Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения № 2-2695/2017 ~ М-2587/2017

Смотреть все судебные практики о Предоставление жилых помещений детям сиротам

Дело № 2-2695/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11.07.2017 года                         город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А. при секретаре судебного заседании Бичевой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терентьева В.А. к Министерству образования Омской области, Администрации г. Омска о включении в списки нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Терентьев В.А. обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обоснование иска указал, что до 2003 г. он проживал с матерью Терентьевой Т.С., которая в 2003 г. была лишена родительских прав. Опекуном была назначена Сковородина З.П. родная тетя истца. В 2004 г. истец был помещен в воспитательную колонию за совершение преступления сроком на 6 лет, вышел из колонии в 2010 г., жить было негде, опекун не хотела чтобы истец у нее проживал. Через пять месяцев истец снова попал в колонию вышел только в 2013 г. поскольку не куда было идти, истец снова оказался в колонии с этого момента истец сразу начал заниматься вопросом жилья, и обращался во все органы, чтобы истцу предоставили квартиру. Полагает, что его право на получение жилого помещения нарушено, в связи с чем, просит о включении его в списки лиц, из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения (л.д.5-6).

Судом к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечены: Министерство строительства и ЖКК Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области (л.д. 2-3).

В судебном заседании истец участия не принимал, извещен по месту отбывания наказания надлежащим образом (л.д.128).

Представитель ответчика Министерства образования Омской области в судебном заседании участия не принимал, извещены надлежащим образом, представлен отзыв, в котором просили отказать в удовлетворении исковых требований, в связи с пропуском срока обращения за постановкой на учет без уважительных причин (л.д.98-99).

Представитель Министерства имущественных отношений Омской области, в судебном заседании участия не принимал, извещены надлежащим образом, представлен отзыв, в котором просили отказать в удовлетворении исковых требований, в связи с пропуском срока обращения за постановкой на учет без уважительных причин (л.д.34-35).

Представители Министерство строительства и ЖКК Омской области, Администрации г. Омска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Отзывов, возражений не представили.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы иска, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 37 Жилищного Кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года предусматривала предоставление вне очереди жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могли быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Впоследствии были предусмотрены дополнительные гарантии прав такой категории граждан по обеспечению их жилыми помещениями.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы и ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац 4 ст. 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (п. 1 ст. 54 СК РФ), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из положений абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ следует, что гарантируемая вышеуказанной категории граждан социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна была предоставляться до достижения ими вышеуказанного 23-летнего возраста по месту жительства при условии принятия на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до истечения указанного возраста.

Проверяя доводы истца, судом установлено, что ФИО1 родился №. (л.д.116).

Решением Советского районного суда г. Омска мать истца Терентьева Т.С. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего Терентьева В.А. (л.д. 12).

Решением Исилькульского городского суда Омской области отец истца Терентьев В.А. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего Терентьева В.А. (л.д. 9-10).

Приказом Управления образования Администрации г. Омска от 11.07.2003 г. № 2364 од рассмотрев заявление опекуна Сковородиной З.П. о назначении выплат, принимая во внимание, что мать Терентьева Т.С. лишена родительских прав; отец Терентьев А.В. так же лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего Терентьева В.А. назначить выплату денежных средств опекуну Сковородиной З.П. на содержание несовершеннолетнего (л.д. 61).

Приказом Управления образования администрации г. Омска от 30.08.2004 г. № 3696 од Сковородина З.П. освобождена от исполнения обязанностей попечителя в отношении несовершеннолетнего Терентьева В.А., в связи с отсутствием взаимопонимания с подопечным. Несовершеннолетний определен в детское государственное учреждение для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.13).

Из архивной справки Департамента образования Администрации г. Омска от 19.06.2017 г. следует, что Терентьев В.А. направлен в детское государственное учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании приказа управления образования администрации г. Омска от 30.08.2004 г. № 3996 од. В деле «Журнал учета детей, определенных в детское государственное учреждение за 2003-2004 г.» имеется запись о направлении «в д/д, СИЗО» (л.д.58).

Согласно сведениям Министерства образования Омской области следует, что истец не включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории Омской области (л.д.48).

Согласно справке выданной 13.04.2016 г. Кухаревской сельской Администрацией Исилькульского района Омской области семья Терентьевых проживала в доме по адресу ул. Привокзальная д. 3. Документы отсутствовали и дом в настоящее время ликвидирован теми кому он был продан. Никакого имущества за Терентьевым В.А. на территории Кухаревской сельской Администрации не числится (л.д.10).

