Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения № 2-2400/2017 ~ М-2227/2017

Смотреть все судебные практики о Предоставление жилых помещений детям сиротам

Дело № 2-2400/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13.07.2017 года                         город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А. при секретаре судебного заседании Бичевой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карлова Е.В. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о включении в списки нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Карлов Е.В. обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обоснование иска указал, что 30.08.1993 г. поступил в «Детский дом № 1» на основании постановления Главы администрации Куйбышевского района Омской области от 02.07.1993 г. № 726, вынесенное в соответствии с решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 18.08.1993 о передаче истца на попечение органов опеки и попечительства. Выбыл из детского дома 01.09.2002 в связи с поступлением в профессиональное училище № 13, а 27.05.2004 истец был отчислен из состава обучающихся. В период проживания в детском доме и обучения в ПУ истец с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилья не обращался, так как не знал об этом. В 2016 г. истец узнал о том, что он должен быть включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилым помещением, в связи с чем, обратился в Министерство образования Омской области по вопросу обеспечения истца жилым помещением. По сведения Министерства образования Омской области истец не включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что его право на получение жилого помещения нарушено, в связи с чем, просит о включении его в списки лиц, из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения (л.д.3-5).

Процессуальное положение КОУ ОО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 4» изменено судом в порядке ст. 43 ГПК РФ, к участию в деле также привлечено в порядке ст. 43 ГПК РФ ФКЛПУ «Областная больница № 11 УФСИН по Омской области..

В судебном заседании истец участия не принимал, извещен по месту отбывания наказания надлежащим образом (л.д.136) представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 116).

Представитель ответчика Министерства образования Омской области в судебном заседании участия не принимал, извещены надлежащим образом (л.д.142).

Представитель Министерства имущественных отношений Омской области, в судебном заседании участия не принимал, извещены надлежащим образом, представлен отзыв, в котором просили отказать в удовлетворении исковых требований, в связи с пропуском срока обращения за постановкой на учет без уважительных причин (л.д.37-38).

Представители КОУ ОО для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 4», ФКЛПУ «Областная больница № 11 УФСИН по Омской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д. 121,141).

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы иска, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 37 Жилищного Кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года предусматривала предоставление вне очереди жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могли быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Впоследствии были предусмотрены дополнительные гарантии прав такой категории граждан по обеспечению их жилыми помещениями.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы и ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац 4 ст. 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (п. 1 ст. 54 СК РФ), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из положений абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ следует, что гарантируемая вышеуказанной категории граждан социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна была предоставляться до достижения ими вышеуказанного 23-летнего возраста по месту жительства при условии принятия на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до истечения указанного возраста.

Проверяя доводы истца, судом установлено, что ФИО1 родился №. (л.д.7).

Решением Куйбышевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать истца ФИО3 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО1 (л.д. 16-18).

Постановлением главы Администрации Куйбышевского района г. Омска от 02.07.1993 г. № 726 п, в связи с тем, что мать несовершеннолетнего Карлова Е.В. решением куйбышевского районного суда г. Омска от 18.08.1993 г. лишена родительских прав, а отец в свидетельстве о рождении ребенка вписан со слов матери, передать несовершеннолетнего Карлова Е.В. на попечение органов опеки и попечительства (л.д. 54).

Из ответа на запрос КУ Омской области для детей- сирот, и детей и оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 4» от 19.05.2017 г. следует, что Карлов Е.В. в числе воспитанников учреждения не значится, в связи с чем, предоставить копии учетного дела не представляется возможным (л.д. 41).

Согласно справке выданной «Детским домом № 1» следует, что Карлов Е.В. являлся воспитанником детского дома № 1 с 20.08.1993 г. по 01.09.2002 г. на основании постановления Куйбышевского района № 726 п от 02.07.1993 г. ми находился на полном государственном обеспечении (л.д. 62).

Согласно ответа на запрос БПОУ «Саргатский индустриально – педагогический колледж» от 29.05.2017 г. Карлов Е.В. обучался по очной форме обучения в государственном образовательном учреждении Омской области начального профессионального образования «Профессиональное училище № 13№ по профессии Повар, кондитер» с 01.09.2002 г. по 27.05.2004 г. Сведения о предпринятых мерах для постановки Карлова Е.В. на учет, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предоставлении жилого помещения по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, училищем не передавались (л.д.50).

