Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда о восстановлении срока, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения и предоставлении жилого помещения № 2-3739/2017 ~ М-3810/2017

Смотреть все судебные практики о Предоставление жилых помещений детям сиротам

Дело № 2-3739/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Омск 14 сентября 2017 года                                                    

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Баловой Т.А. при секретаре судебного заседания Костоусовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску З.Ю.Д. к Министерству образования Омской области, Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска, Министерству имущественных отношений Омской области о восстановлении срока, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения и предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование требований указав, что постановлением главы районного самоуправления Крутинского района Омской области от 09.04.2001 № ей был назначен попечитель – ее бабушка З.Г.Ф.

Решением Крутинского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ попечителем З.Ю.Д. был назначен дедушка – З.А.И.

До 2005 года истец проживала совместно с бабушкой и дедушкой по адресу: <адрес>. В начале 2006 года истец переехала в г. Омск, поступила в БПОУ «Омский библиотечный техникум» на обучение по специальности «менеджер», параллельно трудоустроилась. Общежитие истцу не предоставляли, в связи с чем, она была вынуждена была снимать комнату за собственный счет. В марте 2006 дедушка истца – З.А.И. умер, а осенью 2009 года, бабушка – З.Г.Ф.. продала вышеуказанную квартиру. В марте 2010 года З.Г.Ф. выписала З.Ю.Д. из своей квартиры.

Истец не является нанимателем какого-либо жилья, имеет временную регистрацию по месту пребывания на период с 07.06.2017 по 07.06.2018.

С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье, истец не обращалась, поскольку не знала о том, что имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма. Также истец не знала, что для получения жилого помещения необходимо обратиться с письменным заявлением до 23 лет.

Истца и ее опекуна не уведомляли о существующих гарантиях по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении органами опеки и попечительства обязанностей по защите прав истца в тот период, когда она была несовершеннолетней.

Истец обращает внимание, что ей не было известно о том, что она имеет право, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. О необходимости постановки на учет истец узнала случайно, в связи с чем, считает, что причина пропуска срока для обращения с заявлением о постановке на учет является уважительной.

Ссылаясь на положения ст. 40 Конституции РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Федерального закона «Об опеке и попечительстве», просит восстановить срок на подачу заявления для включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, предоставить ей жилое помещение как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.2-4).

В порядке ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных отношений Омской области.

Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель истца Е.П.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, указав, что истец имеет право на предоставление ей жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, однако, за постановкой ее на учет в качестве нуждающейся не обращалась, поскольку не знала о таком праве. Истец узнала о наличии у нее права на предоставление жилья в мае 2017 года, после чего сразу обратилась в Департамент образования Администрации г. Омска по вопросу предоставления ей жилья, однако получила отказ, поскольку на момент обращения она достигла возраста 23 лет, в связи с чем, утратила статус лица из числа детей-сирот, поэтому не может быть включена в список. Полагает, что срок для обращения с заявлением о постановке на учет пропущен по уважительным причинам. С учетом изложенного, просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежаще, представил письменный отзыв, в котором указал, что реализация права на предоставление жилья носит заявительный характер, а также ограничивается достижением возраста 23 лет. Истец обратилась в Министерство образования Омской области, а в последующем, в суд в возрасте 29 лет. Доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствующих обращению истца в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, истцом не представлено. Истец, достигнув совершеннолетия, является дееспособным, не была лишена возможности самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для принятия ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижения ею совершеннолетия (в 2006 году) и до достижения 23 лет (в 2010 году). С учетом изложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме (л.д.20-21).

Представитель Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором указал, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Минимущества, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования Омской области. Установленным порядком предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам, состоящим в списке, в порядке очередности, и предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке нарушает права и законные интересы лиц, состоящих в списке ранее. Учитывая, что истец не представил доказательств обращения в уполномоченный орган за постановкой на учет как лицо из числа детей-сирот, нуждающееся в улучшении жилищных условий, с соответствующим обращением до достижения 23 лет, в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать (л.д.16-17).

Представитель Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 1 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Как установлено судом, З.Ю.Д. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями являлись З.С.А. и З.Д.Н. Сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (л.д.14).

Постановлением главы районного самоуправления Крутинского района Омской области от 09.04.2001 № попечителем З.Ю.Д. утверждена З.Г.Ф., поскольку ее мать А.С.А., проживающая в с. Новокаракус, воспитанием дочери не занимается с 1987 года, по отношению к дочери мать-одиночка, не работает, создана вторая семья, содержать ребенка не может (л.д.5).