Из ответа Администрации Кухаревского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области от 07.06.2017 г. следует, что личное дело Терентьева В.А. не заводилось в связи с тем, что он с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не обращался. Данный вопрос находился в полномочиях Администрации Исилькульского муниципального района. Терентьев В.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу Омская область, Исилькульский район, д. Кухарево, ул. Южная д. 55 кв.1 с 01.10.2010 г., но по данному адресу не проживал и не проживает. Данное помещение зарегистрировано на праве собственности за Строк (Сковородиной З.П. – бывший опекун). Заявлений от собственника данного жилого помещения о признании его не пригодным для проживания до ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Кухаревского сельского поселения не поступало. Представлены также фотоматериалы дома (л.д. 108-109).

Смотреть все судебные практики о Предоставление жилых помещений детям сиротам

Из ответа Администрации Исилькульского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что личное дело в Администрации отсутствует. ФИО1 согласно выданной Кухаревским сельским поселением справки, зарегистрирован по адресу: <адрес>, д. Кухарево, <адрес>. При осмотре данного жилого дома установлено, что в <адрес> никто не проживает. Год постройки <адрес>., Фундамент деревянный, стены - рубленые, деревянные. <адрес> составляет 48,2 кв.м. Представлены фотоматериалы дома (л.д. 101). Согласно копии лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. 55 по <адрес> в д. <адрес> зарегистрирован ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ Вид регистрации – регистрация по месту жительства постоянная (л.д. 102).

Из ответа Департамента жилищной политики Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 на учете граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении предоставляемого по договору социального найма в муниципальном образовании городской округ <адрес> не состоит, обращений не было (л.д. 40).

В соответствии с ответом ИЦ УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ осужден Первомайским районным судом <адрес> по ст. 111 ч. 4 УК РФ– умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, на 6 лет лишения свободы; ДД.ММ.ГГГГ освобожден в связи с отбытием срока; ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 осужден Советским районным судом <адрес> по ст. 162 ч. 1УК РФ - разбой на 3 года 6 месяцев лишения свободы; ДД.ММ.ГГГГ освобожден в связи с условно досрочным освобождением; ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 осужден Исилькульский городским судом <адрес> по ст. 166 ч. 4, ст. 162 ч. 2, 69 ч. 3., 79 ч. 7,70 УК РФ - разбой на срок 6 лет 6 месяцев лишения свободы; ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 осужден по ст. 111 ч. 4, 69 ч. 5 УК РФ – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью сроком на 5 лет лишения свободы на основании ст. 69 ч. 5 УК РФ частично присоединен не отбытый срок по приговору Исилькульского городского суда <адрес>, всего к отбытию 8 лет лишения свободы. В настоящее время истец содержится ФКУ ИК № УФСИН России по <адрес> (л.д. 49-49 оборот).

Таким образом, судом установлено, что в период с 08.09.2010г. по 05.05.2011г. (в период, когда истцу было полных 21 год) истец при нуждаемости в жилом помещении имел возможность обратиться с соответствующим заявлением в администрацию, либо органы опеки, однако своим правом не воспользовался. При этом, в возрасте 22 года 10 месяцев истец также имел возможность на обращение в соответствующие органы за постановкой на учет как нуждающийся в жилом помещении, в указанный период времени регистрация у истца была и он был освобожден от отбывания наказания по УДО (л.д.49 оборот).

Из информации УФМС России по <адрес> следует, что ФИО1 12.03.2004г. был выдан паспорт серии 5204 №; ФИО1 значился зарегистрированным в период с 19.04.2005г. по 19.04.2010г. по адресу: <адрес> - колония; в период с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства <адрес>, д. Кухарево <адрес> постоянно, до настоящего времени регистрацию сохраняет (л.д.116-117). Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями представленными Администрацией Кухаревского сельского поселения Исилькульского муниципального района <адрес> и Администрацией Исилькульского муниципального района <адрес>, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. числится зарегистрированным по месту жительства <адрес>, д. Кухарево <адрес>.

В материалы дела представлен Акт контрольного обследования жилищно – бытовых условий опекаемого ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что за ФИО1 закреплено жилое помещение по адресу <адрес>, принадлежащее опекуну на период опеки (л.д. 11).

