Дело № 2-2474/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Юрченко Д.А.
при секретаре судебного заседания Волковой Е.А.,
с участием истца Кузнецова А.Н.,
представителя истца Гончаровой Н.С.,
представителя ответчика Никуличевой О.Н.,
15 сентября 2017 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова А. Н. к Комитету образования и науки Волгоградской области о возложении обязанности включить в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов А.Н. обратился в суд с иском к Комитету образования и науки Волгоградской области, в котором просит обязать ответчика включить его в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование заявленных требований Кузнецов А.Н. указал, что является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать <данные изъяты>, лишена в отношении него родительских прав. В этой связи он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ направлен в <данные изъяты> школу-интернат на полное государственное обеспечение. Согласно ответу Комитета образования и науки Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ, ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, как лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей. Считает, что он как лицо из числа детей, оставшийся без попечения родителей, в соответствии со ст. 8 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на обеспечение за счет субъекта РФ - Волгоградской области жилым помещением в специализированном жилом фонде. Полагает, что вследствие ненадлежащего выполнения возложенных обязанностей органа опеки и попечительства, встать на учет в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, до достижения 23 летнего возраста, не представилось возможным, то реализовать гарантированное право на жилую площадь он не смог по независящим от него причинам. Просит возложить на Комитет образования и науки Волгоградской области обязанность включить его, Кузнецова А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением и предоставить ему жилое помещение по договору социального найма.
В судебном заседании истец Кузнецов А.Н., его представитель Гончарова Н.С., допущенная к участию в деле на основании п. 6 ст. 53 ГПК РФ, исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Комитета образования и науки Волгоградской области Никуличева О.Н., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснила, что право на обеспечение истца социальным жильем к моменту обращения Кузнецова А.Н. отсутствовало, поскольку ранее на учет нуждающихся в предоставлении жилья он поставлен не был, с заявлением на обеспечение жильем обратился после достижения 23 летнего возраста, однако к указанному времени утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и право на государственную поддержку по соответствующему основанию, включая право на обеспечение жильем. Принятое в отношении истца решение в полной мере соответствует закону, а, следовательно, не нарушает права и законные интересы Кузнецова А.Н. В этой связи просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В силу п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Настоящим законом во взаимосвязи с соответствующими положениями Жилищного кодекса Российской Федерации в числе иных гарантий по социальной поддержке государством детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривается возможность обеспечения последних жильем на безвозмездной основе.
В соответствии с абз. 1,2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п.3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В целях реализации данного положения Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 5 февраля 2013 года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области».
Статьей 3 настоящего Закона установлен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа указанной категории граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Указанный порядок предполагает подачу заявлений лицами, относящимися к категории детей-сирот, в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности, до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилым помещением до 01 января 2013 года.
Орган опеки и попечительства в свою очередь направляет данное заявление с пакетом документов и своим заключением в уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области в сфере образования, который формирует соответствующий список лиц указанной категории, подлежащих обеспечению жильем, принимает решение о включении (невключении) лица в данный список.
Данным органом в настоящее время является Комитет образования и науки Волгоградской области.
Решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список принимается в случае отсутствия предусмотренных действующим законодательством оснований для включения в список.
Решение оформляется в форме правового акта, копия которого в течение пяти рабочих дней со дня вынесения решения направляется заявителю и в орган опеки и попечительства.
Решение уполномоченного органа исполнительной власти Волгоградской области в сфере образования об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Из материалов дела следует, что <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Изложенное позволяло отнести Кузнецова А.Н. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространяются гарантии, предусмотренные Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> Кузнецов А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно обучался в <данные изъяты> школе-интернат с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на полном государственном обеспечении, как оставшийся без попечения родителей (л.д. 32-33).
Сведений о принадлежности на праве собственности Кузнецову А.Н. какого-либо имущества материалы дела не содержат, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об отсутствии зарегистрированных прав Кузнецова А.Н. на объекты недвижимого имущества (л.д. 17).
Из представленного Комитетом образования и науки Волгоградской области учетного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов А.Н. обратился в администрацию <данные изъяты> муниципального района Волгоградской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 27).
