2-3845\2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Оренбург 21 июня 2017 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Харченко Н.А.
при секретаре Мухаметшиной Л.М.,
с участием истца Великих А.В., представителя ответчика Кутуковой Ю.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Великих А.В. к отделу опеки и попечительства Управления образования администрации г. Оренбурга о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список для получения жилого помещения и об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Великих А.В. обратился в суд с исковым заявлением о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что является сиротой. За истцом не закреплено жилое помещение, собственником какого-либо жилого помещения он также не является. В связи с чем, просил суд восстановить срок для подачи заявления о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и обязать ответчика предоставить ему жилое помещение.
В настоящем судебном заседании истец полностью поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить. Суду объяснил, что проживает в Сакмарском районе, никогда ранее не обращался в уполномоченные органы с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, считает, что органы опеки и попечительства должны самостоятельно вести учет таких лиц. Требования к иным органам предъявлять отказался.
Представитель ответчика Кутукова Ю.Ш., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на то, что отдел опеки и попечительства Управления образования администрации г. Оренбурга не является самостоятельным юридическим лицом, а является структурным подразделением органа местного самоуправления – администрации г. Оренбурга.
Кроме того, считает отдел опеки и попечительства Управления образования администрации г. Оренбурга ненадлежащим ответчиком, поскольку не наделен государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав и проанализировав в совокупности представленные истцом доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2017 N 89-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 9 ст. 8 вышеназванного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Причем предоставление жилого помещения по договору специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Великих А.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей (мать О.Н.Б. умерла ..., сведениями об отце О.В.А. истец не владеет).
Из архивной справки ГБУ «ГАОО» от ... следует, что распоряжением главы администрации Дзержинского района г. Оренбурга от ... N-р над Онищенко А.В. установлена опека, назначена опекуном бабушка К.А.Н..
Согласно свидетельства о перемене имени Онищенко А.В. сменил фамилию на «Великих».
Задать вопрос юристу бесплатно
по семейным деламБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В собственности жилого помещения истец не имеет, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества, выданной ... филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Однако, доказательств тому, что истец либо его опекун К.А.Н. обращались в уполномоченные органы по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося не представлено в ходе рассмотрения дела.
Так, из материалов дела следует, что Великих А.В. достиг возраста 23 лет – ..., на момент рассмотрения данного дела достиг возраста N лет. До ... с письменным заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как имеющего право на социальные гарантии, предусмотренные законом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в органы местного самоуправления истец не обращался, что он сам подтвердил.
Тем самым Великих А.В. не представлено доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших своевременному обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением.
Кроме того, исковые требования Великих А.В. предъявлены к отделу опеки и попечительства Управления образования администрации г. Оренбурга, который является отраслевым (функциональным) органом администрации г. Оренбурга и осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в рамках своей компетенции, полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в число которых не входят.
Поэтому, отдел опеки и попечительства Управления образования администрации г. Оренбурга, не являясь юридическим лицом, процессуальной правоспособностью не обладает, не может быть ответчиком по данному спору, т.е. является ненадлежащим ответчиком
В соответствии со ст. 41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить замену ответчика исключительно по ходатайству или с согласия истца. В случае если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.
В ходе подготовки, в судебном заседании истцу неоднократно предлагалось произвести замену ненадлежащего ответчика, на что он не согласился, настаивая на требованиях к отделу опеки и попечительства Управления образования администрации г. Оренбурга.
В связи с этим, суд, рассмотрев иск к заявленному ответчику, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, так как они заявлены к ненадлежащему ответчику.
Кроме того, в соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ст. 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом избираемый способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в случае удовлетворения требований должен привести к восстановлению нарушенных прав лица, обратившегося за судебной защитой.
Заинтересованным в судебной защите является лицо, имеющее законное право или охраняемый законом интерес, а предъявленный этим лицом иск выступает средством защиты его нарушенного права и законных интересов.
По смыслу ст. ст. 1, 12 ГК РФ избрание истцом ненадлежащего способа защиты является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Таким образом, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований истца к заявленному ответчику.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Великих А.В. к Отделу опеки и попечительства Управления образования администрации г. Оренбурга о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список для получения жилого помещения и об обязании предоставить жилое помещение – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Харченко Н.А.
В окончательной форме решение принято 26 июня 2017 года
Судья: Харченко Н.А.