8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения № 2-4463/2017 ~ М-4682/2017

Дело № 2-4463/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14.11.2017 года                         город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А. при секретаре судебного заседании Бичевой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калачинского межрайонного прокурора Омской области в интересах Смазной Людмилы Юрьевны к Министерству имущественных отношений Омской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с указанным иском в интересах Смазной Л.Ю., в обоснование требований указав, что Смазная Л.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ На основании приказа председателя комитета по образованию администрации Калачинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетней ФИО1 установлено попечительство. В настоящее время Смазная Л.Ю. находится в состоянии беременности, проживает по адресу ул. Степная д. 18, с. Репинка Калачинского района на условиях коммерческого найма. Смазная Л.Ю. собственного жилья не имеет, официально не трудоустроена. Просит обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Смазной Л.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам специализированного найма жилых помещений жилищного фонда омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 г. № 284 – п (л.д.3-4).

В судебном заседании помощник Калачинского межрайонного прокурора Омской области, действующий по доверенности Алафьев М.М. поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Истец Смазная Л.Ю. участия в судебном заседании не принимала, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 44).

Представители Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили письменный отзыв на иск (л.д. 29-30).

Представители Министерства строительства Омской области, Министерства образования Омской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, последние представили заявление с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.33).

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав сторону истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В ст. 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возложение обязанности совершить определенные действия.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствие со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из материалов дела следует, что после проверки обращения Смазной Л.Ю. в органы прокуратуры, прокурором было инициировано обращение с настоящим иском.

Судом установлено, ФИО1, родилась № (л.д.9); отец – ФИО4, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10); мать – ФИО6, умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Комитета по образованию администрации Калачинского муниципального района <адрес> в связи со смертью родителей, принимая во внимание, что в собственности несовершеннолетней и ее родителей жилого помещения нет, учитывая согласие тети детей ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ г.р., назначить ее попечителем над несовершеннолетней Смазной Л.Ю. 08.06.1997 г.р. Жилое помещение за несовершеннолетней не закреплять (л.д.12).

По сведениям ГП «ОТИЗ» и Управления Росреестра по Омской области истица Смазная Л.Ю. собственником жилых помещений не является, право приватизации не использовала (л.д.21,36,58,65).

По сведениям ФКП Управления Росреестра по <адрес> истица ФИО1 имеет в собственности 1/78 общей долевой собственности земельного участка, расположенного <адрес>, в границах Репинской сельской администрации. Виды разрешенного использования объекта недвижимости – для сельскохозяйственного производства (л.д.23).

Распоряжением № от 05.05.2017г. Министерства образования <адрес> ФИО1 была принята на учет в качестве лица нуждающегося в жилом помещении (л.д.19).

Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Калачинского муниципального района следует, что ФИО1 не являлась нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, расположенного на территории Калачинского муниципального района <адрес> (л.д. 22).

Из копии лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истица зарегистрирована по адресу <адрес>, помимо истицы в указанном жилом помещении 48 кв.м. имеют регистрацию еще 3 человека (л.д.13).

Из ответа Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о собственнике жилого помещения расположенного по адресу <адрес> не представляется возможным, в связи с отсутствием зарегистрированных прав в ЕГРН (л.д.37).

Не доверять представленным документам у суда оснований не имеется.

Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляет следующие понятия:

- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01 января 2013) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом, как следует из преамбулы и ст. 1 указанного выше Закона, его положения также распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Такие условия обеспечения жилыми помещения позволяют данной категории граждан самостоятельно до достижения ими 23-летнего возраста обратиться за предоставлением указанной социальной поддержки.

Одновременно гарантируемая такой категории граждан социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения ими 23-летнего возраста по месту их жительства при условии принятия на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до истечения указанного возраста.

Из анализа указанной нормы, суд приходит к выводу, что Смазная Л.Ю., по достижении возраста 18 лет была принята на учет в качестве лица нуждающегося в жилом помещении, поскольку жилое помещение для проживания у нее фактически отсутствует до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, суд считает, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012г. № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, согласно которому приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.

Жилые помещения приобретаются Министерством имущественных отношений Омской области по договорам купли-продажи, Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области - путем строительства (участия в долевом строительстве).

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Министерства имущественных отношений Омской области, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования.

Сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования Омской области в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущественных отношений Омской области.

Решение о предоставлении детям-сиротам жилого помещения принимается Министерством имущественных отношений Омской области в течение 5 рабочих дней с момента получения сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования Омской области.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается Министерством имущественных отношений Омской области в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения о предоставлении детям-сиротам жилого помещения.

При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м. независимо от состава семьи (п. 5 Порядка).

Из указанного следует, что возложение обязанности по предоставлению жилого помещения истцу не повлечет нарушение прав и законных интересов иных лиц, состоящих на соответствующем учете.

Поскольку до настоящего времени жилое помещение Смазной Л.Ю. не предоставлено; учитывая, что право на получение жилого помещения у нее возникло по достижении 18 лет (2015г.); принимая во внимание, что она своевременно принята на соответствующий учет и включена в список; исходя из положений Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу по договору найма специализированного жилого помещения следует возложить на Министерство имущественных отношений Омской области, удовлетворив заявленные требования, поскольку, в настоящее время Смазная Л.Ю. не обеспечена жилым помещением.

Как установлено судом, до настоящего времени жилое помещение по договору социального либо специализированного найма Смазной Л.Ю. не предоставлено, по информации Министерства образования Омской области по состоянию на 16.10.2017г. истица состоит в списке под № 92 по Калачинскому району Омской области (л.д.7).

Иных доказательств, помимо исследованных, суду не представлено, судом не добыто.

В указанной связи, заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Требования прокурора – удовлетворить.

Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Смазной Л.Ю. ДД.ММ.ГГГГ г.р. года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284- п.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате 14.11.2017г.

Судья:                        Т.А. Васильева