Задать вопрос юристу бесплатно
по семейным деламБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <данные изъяты> муниципального района Волгоградской области дано заключение о необходимости отказа во включении Кузнецова А.Н. в список со ссылкой на то, что он не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с утратой статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 26).
Приказом комитета образования и науки Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку он не относится к данной категории лиц и достиг 23 лет (л.д.24-25).
Рассматривая возникший спор и отказывая Кузнецову А.Н. в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется следующим.
Действовавшим до 01 января 2013 года законодательством в отношении детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма при достижении ими 18 лет и наличии определенных условий (ст. 57 ч. 2 п.2 ЖК РФ и прочие нормативно-правовые нормы).
Так, ранее в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставлялись жилые помещения по договорам социального найма по внеочередном порядке по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом статьей 5 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (в прежней редакции) предусматривалось обеспечение жильем в таком порядке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены существенные изменения в порядок предоставления жилья лицам указанной категории лицам, пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ признан утратившим силу, внесены изменения в часть 1 статьи 92 ЖК РФ, глава 9 настоящего кодекса дополнена статьями 98.1 и 109.1, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изложена в новой редакции.
Дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе, на обеспечение жилой площадью, в соответствии с действующим законодательством распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
При это суд исходит из того, что правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (в том числе, по кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.
В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона №159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона №159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Изложенному не противоречит положение пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.
Действительно, пунктом 9 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на который ссылается истец предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, в силу норм Федерального закона №159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, ранее наступления данного возраста путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
В силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
По смыслу и содержанию упомянутого Федерального закона №159-ФЗ именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан.
В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства, независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Так, по достижении 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. В противном случае достижение 23-летнего возраста влечет утрату указанного права, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет.
Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет.
В соответствии с нормами жилищного законодательства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет.
Судом установлено, что Кузнецов А.Н. не был поставлен на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по вышеназванной категории граждан.
Суд полагает, что установленный в ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» срок для реализации права на социальную поддержку 23 годами возраста, является пресекательным, и не может быть восстановлен. Поэтому достижение истцом возраста 41 года, не вставший на учёт нуждающегося в жилом помещении до 23 лет, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Вместе с тем, Кузнецов А.Н. в ДД.ММ.ГГГГ, то есть в <данные изъяты>, впервые обратился с заявлением о постановке его на учет, в чем ему было отказано. Доказательств достоверно подтверждающих факт того, что в период с ДД.ММ.ГГГГ (год наступления совершеннолетия) по ДД.ММ.ГГГГ (год наступления 23-х летнего возраста), истец не мог реализовать свое право на подачу заявления на постановку на учет по объективным причинам, суду не представлено.
В ходе судебного разбирательства не установлено наличие объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца к ответчику по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, ранее обусловленной даты.
Оснований полагать то, что решение ответчика нарушает права и законные интересы Кузнецова А.Н., создало препятствия в реализации гарантированного государством права, также отсутствуют, поскольку принятое в отношении истца решение в полной мере отвечает требованиям действующего законодательства.
Материалами дела подтверждено, и в судебном заседании опровергнуто не было, что Кузнецов А.Н. в предусмотренным законном срок не обращался в уполномоченные государственные органы с заявлениями о предоставлении ему жилого помещения по указанным основаниям, данных доказательств им не представлено.
Довод стороны истца о том, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилого помещения при обращении за постановкой на учет после исполнения им 23-летнего возраста, несостоятелен и противоречит действующему законодательству. Данная позиция нашла свое подтверждение в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 20 ноября 2013 года, в соответствии с которой, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилой площади, при достижении возраста 23 лет, только если они встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста.
Имевшийся у истца статус сам по себе не подразумевает право на получение мер социальной поддержки со стороны государства, на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Кузнецова А.Н. о возложении обязанности включить в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, надлежит оказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Кузнецову А. Н. в удовлетворении исковых требований к Комитету образования и науки Волгоградской области о возложении обязанности включить в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и предоставить жилое помещение по договору социального найма за счет средств местного бюджета - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Юрченко Д.А.
Мотивированное решение суда составлено 20 сентября 2017 года.
Судья Юрченко Д.А.