Согласно решению Крутинского районного суда Омской области от 09.02.2004 А.С.А. была лишена родительских прав в отношении дочери З.Ю.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, попечителем З.Ю.Д. был назначен ее дедушка З.А.И. (л.д.6-8).

Из пояснений представителя истца следует, что в мае 2017 года истец узнала о наличии у нее права на предоставление ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с чем, обратилась в Департамент образования Омской области по вопросу обеспечения ее жилым помещением.

Согласно ответу Министерства образования Омской области на вышеуказанное обращение истца, условием для предоставления жилья лицам из числа детей-сирот является включение их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом. В списке на территории Омской области истец не состоит. В настоящее время, достигнув возраста 23 лет, ситец утратила статус лица из числа детей-сирот, поэтому не может быть включена в список. В связи с этим, основания для включения истца в список у Министерства образования Омской области отсутствуют (л.д.11-12).

По сведениям БПОУ Омской области «Омский колледж библиотечно-информационных технологий» З.Ю.Д. была принята на обучение в Омский библиотечный техникум с 01.09.2005 на заочное отделение по специальности «менеджмент в социально-культурной сфере». Была отчислена с 07.02.2006 как не выполнившая учебный план. За период обучения З.Ю.Д. с заявлением о предоставлении жилого помещения в качестве нуждающейся и постановки на учет не обращалась. Меры для постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения З.Ю.Д. не предпринимались (л.д.34).

По сведениям Управления Росреестра по Омской области (л.д.31) и ГП Омской области «Омский центр ТиЗ» (л.д.30) З.Ю.Д. в числе собственников объектов недвижимости не значится. Право бесплатной приватизации жилого помещения не использовала.

Оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец имела возможность самостоятельно обратиться в уполномоченные органы по достижении 18-летия. Как установлено в судебном заседании истец предпринимала попытки для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении уже достигнув возраста 29 лет, однако, доказательств того, что она до 23 лет обращалась в органы местного самоуправления с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья по категории «дети, оставшиеся без попечения родителей», или в принятии такого заявления было незаконно отказано, суду не представлено. Таким образом, свое право путем подачи соответствующего заявления истец в установленные законом сроки не реализовала.

Доводы представителя истца о том, что срок для постановки на учет пропущен по уважительным причинам являются необоснованными, поскольку постановка на учет в качестве нуждающегося имеет заявительный характер и для указанной категории граждан в законодательстве имелось ограничение по возрасту – обращение должно иметь место до достижения 23 лет.

Смотреть все судебные практики о Предоставление жилых помещений детям сиротам

На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии со ст. 1 Закона, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются на лиц, не достигших возраста 23 лет.

Дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются на лиц, не достигших возраста 23 лет, состоящих на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ утратил силу с 01.01.2013 года п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013.

Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот, т.е. если бы в возрасте до 23 лет истец была принята на учет органами местного самоуправления, но и после достижения такого возраста жилое помещение ей не было предоставлено.

Таким образом, по смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространён на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учёт для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.

Своевременно истец за реализацией своего права на обеспечение ее жилым помещением как нуждающуюся в жилом помещении согласно нормам законодательства, действующим на момент возникновения правоотношений, не обратилась.

Согласно обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, отсутствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.

Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, служащими основанием для защиты в судебном порядке права обеспечение жильем, являются, в частности

- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;

- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;

- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;

- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Истец ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 18 лет ей исполнилось ДД.ММ.ГГГГ, 23 года ей исполнилось ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, в Министерство образования Омской области истец обратилась в 2017 году в возрасте 29 лет.

Впервые за защитой своего права в суд истец обратилась 19.06.2017 года в возрасте 29 лет, однако, определением Центрального районного суда г. Омска от 18.08.2017 исковое заявление З.Ю.Д. к Министерству образования Омской области о включении в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилья, оставлено без рассмотрения (л.д.27).

В суд с настоящим иском истец обратилась 31.08.2017 года в возрасте полных 29 лет.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец имела возможность ранее обратиться в суд с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот, однако своим правом в установленный законом срок не воспользовалась. Иных доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска истцом срока для постановки на учет, З.Ю.Д. не представлено.

Учитывая возраст истца на момент обращения в суд с иском – полных 29 лет, суд приходит к выводу о том, что основания для включения истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями согласно действующему законодательству на момент разрешения спора - Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отсутствуют. Поэтому в удовлетворении исковых требований истцу следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований З.Ю.Д. к Министерству образования Омской области, Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска, Министерству имущественных отношений Омской области о восстановлении срока, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения и предоставлении жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                             Т.А. Балова

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по семейным делам с 1 по 13 ноября 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.