Из приказа № 29-к от 27.05.2004 г. следует, что Карлов Е.В. отчислен из состава обучающихся группы № 23 по профессии повар, кондитер, за систематическую неуспеваемость и пропуски занятий без уважительных причин (л.д. 66).

Из справки о реорганизации образовательного учреждения следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рп бюджетное образовательное учреждение <адрес> начального профессионального образования» Профессиональное училище №» и БУ <адрес> среднего профессионального образования «Саргатский индустриально – педагогический колледж» реорганизованы в форме присоединения БОУ СПО «Профессиональное училище №» к БОУ СПО «Саргатский индустриально – педагогический колледж» (л.д. 51).

Смотреть все судебные практики о Предоставление жилых помещений детям сиротам

Из справки выданной Любино – Малоросской сельской администрацией <адрес> следует, что ФИО1 действительно зарегистрирован по месту пребывания на период учебы до ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> – Малороссы, <адрес> общежитие (л.д. 59).

В материалы дела представлена справка Министерства просвещения Куйбышевского отдела народного образования от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что отец ФИО1 – ФИО4 в <адрес> и <адрес> не проживает; сестра по матери ФИО6 проживает <адрес> А (л.д. 55).

По сведениям Управления Росреестра по <адрес> жилое помещение по адресу: <адрес> А отсутствуют сведения о собственниках (л.д.133).

Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства просвещения Куйбышевского отдела народного образования следует, что ФИО1 наследственного имущества не имеет (л.д. 56).

Согласно ответу Департамента жилищной политики Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 на учете граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении предоставляемого по договору социального найма в муниципальном образовании городской округ <адрес> не состоит, обращений не было (л.д. 71).

В соответствии с ответом ИЦ УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ДД.ММ.ГГГГ - осужден Советским районным судом <адрес> по ст. 158 ч. 2 п. г,73 УК РФ – кража, на 2 года лишения свободы с условно, с испытательным сроком 1 год; ДД.ММ.ГГГГ освобожден по УДО; ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 осужден Октябрьским районным судом <адрес> по ст. 158 ч. 2 УК РФ - кража на 1 год 6 месяцев лишения свободы; ДД.ММ.ГГГГ освобожден в связи с отбытием срока; ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 осужден Куйбышевским районным судом <адрес> по ст. 228 ч. 1, УК РФ - незаконное изготовление наркотических средств на срок 1 год 6 месяцев исправительных работ; ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 осужден по ст. 158 ч. 1, 69 ч. 2, 69 ч. 5 УК РФ – кража сроком на 1 год 3 месяца лишения свободы на основании ст. 69 ч. 5 УК РФ частично присоединен не отбытый срок по приговору того же суда, всего к отбытию 1 год 6 месяцев лишения свободы; ДД.ММ.ГГГГ – освобожден по УДО; ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 осужден Куйбышевским районным судом <адрес> по ст. 228 ч. 1. УК РФ – незаконное изготовление наркотических средств – сроком 300 часов обязательных работ; ДД.ММ.ГГГГ – освобожден в связи с отбытием срока; ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 осужден по ст. 228 ч. 1 УК РФ – сроком на 4 мес. лишения свободы; ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 осужден Куйбышевским районным судом <адрес> по ст. 158 ч. 2 п. А, 69 ч. 2, 69 ч. 5 УК РФ – кража - сроком 2 года 3 мес. лишения свободы, путем частичного сложения наказаний по приговору того же суда всего к отбытию 2 года 4 месяца лишения свободы; ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 осужден Куйбышевским районным судом <адрес> по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 158, 228,ч.1.ст. 158, п.а,б, 158 ч. 2 п. б, 69 ч. 2,70 УК РФ – сроком 3 года 6 мес. лишения свободы, на основании ст. 70 УК РФ частично присоединен не отбытый срок, всего к отбытию 3 года 9 месяцев лишения свободы; В настоящее время истец содержится ФКЛПУ ОБ -11 УФСИН России по <адрес> (л.д.101-103).

