8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о возложении обязанности № 2-1459/2017 ~ М-1242/2017

Дело № 2-1459/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 17 мая 2017 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Болохоновой Т.Ю.

при секретаре судебного заседания Булатовой Н.А.

с участием истца Асадовой ФИО6

представителя ответчика Коломейцевой ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Асадовой Сабины Рахиб кызы к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Асадова ФИО6 обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит обязать Комитет строительства Волгоградской области (далее по тексту – Комитет) предоставить ей, как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение на территории города-героя Волгоград по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом.

Свои требования мотивирует тем, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в обеспечении жильем на льготном основании, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, достиг возраста 18 лет, однако до настоящего времени жильем не обеспечена, что нарушает её права и законные интересы.

В судебном заседании истец Асадова ФИО6. иск поддержала, суду пояснила, что к настоящему времени её жилищные условия в лучшую сторону не изменились, нуждаемость в обеспечении социальным жильем не отпала, в собственности жилья она не имеет, проживает у родственников в стесненных жилищно-бытовых условиях, полагала доводы ответчика несостоятельными и настаивала на понуждении ответчика к обеспечению ее социальным жильем немедленно по вступлении решения в законную силу.

Представитель ответчика Коломейцева ФИО7 возражала против удовлетворения иска, суду пояснила, что обеспечение жильем лиц, относящихся к льготной категории детей-сирот, осуществляется Комитетом в соответствии с очередностью, установленной соответствующим списком, исходя из даты постановки на учет нуждающихся в обеспечении жилья и даты включения в список. Асадова ФИО6 включена в данный список и на сегодняшний день значится в нем под номером № а по <адрес> – под номером № Между тем общее количество лиц данной категории с ДД.ММ.ГГГГ году увеличилось в несколько раз и составляет более 4 000 человек. Комитетом принимаются все зависящие от него меры к обеспечению жильем детей-сирот, однако выделенных государством бюджетных средств для одномоментного обеспечения жильем всех лиц указанной льготной категории и, в том числе, Асадовой ФИО6 недостаточно, возложение на Комитет подобной обязанности по суду является излишним и нецелесообразным. Внеочередное обеспечение жильем истца повлечет нарушение прав иных лиц, ранее признанных нуждающимися в обеспечении жильем и включенных в поименованный выше список. Просила учесть, что исполнение возложенной судом обязанности в случае удовлетворения иска возможно не ранее, чем через шесть месяцев ввиду необходимости соблюдения определенной процедуры по закупке жилого помещения, обращения в собственность субъекта и передаче гражданину.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Комитет образования и науки Волгоградской области, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку своего полномочного представителя не обеспечил, представив письменный отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, не оспаривая право Асадовой ФИО6 на обеспечение социальным жильем.

Выслушав позицию участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Таким органом государственной власти на территории Волгоградской области является Комитет строительства Волгоградской области, который в соответствии с п. 2.1.2 Положения о комитете строительства Волгоградской области, утвержденного Постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014г. № 170, осуществляет меры социальной поддержки по обеспечению на территории Волгоградской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Волгоградской области.

Порядок предоставления жилых помещений данной категории лиц в Волгоградской области регламентируется Законом Волгоградской области № 5-ОД от 05.02.2013г. «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области».

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Волгоградской области от 05 февраля 2013 г. № 5-ОД, жилые помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

    В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда в другом населенном пункте в границах Волгоградской области (пункт 2 настоящей статьи).

В ходе судебного разбирательства установлено, что Асадова ФИО6 родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на неё распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно имеющимся сведениям Асадова ФИО6 включена в общий список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем по Волгоградской области, и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ значится в нем под номером № а по <адрес> - под номером №

Изложенное следует из представленных сторонами в материалы дела письменных доказательств.

Нуждаемость Асадовой ФИО6 в обеспечении жильем ко дню рассмотрения настоящего гражданско-правового спора не отпала.

В ходе судебного разбирательства сведений о наличии у истца на праве собственности или на ином законном основании жилого помещения получено не было.

Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах Асадовой ФИО6 на объекты недвижимого имущества, относящиеся к жилым помещениям, отсутствуют.

Следовательно, Асадова ФИО6. вправе претендовать на обеспечение ответчиком жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Волгоградской области, в том числе, в судебном порядке, вне зависимости от времени включения в соответствующий список, поскольку действующее нормативно-правовое регулирование вопроса предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не предусматривает какой-либо очередности предоставления жилых помещений и необходимости длительного ожидания его фактического предоставления лицом, сообщившем о своей нуждаемости в его предоставлении.

Непредоставление ответчиком Асадовой ФИО6 жилого помещения по указанным льготным основаниям свидетельствует о нарушении декларируемого государством в соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации права истца на обеспечение жильем.

Заявленные ответчиком по делу доводы, входящие в противоречие с выводами суда, отвергаются судом как несостоятельные.

Ссылка ответчика на недостаточность средств бюджетного финансирования для выполнения Комитетом своих обязательств по обеспечению жильем, как перед всеми лицами, включенным в список на предоставление социального жилья указанной льготной категории граждан, так и в отношении Асадовой ФИО6., в частности, не может быть принята во внимание, поскольку указанное обстоятельство само по себе правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, т.к. не умаляет право истца на обеспечение жильем.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым обязать Комитет строительства Волгоградской области предоставить Асадовой ФИО6 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договору найма специализированного жилого помещения, установив в соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ для исполнения возложенной судом обязанности вопреки требованиям истца трехмесячный срок, как наиболее отвечающий требованиям разумности и справедливости.

Не усматривая между тем оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению Асадовой ФИО6 жильем в пределах городского округа город-герой Волгоград и отказывая в удовлетворении иска в указанной части, суд руководствуется следующим.

Действующее законодательство субъекта Российской Федерации - Волгоградской области предоставляет лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особые жилищные права и, в частности, предусматривает обеспечение жильем указанных лиц в наиболее предпочтительном для них населенном пункте, то есть по месту жительства (пребывания).

Вместе с тем закон также допускает возможность представления такой жилой площади в ином населенном пункте в границах соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с данным гражданином (п. 2 ст. 1 Закона Волгоградской области № 5-ОД).

Более того, законодательно предусмотрена возможность внесения изменений в списочные данные относительно территории обеспечения жильем при изменении гражданином своего места жительства (пребывания) до его фактического обеспечения жильем.

В этой связи закрепление в судебном порядке за Асадовой ФИО6 определенного муниципального образования Волгоградской области для целей обеспечения социальным жильем не отвечает требованиям действующего законодательства и, по сути, может повлечь за собой наступление неблагоприятных последствий как для истца, так и для ответчика, привести к неисполнимости судебного решения в целом вопреки интересам Асадовой ФИО6 и создать определенные препятствия для него в реализации гарантированного государством права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Асадовой ФИО6 к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности удовлетворить частично.

Обязать Комитет строительства Волгоградской области в трехмесячный срок предоставить Асадовой ФИО6 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Волгоградской области, а в удовлетворении остальной части иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме 18 мая 2017 года.

Председательствующий                    Т.Ю. Болохонова