменений.

Однако, согласно ответу ФКУ ГБ МСЭ по Ростовской области от 13.0.2014г. на запрос ОПО ЦФО ГУМВД России по Ростовской области следует о том, что истец Стройный А.М. проходил освидетельствование в бюро № ДД.ММ.ГГГГ., было принято решение об определении второй группы инвалидности по общему заболеваний, никаких исправлений в справку МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ. не вносилось.

Более того, в ходе судебного разбирательства Стройным А.М. была суду представлена справка МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ., где причиной инвалидности указано «заболевание получено в период прохождения военной службы», те. совсем иная причина, нежели указано первоначально как общее заболевание, а затем как военная травма, в связи с чем, судом был направлен соответствующий запрос в ФКУ ГБ МСЭ по Ростовской области, согласно ответа которого от 06.07.2017г. следует о том, истцу бюро № была установлена инвалидность второй группы с причиной «общее заболевание» без срока переосвидетельствования, при этом инвалидность в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы Стройному А.М. не устанавливалась.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что у истца отсутствуют основания для получения пенсии по инвалидности по линии МВД, поскольку не представлено установление инвалидности по общему основанию не дает такого права согласно условиям, предусмотренным положениями ст. 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в связи с чем, ответчиком обосновано было прекращено производство выплаты пенсии по инвалидности с 01.01.2014г.

При этом, то обстоятельство, что такая пенсия была назначена истцу ответчиком с 01.01.2004г., не свидетельствует о незаконности действий ответчика по прекращению выплаты пенсии в 2014 году, поскольку такое прекращение носит законный характер, а истцом, в нарушение норм действующего пенсионного законодательства, устанавливающего условия и порядок назначения различного вида пенсий сотрудников, не представлены заключения МСЭ об установлении причины инвалидности как «военная травма» либо « заболевание получено в период прохождения военной службы», в связи с чем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска и восстановления права истца на получение пенсии по инвалидности по линии МВД, взыскании какой-либо задолженности за период с момента ее прекращения.

Кроме того, суд учитывает, что согласно ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", однако согласно данным Пенсионного Фонда России в Чертковском районе Ростовской области Стройный А.М. являлся получателем трудовой пенсии по старости с 23.04.2014г. по 01.09.2014г., а согласно центральной базы данных получателем пенсии Информационного центра персонифицированного учет пенсионного Фонда Украины по состоянию на 01.08.2014г. Стройный А.М. зарегистрирован по адресу Украина, <адрес> состоит на учете как получатель пенсии в управлении пенсионного Фонда Украины в Октябрьском районе г.Луганска.

Указанное в совокупности является основанием для отказа в удовлетворении иска в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Стройного Александра Михайловича к ГУМВД России по Ростовской области восстановление права на получение пенсии по инвалидности с учетом индексации - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 11 августа 2017 года.

Председательствующий: