Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями № 2-1466/2017 ~ М-1249/2017

Смотреть все судебные практики о Предоставление жилых помещений детям сиротам

Дело № 2-1466/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 11 мая 2017 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Дорошенко О.Н.,

при секретаре судебного заседания Селивановой Н.Б.

с участием представителя истца ФИО2 – ФИО9, действующего на основании доверенности

представителя ответчика Комитета образования и науки Волгоградской области – ФИО5, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Комитету образования и науки Волгоградской области о признании незаконным приказа об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с настоящим иском, в котором просит обязать Комитет образования и науки Волгоградской области включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в предоставлении жилого помещения на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области.

В обосновании требований пояснил, что относится к категории лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей. Обратился с заявлением о включении его в список нуждающихся в жилье. Приказом Комитета и образования науки Волгоградской области ему было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку до ноября 2013 года являлся собственником жилого помещения.

    Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, согласно письменного заявления, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель истца ФИО2 – ФИО9, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, на их удовлетворении настаивал по доводам изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, полагая, что оснований для признания незаконными оспариваемого решения Комитета образования и науке Волгоградской области не имеется. Право на обеспечение истца социальным жильем к моменту его обращения отсутствовало, поскольку у ФИО2 имелось в собственности жилое помещение, которое он продал, тем самым искусственно ухудшив свои жилищные условия. Принятое в отношении истца решение в полной мере соответствует закону, а следовательно не нарушает права и законные интересы истца, в этой связи с чем просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

В силу п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Настоящим законом во взаимосвязи с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ) в числе иных гарантий по социальной поддержке государством детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривается возможность обеспечения последних жильем на безвозмездной основе.

Так, согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ныне действующей редакции), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В силу п.3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Действовавшим до 01 января 2013 года законодательством в отношении детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма при достижении ими 18 лет и наличии определенных условий (ст. 57 ч. 1 п.2 ЖК РФ и прочие нормативно-правовые нормы).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из приведенных выше норм следует, что дети-сироты, не имевшие закрепленного за ними жилого помещения, до 01 января 2013 года имели право на однократное внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, а с 01 января 2013 года сохраняют право на обеспечение жильем из специализированного жилищного фонда соответствующего субъекта Российской Федерации.

При этом данное право должно быть реализовано лицами указанной льготной категории до достижения 23 лет.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без изучения конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в его жилищном обеспечении.

Наиболее распространенной причиной несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для судебной защиты права на внеочередное обеспечение жильем, является в том числе ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ).

Смотреть все судебные практики о Предоставление жилых помещений детям сиротам

Таким образом, при решении вопроса о возможности или невозможности предоставления детям-сиротам жилого помещения в качестве меры социальной поддержки в свете действующего законодательства суду необходимо проверить наличие закрепленного за ними жилого помещения и, как следствие, права на обеспечение социальным жильем по данному льготному основанию, а также наличие исключительных обстоятельств, воспрепятствовавших реализации права на обеспечение жильем до достижения 23-летнего возраста.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2 является сиротой и относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Заочным решением Волжского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2 – ФИО6 лишен родительских прав.

Решением Волжского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО2 – ФИО7 лишена родительских прав.

ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО2 – ФИО7 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти.

Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. над несовершеннолетним ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена опека. Опекуном назначена ФИО8

Изложенное позволяло отнести ФИО2 к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию городского округа - Волжский с заявлением о включении в список.

Приказом Комитета образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении (об отказе во включении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» ФИО2 отказано во включении в список, поскольку до ноября 2013 года он являлся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Отказывая ФИО2 в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется следующим.

В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо признание факта невозможности проживания в занимаемом жилом помещении.

Пунктом 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц; жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Статьей 2 Закона Волгоградской области от 05.02.2013 №5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области», Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным при наличии обстоятельств, установленных федеральным законодательством, или в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц; наличие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при условии проживания в жилых помещениях, указанных в абзаце первом настоящей части, других граждан.

Факт невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, в порядке, определенном Администрацией Волгоградской области.

Из материалов дела усматривается, что ФИО2 имел постоянную регистрацию и являлся собственником жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>.

Иные лица в указанном жилом помещении не зарегистрированы, что подтверждается справкой МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» городского округа – <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.

Как усматривается из акта контрольного обследования жилого помещения органа опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ., в вышеуказанной квартире кроме ФИО2 никто не проживал.

В соответствии с частью 1 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Как установлено в судебном заседании, в ноябре 2013 года ФИО2 совершил сделку купли-продажи принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>. В последствии обжаловал данную сделку в судебном порядке.

Однако, решением Волжского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в признании сделки купли-продажи недействительной. Истцом не доказано, что в момент подписания оспариваемого договора купли-продажи, находился в таком состоянии, при котором не мог понимать значение своих действий и руководить ими в связи с имеющимися заболеваниями. Решения суда о признании ФИО2 недееспособным не имеется.

В силу п.1.1 п.1 Постановления Волгоградского горсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Волгограде», учетная норма площади жилого помещения в Волгограде для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 11 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.

Суд приходит к выводу, что являясь собственником жилого помещения, то есть на момент достижения 18 лет, ФИО2 был обеспечен жилой площадью, которая превышала установленную норму. Дальнейшее отчуждение жилого помещения являлось его правом, и не может быть принято за обстоятельство, при котором истец имеет право на обеспечение жилым помещением в порядке установленном Законом №159-ФЗ.

На основании изложенного, суд полагает, что заявленные требования ФИО2 к Комитету образования и науки Волгоградской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Иск ФИО2 к Комитету образования и науки Волгоградской области о признании незаконным приказа об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий                    О.Н. Дорошенко

Справка: Мотивированное решение вынесено 16 мая 2017 года.

Председательствующий                    О.Н. Дорошенко

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по семейным делам с 16 по 30 ноября 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.