8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет № 2-3228/2017 ~ М-2975/2017

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2017 года      <адрес>

Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сыртлановой О.В.,

при секретаре Денисламове А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах Д.М.В. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах Д.М.В. обратился в суд с указанным выше исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указывая, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы проведена проверка по обращению Д.М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, об оказании помощи по предоставлению жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ мать Д.М.В. – Д.М.В. лишена родительских прав, согласно справке о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. В настоящее время Д.М.В. воспитывается в ГБОУ Башкирский республиканский детский <адрес> имени Шагита Худайбердина г. Уфы и находится на полном государственном обеспечении. Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-р Д.М.В. принята на учет для получения жилищного помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-р установлен факт невозможности проживания Д.М.В. в ранее занимаемом жилом помещении комнате № общей площадью 14,5 кв. м., по адресу: РБ, <адрес>. Предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложено на органы местного самоуправления, однако в нарушение вышеуказанных требований законодательства Д.М.В. до настоящего времени Администрацией городского округа г. Уфа РБ не предоставлено жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, тем самым нарушены жилищные права Д.М.В., которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.

Приводя данные обстоятельства, истец просит суд обязать ответчиков предоставить Д.М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным стандартам и технических требованиям, площадью не менее 14 кв.м. и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.

Представитель истца помощник прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы И.Н.У. исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Д.М.В. о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель Администрации городского округа г. Уфа РБ, Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа РБ Б.М.С., в судебном заседании просила в исковых требованиях отказать, поддержав доводы возражения на исковое заявление.

Третьи лица Министерство образования РБ, Министерство финансов РБ о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено.

Суд, в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) находит возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, неявившихся на судебное заедание.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы настоящего гражданского дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

Европейский суд по правам человека указывает, что в современном обществе обеспечение населения жильем является важнейшей социальной потребностью; решение жилищного вопроса не может быть целиком отдано на откуп рынку, неограниченное действие которого, особенно в ситуации трансформации экономики, способно создать опасность нежелательных социальных последствий, а потому отражает не только частный, но и публичный интерес (решение от ДД.ММ.ГГГГ по делу James and Others).

Статьей 40 Конституции Российской Федерации регламентировано право каждого на жилище.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (абз. 1).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Судом установлено, что Д.М.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, мать Д.М.В. – Д.М.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, согласно справке о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.

Как следует из выписки из распоряжения главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-р Д.М.В. принята на учет для получения жилищного помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Установлено, что за Д.М.В. какого-либо закрепленного за ней жилья, пригодного для проживания не имеет, согласно сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ Д.М.В. принадлежит на праве собственности ? доля – комната, расположенная по адресу: РБ, <адрес>. Д.М.В. зарегистрирована по указанному адресу, однако Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района ГО <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-р установлен факт невозможности проживания Д.М.В. в ранее занимаемом жилом помещении комнате № общей площадью 14,5 кв. м. по данному адресу. Правопритязания на нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, д. ? у Д.М.В. отсутствуют.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Республики Башкортостан № 260-з от 28 декабря 2005 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления городских округов в Республике Башкортостан наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Согласно ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года №260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» государственными полномочиями, предусмотренными ст. 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан.

Исходя из вышеизложенного, следует, что обязанность по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории лиц возложена на органы местного самоуправления, то есть в данном случае на Администрацию городского округа город Уфа РБ.

В полномочия Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфы РБ не входит обеспечение граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, что подтверждается Положением об Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфы РБ, утвержденном решением Совета городского округа г. Уфы РБ от 21 ноября 2012 года № 11/10.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Д.М.В. в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение её жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.

Руководствуясь положениями статей 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах Д.М.В. к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет удовлетворить частично.

Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Д.М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> г. Уфы в интересах Д.М.В. к Администрации Орджоникидзевского района городского округа <адрес> Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы.

Судья          О.В. Сыртланова