По сведения Управления Росреестра по <адрес> жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит на праве долевой собственности ФИО6, Строк (ранее Сковородина) З.П., ФИО7 (л.д.119-126).

По сведениям ГП «<адрес> «Центр ТиИЗ» и Управления Росреестра по <адрес> истец в числе собственников объектов недвижимости на территории <адрес> и <адрес> не значится; право бесплатной приватизации жилого помещения не использовал (л.д.37,118).

Не доверять представленным доказательствам у суда оснований не имеется.

Как указывалось выше 12.10.2010г., в возрасте полных 21 года, а также 22 года 10 месяцев, истец имел постоянную регистрацию по месту жительства (л.д.102), закрепление жилого помещения имело место в период опеки..

Таким образом, судом установлено, что до достижения 23-летнего возраста, истец, имея объективную возможность, не обращался по поводу предоставления ему социальной гарантии в виде обеспечения жилой площадью по ранее действовавшему законодательству; впервые с таким заявлением обратился в суд в 2016г, что прямо следует из материалов настоящего дела (л.д.132,133).

Так из ответа Министерства образования Омской области на обращение истца от 27.03.2017 г. следует, что истец, достигнув возраста 23 лет утратил статус лица из числа детей- сирот, поэтому истец не может быть включен в список (л.д. 17).

В ответе прокуратуры Омской области от 21.02.2017 г. истцу разъяснено право обратиться в Центральный районный суд г. Омска с исковым заявлением о включении истца в список с указанием причин объективно препятствующих обращению с подобным заявлением до достижения истца возраста 23 лет (л.д. 20-21).

Материалы дела содержат определения Центрального районного суда г. Омска от 22.11.2016 г., и от 13.01.2017 г. о возвращении искового заявления Терентьева В.А. о восстановлении права на жилую площадь после оставления исков без движения, в связи с неустранением недостатков в срок (л.д. 132,133).

Факт неосведомленности и не разъяснения истцу необходимости обращаться с заявлением о постановке на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в получении жилой площади, суд не может признать уважительной причиной пропуска установленного срока.

Действующее законодательство в сфере социальных гарантий такой категории граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, предусматривает такое условие постановки на учет, как регистрация в населенном пункте, и, как установлено судом в возрасте полных 21 год и 22 года 10 месяцев истец был зарегистрирован по месту жительства в Исилькульском районе Омской области д. Кухарево; наличие каких-либо препятствий истцу в обращении за постановкой на соответствующий учет материалами дела не подтверждено; попыток встать на учет, начиная с момента достижения 18 лет, а затем после освобождения из мест лишения свободы, истец не предпринимал. Таким образом, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено доказательств обращения в администрирующие органы в установленный законом срок, т.е. до 23 лет, а равно и доказательств наличия уважительных причин пропуска такого срока.

Согласно положений ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

На основании изложенного, по мнению суда, доводы истца являются необоснованными, поскольку постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и для указанной категории граждан в законодательстве имеет место ограничение по возрасту – обращение должно быть осуществлено именно до достижения 23 лет.

Частью 1 ст. 8 указанного Федерального закона с изменениями, вступившими в законную силу 01.01.2013г., предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что действие положений ст. 8 Федерального закона от 2112.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Кроме того, согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Как указано выше, истец был освобожден из мест лишения свободы 08.09.2010г. в возрасте 21 лет; после осуждения 05.05.2011г. истец был освобожден 26.07.2012г. в возрасте 22 лет 10 месяцев с указанного периода вплоть до 2016г., истец по вопросу о предоставлении ему жилого помещения не обращался. Доказательства иного в деле отсутствуют.

Таким образом, поскольку истец с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по категории «дети-сироты» в установленный законом срок не обратился, своевременно не заявив о своем праве в определенный законодательством период – до 23 лет, суд приходит к выводу, что истец в связи с указанным утратил данное право, и, из анализа собранных по делу доказательств, оснований для восстановления утраченного права истца, суд не усматривает.

При изложенных обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.

Иных доказательств помимо исследованных, суду не представлено, судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Терентьева В.А. к Министерству образования Омской области, Администрации г. Омска о включении в списки нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                        Т.А.Васильева

Мотивированное решение изготовлено 12.07.2017г.

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по семейным делам с 1 по 13 ноября 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.