Дело № 2-3755/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 октября 2017 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи М.М. Сафронова при секретаре судебного заседания Ю.В. Чарушиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению МВА к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отошений Омской области о защите жилищных прав,
В судебном заседании приняли участие:
от истца – МВА (по паспорту), БТА (по ордеру, удостоверению),
от ответчика – не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
21 августа 2017 года МВА обратилась в суд с иском к Министерству образования Омской области, Администрации г. Омска, Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицу из категории детей, оставшихся без попечения родителей, о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В обоснование иска указала, что относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители были лишены родительских прав решением Октябрьского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ.
Позднее, в 2000 и 2014 годах ее отец и мать были признаны безвестно отсутствующими.
С 2000 года она проживала с опекуном – ЖСВ
По месту регистрации в <адрес>) за ней и пятью ее братьями и сестрами, которые также остались без попечения родителей, была закреплена 1-комнатная квартира жилой площадью <данные изъяты> кв м, общей площадью – <данные изъяты> кв м, принадлежащая на праве собственности ее отцу.
За период времени с 2006 года по настоящее время договор социального найма жилого помещения с ней не заключался, членом семьи нанимателя она не является, недвижимого имущества на праве собственности она не имеет.
В настоящее время она с мужем и двумя детьми проживает по месту регистрации в <адрес>. По указанному адресу зарегистрировано 10 человек.
Полагала, что имея статус ребенка-сироты, она состоит в очереди на получение жилья и ожидала наступления своей очереди.
При обращении в Министерство образования Омской области, ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что она не включена в список лиц, подлежащих обеспечению жильем на территории Омской области. В связи с достижением 23-летнего возраста она утратила свое право на получение жилья, в связи с чем, не может быть включена в указанный список в настоящее время.
Просит восстановить срок для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицу из категории детей, оставшихся без попечения родителей и обязать Администрацию г. Омска принять на учет МВА в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицу из категории детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании истец МВА и ее представитель БТА требования уточнили, пояснив, что предъявляют их к Министерству образования Омской области. Пояснили, что воспитанием истца занималась опекун. Срок для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как ребенок-сирота пропустила, так как занималась здоровьем ребенка. Также ей никто не сообщал, что необходимо обратиться в Министерство образования Омской области с соответствующим заявлением.
Судом в качестве соответчика к участию в деле привлечено Министерство имущественных отношений Омской области.
Ответчики своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
По смыслу федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01 января 2013 года) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Задать вопрос юристу бесплатно
по семейным деламБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, в редакции Постановления Правительства Омской области от 14 мая 2014 года № 98-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п», уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство имущественных отношений Омской области (п. 2).
Кроме этого, в п. 10 Порядка, утв. Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п (с изменениями и дополнениями), сведения о детях-сиротах, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущественных отношений Омской области с учетом дат рождения детей-сирот.
Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года) до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
По смыслу названного обзора практики, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением является обоснованным.
Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.
Судом установлено, что истец БТА. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Ее родителями указаны МАВ. и ММВ. (л.д. 9).
Решением Октябрьского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ решением того же суда от ДД.ММ.ГГГГ МАВ. и ММВ были признаны безвестно отсутствующими (л.д. 17,18).
Приказом Управления образования Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №од ЖСВ. назначена опекуном несовершеннолетней МВА. (л.д.21).
Из дела видно, что истец обращалась в 2017 году в Министерство образования Омской области с заявлением по вопросу обеспечения жилым помещением. В ответ на данное обращение ДД.ММ.ГГГГ ей был направлен ответ № из которого следует, что МВА не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом. На момент обращения в Министерство ей было более 23 лет и статус ребенка-сироты ею утрачен (л.д.24-25).
В ГП ОО «ОЦТИиЗ» сведения о наличии у истца жилых помещений отсутствуют (л.д. 22, 39). Отсутствуют такие сведения и в Управлении Росреестра по Омской области (л.д.45).
Также согласно данным ГП ОЦТиЗ, право бесплатной приватизации жилого помещения на территории Омской области МВА не использовала (л.д.39).
На момент разрешения исковых требований МВА. достигла возраста 28 лет.
Из представленных в материалы дела документов видно, что ДД.ММ.ГГГГ МВА. исполнилось 23 года.
Согласно сведений, предоставленных БУЗОО «Клинический родильный дом №6», МВА. находилась в круглосуточном стационаре в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 84).
Обращаясь в суд с названным иском, МВА указала, что как лицо, оставшееся без попечения родителей до 18 лет, по уважительным причинам не реализовала до 23 лет свое право на получение мер социальной поддержки в жилищной сфере и не встала на учет нуждающихся в жилом помещении, потому что занималась здоровьем дочери, которая имеет статус «ребенок-инвалид» с 2014 года и нуждается в постоянном уходе.
Действительно, из медицинской документации суд усматривает, что ДД.ММ.ГГГГ у МВА. родилась дочь Дарья, которой поставлен диагноз: детский церебральный паралич, спастический тетрапарез, в связи с чем, она регулярно проходит различные курсы лечения. В то же время суд обращает внимание, что ребенок родился после достижения МВА 23-х летнего возраста.
Также из объяснения МВА следует, что она не знала о необходимости обратиться за постановкой на учет до 23 лет, ей об этом никто не говорил, не разъяснял ее право на жилье. В то же время она не отрицает, что, обучаясь в колледже, она, как ребенок-сирота, пользовалась льготами на питание и проезд.
Доводы истца о незнании условий реализации прав в жилищной сфере как лицом, оставшимся без попечения родителей, не подтверждают наличие обстоятельств, объективно воспрепятствовавших ее самостоятельному получению по достижении совершеннолетия информации о своих правах, а также обращению в компетентные органы для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет.
При таком положении, учитывая, что истец не предпринимал попытку реализовать свое право на обеспечение жильем до 2012 года включительно, суд считает, что истец не имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку он ребенком-сиротой на дату обращения в суд в смысле названного закона не является.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении требований МВА отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска.
Судья М.М. Сафронов
Решение в окончательной форме изготовлено 08 октября 2017 года.