Дело № 2-1471/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 03 мая 2017 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Дорошенко О.Н.,
при секретаре судебного заседания Плетневой Е.Е.,
с участием истца ФИО2,
представителя ответчика Комитета образования и науки Волгоградской области – ФИО5, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Комитету образования и науки Волгоградской области о признании незаконным приказа об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит признать незаконным приказ № от 09.01.2017г. Комитета образования и науки Волгоградской области об отказе во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; обязать Комитет образования и науки Волгоградской области включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В обосновании требований пояснила, что относится к категории лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей. Обратилась с заявлением о включении ее в список нуждающихся в жилье. Приказом Комитета и образования науки Волгоградской области ей было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № является собственником 1/10 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Истец ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, на их удовлетворении настаивала по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, полагая, что оснований для признания незаконными оспариваемого решения Комитета образования и науке <адрес> не имеется. Право на обеспечение истца социальным жильем к моменту ее обращения отсутствовало, поскольку у ФИО2 имеется в собственности 1/10 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Принятое в отношении истца решение в полной мере соответствует закону, а следовательно не нарушает права и законные интересы истца, в этой связи с чем просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В силу п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Настоящим законом во взаимосвязи с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ) в числе иных гарантий по социальной поддержке государством детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривается возможность обеспечения последних жильем на безвозмездной основе.
Так, согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ныне действующей редакции), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В силу п.3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Действовавшим до 01 января 2013 года законодательством в отношении детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма при достижении ими 18 лет и наличии определенных условий (ст. 57 ч. 1 п.2 ЖК РФ и прочие нормативно-правовые нормы).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из приведенных выше норм следует, что дети-сироты, не имевшие закрепленного за ними жилого помещения, до 01 января 2013 года имели право на однократное внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, а с 01 января 2013 года сохраняют право на обеспечение жильем из специализированного жилищного фонда соответствующего субъекта Российской Федерации.
При этом данное право должно быть реализовано лицами указанной льготной категории до достижения 23 лет.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без изучения конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в его жилищном обеспечении.
Наиболее распространенной причиной несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для судебной защиты права на внеочередное обеспечение жильем, является в том числе ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года).
Задать вопрос юристу бесплатно
по семейным деламБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Таким образом, при решении вопроса о возможности или невозможности предоставления детям-сиротам жилого помещения в качестве меры социальной поддержки в свете действующего законодательства суду необходимо проверить наличие закрепленного за ними жилого помещения и, как следствие, права на обеспечение социальным жильем по данному льготному основанию, а также наличие исключительных обстоятельств, воспрепятствовавших реализации права на обеспечение жильем до достижения 23-летнего возраста.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2 является сиротой и относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации <адрес> №-п от 17.04.2008г. над несовершеннолетней ФИО6 1994 года рождения, установлена опека.
Изложенное позволяло отнести ФИО2 к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о включении в список.
Приказом Комитета образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении (об отказе во включении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» ФИО2 отказано во включении в список, поскольку согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 является собственником 1/10 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Отказывая ФИО2 в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется следующим.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо признание факта невозможности проживания в занимаемом жилом помещении.
Пунктом 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц; жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Статьей 2 Закона Волгоградской области от 05.02.2013 №5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области», Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным при наличии обстоятельств, установленных федеральным законодательством, или в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц; наличие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при условии проживания в жилых помещениях, указанных в абзаце первом настоящей части, других граждан.
Факт невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, в порядке, определенном Администрацией Волгоградской области.
Из материалов дела усматривается, что ФИО2 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. оформлено право собственности на 1/10 долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №.
Сособственником данного жилого помещения является ФИО7, доля в праве которой составляет 9/10.
Согласно акту органа опеки и попечительства <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ установлена невозможность проживания ФИО2 в указанном жилом помещении на основании пункта 1 части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области», а именно на том основании, что в жилом помещении, собственником которого является ФИО2, на законном основании проживает не член ее семьи – ФИО7
В соответствии с частью 1 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В силу ч. 2 ст. 31 ЖК РФ, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО8 обладает правом пользования 1/10 долей жилого дома, что составляет 33,63 кв.м., а общая площадь жилого дома составляет 336,30 кв.м.
Как указано в справке МБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» от ДД.ММ.ГГГГ. № в жилом помещении расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрирована только ФИО2
В силу п.1.1 п.1 Постановления Волгоградского горсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Волгограде», учетная норма площади жилого помещения в Волгограде для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 11 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.
Суд приходит к выводу, что установление факта невозможности проживания истца в указанном жилом доме по той причине, что законное право проживания в нем имеет не член семьи истца ФИО7 не основано на нормах материального права, поскольку ФИО7 имеет право пользования только частью дома, которая принадлежит ей на праве собственности. Из материалов дела не усматривается, что ФИО7 является членом семьи истца, следовательно права пользования долей жилого помещения ФИО2 не имеет.
На основании изложенного, суд полагает, что отсутствуют основания в силу которых, невозможно проживание ФИО2 в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении, в связи с чем заявленные требования Комитету образования и науки Волгоградской области о признании незаконным приказа об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Иск ФИО2 к Комитету образования и науки Волгоградской области о признании незаконным приказа об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий О.Н. Дорошенко
Справка: Мотивированное решение вынесено 10 мая 2017 года, в виду того, что пятый день, установленный ст. 199 ГПК РФ пришелся на выходной день.
Председательствующий О.Н. Дорошенко