Дело № 2-4285/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28.11.2017 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А. при секретаре судебного заседании Бичевой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой С.С. к Министерству имущественных отношений Омской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Михайлова С.С. обратилась в суд с названным иском к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения, указывая, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать и отец были лишены родительских прав решением Тюкалинского городского суда <адрес> от 11.05.2007г. и решением Большереченского районного суда <адрес> от 27.12.2005г. ФИО2 Министерства образования <адрес> истец включена в соответствующие списки, однако жилье до настоящего времени не представлено. Истец своего жилья не имеет. Просила обязать Министерство имущественных отношений <адрес> предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного помещения и взыскать с ответчика судебные расходы: по оплате госпошлины 300 руб., за составление иска 3000 руб., за получение справки в БТИ - 1132,50 руб., за получение справки Управления Росреестра – 1800 руб. (л.д.6-8).
В судебном заседании истец участия не принимала, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.203), ранее в судебном заседании поддержала заявленные требования к Министерству имущественных отношений Омской области в полном объеме.
Судом к участию в деле было привлечено Министерства строительства и ЖКК Омской области в порядке ст. 43 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Омской области участия не принимал, извещен надлежащим образом; представил письменный отзыв, в котором заявленные требования ответчик находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению (л.д.71-74).
В судебном заседании представители Министерства строительства и ЖКК Омской области, Министерства образования Омской области, участия не принимали, извещены надлежащим образом, последние просили о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.142).
Суд, с учетом осведомленности ответчика о существе спора, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истица ФИО1 родилась №. (л.д.9,37); мать Большереченского районного суда <адрес> от 27.12.2005г. лишена родительских прав (л.д.10), отец ФИО4 решением Тюкалинского городского суда <адрес> от 11.05.2007г. лишен родительских прав (л.д.11).
Распоряжением Главы Нововаршавского муниципального образования Омской области № 99-р от 22.02.2007 истице был назначен попечитель Итенякова М.А., жилое помещение не закреплялось (л.д.46).
Распоряжением Министерства образования Омской области от 29.12.2012 № 4048, истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.38-40).
Согласно сведений Управления Росреестра по <адрес> и ГП <адрес> «ОЦТИЗ» истец собственником жилых помещений не значится (л.д.32,54,55,56,57,76), право приватизации использовала в несовершеннолетнем возрасте по адресу: <адрес>77 жилое помещение реализовано матерью (л.д. 180, 181-184).
Согласно сведениям Департамента жилищной политики Администрации <адрес>, Администрации Большеречинского и ФИО2 муниципальных районов <адрес>, истица в числе лиц имеющих право пользования жилыми помещениями на основании договора социального найма не значится (л.д.69,77,198).
В настоящее время истец не имеет постоянную регистрацию на территории Омска и Омской области (л.д.145-146), жилые помещения в которых истица ранее имела регистрацию принадлежат иным лицам, что подтверждается предоставленными материалами из дел правоустанавливающих документов (л.д.58-68,78-121,162-184,185-197).
Не доверять представленным доказательствам у суда оснований не имеется.
Обсуждая доводы иска, суд учитывает следующее.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Положениями ст. 8 названного закона (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01 января 2013 г.) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По информации Министерства образования Омской области истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, по состоянию на 24.10.2017г. числится под номером 334 (л.д.36), материалы учетного дела предоставлены.
Таким образом, судом установлено, что истец состоит в списке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; возраста 18 лет истец достигла 31.12..2009г.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, в редакции Постановления Правительства Омской области от 14 мая 2014 г. № 98-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п», уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство имущественных отношений Омской области (п. 2).
Согласно п. 10 названного Порядка, в случае если имеется вступившее в законную силу судебное постановление об обязании предоставить ребенку-сироте жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, Министерство образования представляет Министерству имущества сведения о соответствующем ребенке-сироте независимо от даты рождения такого ребенка-сироты и наличия в списке сведений о нем в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.
Задать вопрос юристу бесплатно
по семейным деламБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Решение о предоставлении детям-сиротам жилого помещения принимается Министерством имущества в течение 10 рабочих дней с момента получения сведений о детях-сиротах, представляемых в соответствии с п. 10 настоящего Порядка (п. 11 Порядка).
