№ 2-4865/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 августа 2017 года город Оренбург
Ленинский районный суд города Оренбурга в составе
председательствующего судьи Даниловой С.М.,
при секретаре Хайранбаевой М.А.,
с участием помощника прокурора города Оренбурга Сороколетова К.В.,
истца Молчановой К.А.,
представителя ответчика администрации г. Оренбурга Жидковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Оренбурга в интересах Молчановой К. А. к администрации города Оренбурга об обязании включить в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями,
УСТАНОВИЛ:
прокурор города Оренбурга обратился в суд с иском в интересах Молчановой К.А. к администрации города Оренбурга об обязании включить в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой города Оренбурга проверки было установлено, что законный представитель несовершеннолетней Молчановой К.А. .... обратился в Управление жилищной политики города Оренбурга с заявлением о включении ее в список подлежащих обеспечению жилым помещением как относящегося к категории лиц «дети-сироты». Молчановой К.А. в постановке на учет было отказано в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на территории города Оренбурга. В ходе проверки было установлено, что Молчанова К.А. с рождения проживает в ..., с ... она временно зарегистрирована по адресу: ..., обучается в ...» .... Просил суд признать незаконными действия администрации города Оренбурга, выразившиеся в отказе во включении Молчановой К.А. в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; возложить обязанность на администрацию города Оренбурга включить Молчанову К.А. в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории города Оренбурга.
В судебном заседании помощник прокурора города Оренбурга Сороколетов К.В. и истец Молчанова К.А. исковые требования поддержали, просили удовлетворить их в полном объёме.
Представитель ответчика администрации города Оренбурга Жидкова Е.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, заслушав объяснения помощника прокурора города Оренбурга Сороколетова К.В., истца Молчанову К.А., представителя ответчика администрации г. Оренбурга Жидковой Е.В., суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с абз. 4 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ установлено, что по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со статьей 4 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года № 1347/285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» к числу категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области по договору найма в специализированном жилищном фонде ... отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 19.1 вышеназванного закона установлен порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого фонда (далее – специализированные жилые помещения) предоставляются лицам, указанным в пункте 5 части 1 статьи 4 настоящего Закона, однократно по их заявлению в виде жилых домов, квартир по договорам найма специализированных жилых помещений.
Задать вопрос юристу бесплатно
по семейным деламБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Судом установлено, что истец Молчанова К.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со свидетельством о рождении Молчанова К.А. родилась ..., ее матерью указана ... в графе «отец» стоит прочерк.
Согласно решению ... районного суда ... от ... ... признана безвестно отсутствующей с ....
Постановлением главы администрации ... от ... опекуном несовершеннолетней Молчановой К.А. назначен ...
Постановлением главы администрации ... от ... N-п Молчановой К.А. отказано во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с отсутствием права на обеспечение специализированными жилыми помещениями (отсутствие регистрации по месту жительства на территории города Оренбурга).
В соответствии со свидетельством о регистрации по месту жительства Молчанова К.А., ... года рождения, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ... на срок с ... по ....
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Закон Российской Федерации от 25.07.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (статья 2).
Учитывая вышеприведенные положения, суд приходит к выводу, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
Следовательно, отсутствие у гражданина регистрации (прописки) по месту жительства (пребывания) не может влиять на его конституционное право на жилище, в том числе и на право быть поставленным на учет нуждающихся во внеочередном получении жилья (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 3-П). Однако постановка на учет может быть осуществлена лишь на основании заявления истца.
Статья 2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года № 1347/285-IV-ОЗ (в ред. от 20 июня 2016 года) «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» устанавливает нормы предоставления площади жилого помещения жилищного фонда Оренбургской области. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 названной статьи для жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нормой предоставления площади является 33 кв. метра общей площади жилья.
Принимая во внимание то, что истец Молчанова К.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, фактически проживает в городе Оренбурге, не имеет в собственности жилого помещения, суд приходит к выводу о наличии у Молчановой К.А. права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
При таких обстоятельствах имеются правовые основания для удовлетворения требований прокурора в интересах Молчановой К.А. не только в части признания незаконным отказа администрации города Оренбурга в постановке на учет, но и требований об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилыми помещениями по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
исковые требования прокурора г. Оренбурга в интересах Молчановой К. А. к администрации города Оренбурга об обязании включить в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации города Оренбурга, выразившиеся в отказе во включении Молчановой К. А. в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Возложить на администрацию города Оренбурга обязанность включить Молчанову К. А. в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Данилова С.М.
Мотивированный текст решения изготовлен 07 августа 2017 года
Судья Данилова С.М.