Таким образом, судом установлено, что в период с 24.07.2002г. по 21.02.2008г. (с 17 лет до 23 лет) истец при нуждаемости в жилом помещении имел возможность обратиться с соответствующим заявлением в администрацию, либо органы опеки, однако своим правом не воспользовался. В указанный период времени истец имел регистрацию по месту обучения (общежитие), не находился в местах лишения свободы, а именно: на момент исполнения полных 19 лет истец имел регистрацию по адресу <адрес> – Малороссы, <адрес>, общежитие (л.д. 59).

В настоящее время, из информации УФМС России по <адрес> следует, что ФИО1 зарегистрирован по пребыванию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, ул. <адрес> (л.д.140).

По сведениям ГП «<адрес> «Центр ТиИЗ» и Управления Росреестра по <адрес> истец в числе собственников объектов недвижимости на территории <адрес> и <адрес> не значится; право бесплатной приватизации жилого помещения не использовал (л.д.129,134).

Не доверять представленным доказательствам у суда оснований не имеется.

Как указывалось выше с 24.07. 2002г. по ДД.ММ.ГГГГ в возрасте с 17 лет до 23 лет, истец имел постоянную регистрацию, не находился в местах лишения свободы, следовательно имел объективную возможность обратиться в компетентные органы с заявлением о постановке на соответствующий учет, как лицо нуждающееся в жилье. Вместе с тем, судом установлено, что до достижения 23-летнего возраста, истец, имея объективную возможность, не обращался по поводу предоставления ему социальной гарантии в виде обеспечения жилой площадью по ранее действовавшему законодательству; впервые с таким заявлением обратился в суд в 2016г, что прямо следует из материалов настоящего дела (л.д.43).

Материалы дела содержат заявление истца от 15.03.2016 г. в Министерство образования Омской области с вопросом может ли истец претендовать на включение его в список лиц из числа детей сирот, для получения жилья по договору специализированного жилищного фонда (л.д. 43).

Так из ответа Министерства образования Омской области на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец, достигнув возраста 23 лет утратил статус лица из числа детей- сирот, поэтому истец не может быть включен в список (л.д. 9).

Факт неосведомленности и не разъяснения истцу необходимости обращаться с заявлением о постановке на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в получении жилой площади, суд не может признать уважительной причиной пропуска установленного срока.

Действующее законодательство в сфере социальных гарантий такой категории граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, предусматривает такое условие постановки на учет, как регистрация в населенном пункте, и, как установлено судом в возрасте с 17 лет по 19 лет истец был зарегистрирован по месту жительства в <адрес> – Малороссы, <адрес>, общежитие; наличие каких-либо препятствий истцу в обращении за постановкой на соответствующий учет материалами дела не подтверждено; попыток встать на учет, начиная с момента достижения 18 лет, а затем после освобождения из мест лишения свободы, истец не предпринимал. Таким образом, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено доказательств обращения в администрирующие органы в установленный законом срок, т.е. до 23 лет, а равно и доказательств наличия уважительных причин пропуска такого срока.

Согласно положений ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

На основании изложенного, по мнению суда, доводы истца являются необоснованными, поскольку постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и для указанной категории граждан в законодательстве имеет место ограничение по возрасту – обращение должно быть осуществлено именно до достижения 23 лет.

Частью 1 ст. 8 указанного Федерального закона с изменениями, вступившими в законную силу 01.01.2013г., предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что действие положений ст. 8 Федерального закона от 2112.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Кроме того, согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Как указано выше, истец был освобожден из мест лишения свободы 24.07.2002г. в возрасте 17 лет; с указанного периода вплоть до повторного осуждения в 2008г., истец по вопросу о предоставлении ему жилого помещения не обращался. Доказательства иного в деле отсутствуют.

Таким образом, поскольку истец с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по категории «дети-сироты» в установленный законом срок не обратился, своевременно не заявив о своем праве в определенный законодательством период – до 23 лет, суд приходит к выводу, что истец в связи с указанным утратил данное право, и, из анализа собранных по делу доказательств, оснований для восстановления утраченного права истца, суд не усматривает.

При изложенных обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.

Иных доказательств помимо исследованных, суду не представлено, судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Карлова Е.В. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о включении в списки нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                        Т.А.Васильева

Мотивированное решение изготовлено 13.07.2017г.

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по семейным делам с 1 по 13 ноября 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.