Поскольку судом установлено, что истец до настоящего времени жильем не обеспечена; учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и отсутствие жилья, а также принимая во внимание положения утвержденного Правительством Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п (в редакции постановления Правительства Омской области № 98-п от 14 мая 2014 года) Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, суд полагает, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения следует возложить на Министерство имущественных отношений Омской области в соответствии с указанным выше Порядком.
Иных доказательств помимо исследованных, суду не представлено.
На основании изложенного исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Частью 1 ст. 88 ГПК РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей (ст. 94 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ). Аналогичная позиция содержится в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
Истица заявила о взыскании в ее пользу расходов, связанных с получением справок и оплатой услуг юриста по составлению иска.
Обсуждая доводы истицы в указанной части, суд учитывает следующее.
Бремя доказывания по данной категории иска распределено между сторонами, согласно действующего законодательства. Так, на истице лежала обязанность представить доказательства включения в соответствующий список и длительность не предоставления жилья; в свою очередь на ответчике лежала обязанность представить доказательства наличия у истицы жилья, а также исполнение обязанности по предоставлению жилого помещения по договору специализированного найма. В указанной связи, предоставление истицей справок, подтверждающих отсутствие у нее в собственности или на условиях договора социального найма жилых помещений не требовалось, отсюда, понесенные истицей расходы на получение справки ГП ОО «ОТИЗ» и Управления Росреестра по Омской области не могут быть признаны судом необходимыми расходами, понесенными истицей в связи с рассмотрением настоящего спора (л.д.150-152). Соответственно требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
Между тем, расходы, связанные с оказанием истице юридической помощи по составлению искового заявления, суд находит обоснованными и подлежащими распределению.
Из материалов дела следует, что 11.10.2017г. между истицей и Глатко М.С. заключен договор б/н об оказании юридических услуг, согласно которому последний осуществил составление иска и подготовку пакета документов (л.д.24-25); из Акта от 11.10.2017г. следует, что заказчик принял оказанные услуги, а исполнитель принял по указанному договору 3 000 рублей (л.д. 26).
Не доверять представленным доказательствам у суда оснований не имеется.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные стороной, в пользу которой принято судебное решение, с противной стороны в разумных пределах является одним из правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителей, соблюдения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, тем самым - на реализацию требования части 3 ст. 17 Конституции РФ. Следовательно, стороны договора вправе самостоятельно определить размер оплаты оказанной услуги (ст. 421 ГК РФ). При этом, принимая решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд учитывает при этом возражения стороны истца.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного суда РФ № от 21.01.2016г., лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием (п.10). Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч. 3 ст. 111 АПК РФ, ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, ч. 4 ст. 2 КАС РФ) (п.11).
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст. 2, 35 ГПК РФ, ст. 3, 45 КАС РФ, ст. 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
По смыслу названных законоположений, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Как определил Верховный Суд РФ в п. 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ № от 21.01.2016г., разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
Каких-либо доказательств несоразмерности указанных расходов, ответчиком суду не представлено.
Учитывая характер данной категории спора, с учетом требований справедливости и разумности, принимая во внимание обстоятельства конкретного дела, а также положения Постановления Совета адвокатской палаты Омской области, Постановления Правительства Омской области от 27.02.2013 № 33-п "Об утверждении Порядка компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Омской области" и сложившуюся в регионе практику по оплате такого рода юридических услуг, суд, оценив весь объем оказанной юридической помощи истцу представителем, а именно: составление иска с приложением, что подтверждается материалами дела, суд полагает заявленную сумму обоснованной в размере 3 000 рублей, что, по мнению суда, является разумным и достаточным.
При подаче иска Михайловой С.С. оплачена государственная пошлина в соответствии со ст. 91 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ в размере 300 руб. (л.д.3).
В соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в указанном размере.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Обязать Министерство имущественных отношений <адрес> предоставить Михайловой С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года №284- п.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Омской области в пользу Михайловой С.С. судебные расходы: за оплату юридических услуг – 3000 рублей, по оплате государственной пошлины – 300 рублей, всего 3 300 (три тысячи триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате 28.11.2017г.
Судья Т.А.Васильева