Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения № 2-2041/2017

Смотреть все судебные практики о Предоставление жилых помещений детям сиротам

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград                                 05 июля 2017 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Чуриной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Еремьянц Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рубежанской ФИО11 к Комитету строительства <адрес> о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Рубежанская Т.А. обратилась в Ворошиловский районный суд <адрес> с иском к Комитету строительства <адрес> о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указав, что она относится к категории лиц, из числа детей-сирот и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>. Согласно ответу Комитета образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она включена в список детей-сирот <адрес> под №. Полагает, что обязанность государства обеспечить ее благоустроенным отвечающим всем требованиям санитарных и строительных норм жилым помещениям до настоящего времени не исполнена и ее очередность в списке, в которой она включена, периодически отодвигается. Сложившееся положение дел существенно нарушает её жилищные права, поскольку она не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ей государством жилья. Несмотря на достижение ею восемнадцатилетнего возраста, до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес> ей не предоставлено, что также является нарушением ее конституционных прав гарантированных государством. Просит суд возложить обязанность на Комитет строительства <адрес> предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда.

Истец Рубежанская Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивает на их удовлетворении по доводам изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Комитета строительства <адрес> Петров В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований Рубежанской Т.А., возражал пояснив, что для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленных нормативно-правовыми актами. В соответствии с информацией уполномоченного органа в сфере образования и науки <адрес> – Комитета образования и науки <адрес> Рубежанская Т.А., включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2017 году, под № по <адрес>, под № по городу Волгограду. В настоящее время в <адрес>, в том числе и в <адрес>, свободные (нераспределенные) жилые помещения специализированного жилищного фонда отсутствуют. В целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> на территории Волгограда в 2017 году, Комитетом строительства <адрес> проведены электронные аукционы, по результатам которых приобретено 03 (три) квартиры. Данные квартиры предоставлены детям-сиротам во исполнение вступивших в законную силу решений суда. В целях формирования специализированного жилищного фонда и обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, ГКУ <адрес> «Управление капитального строительства» заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № с ООО «БалтСтройСервис» на строительство объекта «Жилой <адрес> 10 017» на 210 квартир по пер.Удмуртский в <адрес>. Кроме того, в 2017 году приобретение жилых помещений на территории <адрес>, в том числе на территории <адрес>, будет осуществляться исходя из бюджетного финансирования и наличия жилья на рынке жилой недвижимости города. В целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями Комитетом строительства <адрес> заключены государственные контракты на приобретение еще 121 жилых помещений на территории <адрес>: в <адрес> – 9 квартир, в <адрес> – 9 квартир, в <адрес> – 3 квартиры, в <адрес> – 6 квартир, в <адрес> – 1 квартира, в <адрес> – 20 квартир, в <адрес> – 4 квартиры, в <адрес> – 15 квартир, в <адрес> – 14 квартир, в <адрес> – 2 квартиры, в <адрес> – 1 квартира, в <адрес> – 26 квартир, в <адрес> – 3 квартиры, в <адрес> – 1 квартира, в <адрес> – 6 квартир, в <адрес> – 1 квартира. Из них уже предоставлены детям-сиротам: в <адрес> – 26 квартир, в <адрес> – 20 квартир, в <адрес> – 9 квартир, в <адрес> – 9 квартир, в <адрес> – 15 квартир, в <адрес> – 1 квартира, в <адрес> – 4 квартиры, в в <адрес> – 13 квартир, <адрес> – 2 квартиры, в <адрес> – 6 квартир, в <адрес> – 1 квартира, в <адрес> – 3 квартиры, в <адрес> – 3 квартиры, в <адрес> – 6 квартир, в <адрес> – 1 квартира. В настоящее время проводятся мероприятия по оформлению остальных жилых помещений в государственную собственность <адрес>, по завершению которых квартиры будут предоставлены детям-сиротам во исполнение вступивших в законную силу судебных решений. В <адрес> ведется строительство 11 домов блокированной застройки на 22 квартиры. В <адрес> ведется строительство 6 домов блокированной застройки на 12 квартир. После принятия указанных жилых помещений в государственную собственность <адрес>, ФИО2, с ее согласия, в соответствии с п. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», будет предоставлено соответствующее жилое помещение. Полагает, что для приобретения и предоставления жилья Рубежанской Т.А., необходимо выполнить ряд мероприятий, носящих длительный характер и требующих срок не менее трех месяцев.

Представитель третьего лица Комитета образования и науки <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета образования и науки <адрес>.

Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.

В целях реализации приведенных выше законоположений, <адрес> Думой принят Закон Волгоградской области от 05 февраля 2013 года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>».

В ходе судебного разбирательства установлено, что Рубежанская Т.А. является дочерью Рубежанского А.Ю. и Рубежанской Ю.В., что подтверждается свидетельством о рождении V-РК № от ДД.ММ.ГГГГ.

Из свидетельства о заключении брака серии I-PK № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что мать истца ФИО6 заключила брак с ФИО7, после чего ей была присвоена фамилия «Швецова».

ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО8 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти I-РК №, выданного отделом ЗАГС администрации <адрес> Волгограда.

Смотреть все судебные практики о Предоставление жилых помещений детям сиротам

Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней ФИО2 установлено попечительство. Попечителем назначена ФИО9 Определено место жительство несовершеннолетней с попечителем ФИО9 по адресу: <адрес>. Закреплено право проживание по указанному адресу.

Вступившим в законную силу решением Ворошиловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отец ФИО10 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО2

Из заключения № от ДД.ММ.ГГГГ составленного специалистами органа опеки и попечительства администрации <адрес> Волгограда следует, что ФИО2 необходимо включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, что также подтверждается актом об установлении невозможности проживания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемом жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из изложенного, ФИО2 необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а следовательно на нее распространяются гарантии предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно выписке из приказа Министерства образования и науки <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Материалами дела подтверждено, что истец Рубежанская Т.А. в указанном списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2017 году, находится под № по <адрес>, а по городскому округу город-герой Волгоград под №.

Сведения о принадлежности Рубежанской Т.А. на праве собственности жилого помещения в материалах дела отсутствуют, что также подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ.

Проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что непредоставление Рубежанской Т.А., жилого помещения нарушает ее конституционное право на жилище, в связи с чем, на Комитет строительства <адрес> должна быть возложена обязанность по предоставлению Рубежанской Т.А., жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы к указанному Закону, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Материалами дела также установлено, что Рубежанская Т.А. достигла совершеннолетия, следовательно, у неё возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В этой связи, доводы ответчика на то обстоятельство, что Комитет строительства <адрес> не бездействует, а предпринимает комплекс мер по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в том числе, путем проведения аукционных процедур и заключения государственных контрактов на приобретение жилья и после принятия жилых помещений в государственную собственность Рубежанской Т.А., будет предоставлена квартира, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска.

Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан не ставится законом в зависимость от времени включения граждан в список, наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, соблюдения между гражданами очередности или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о нарушении прав Рубежанской Т.А. на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, – нарушают её права и законные интересы, тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования Рубежанской Т.А. к Комитету строительства <адрес> о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Рубежанской ФИО12 к Комитету строительства <адрес> о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения – удовлетворить.

Обязать Комитет строительства <адрес> предоставить Рубежанской ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям для проживания по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Справка: решение принято в окончательной форме 10 июля 2017 года.

Председательствующий:                    

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по семейным делам с 16 по 30 ноября 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.