8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о восстановлении срока для постановки на учет, возложении обязанности № 2-2129/2017 ~ М-2031/2017

Дело № 2-2129/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 4 августа 2017г.                         04 августа 2017 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Рыкова Д.Ю.

при секретаре Яковлевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравченко Марии Николаевны к Комитету образования и науки Волгоградской области о восстановлении срока для постановки на учет, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Кравченко М.Н. обратилась в Ворошиловский районный суд г. Волгограда с иском к комитету образования и науки Волгоградской области о восстановлении срока для постановки на учет, возложении обязанности.

В обоснование требований истец указала, что является лицом из числа детей оставшихся без попечения родителей, так его мать ФИО8 и ее отец ФИО9 на основании <данные изъяты> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п опекуном Кравченко М.Н. до совершеннолетия была назначена ее бабушка ФИО10 и определено место проживания по адресу: <адрес>, ул. им. <адрес>, <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирована в жилом помещении, расположенном но адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Кравченко М.Н. обратилась в Комитет образования и науки <адрес> с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей. На основании приказа Комитета образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано но включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из им числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением по мотиву утраты статуса указанной категории лиц в связи с достижением возраста <данные изъяты> лет. Указывает, что не знала о существовании гарантий по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о сроках постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Считает, что соответствующие органы должны были разъяснить права на получение положенных льгот до достижения <данные изъяты> лет. В связи с чем просит суд восстановить срок для постановки на учет Кравченко М.Н. (Фадееву) ДД.ММ.ГГГГ года рождения в качестве нуждающейся в жилом помещении по льготной категории граждан, имеющих статус лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать комитет образования и науки <адрес> включить Кравченко М.Н. (Фадееву) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Истец Кравченко М.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на удовлетворении по доводам изложенных в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Комитет образования и науки Волгоградской области, действующая на основании доверенности Никуличева О.Н., возражала против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснила, что по законодательству об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями, действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ, жилыми помещениями обеспечивались лица указанной категории, не имеющие закрепленного жилья (абзац <данные изъяты> пункта <данные изъяты> статьи 8 Закона № 159-ФЗ в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ). Вместе с тем, согласно постановлению администрации <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №-п "Об учреждении попечительства над несовершеннолетней Фадеевой М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о закреплении жилой площади, назначении выплаты денежного пособия" за истцом была закреплена жилая площадь: по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение было предоставлено в пользование по ордеру отцу Кравченко

М.Н., в связи с чем она, являлась членом семьи нанимателя жилого помещения, не могла быть принята на учет граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения, по льготной категории. Таким образом, в период, когда Кравченко М.Н. имела статус лица из числа детей-сирот, и не имела право на внеочередное предоставление жилого помещения -по действовавшему на тот момент времени законодательству об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями. В том числе Кравченко М.Н. до достижения возраста <данные изъяты> лет с заявлением о предоставлении ей жилого помещения в уполномоченный орган не обращалась. Истец обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о включении в список только в ДД.ММ.ГГГГ года, то есть когда исполнилось <данные изъяты> лет. В этой связи просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав истца, представителя ответчика, а так же исследовав материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд находит заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Настоящим законом во взаимосвязи с соответствующими положениями Жилищного кодекса Российской Федерации в числе иных гарантий по социальной поддержке государством детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривается возможность обеспечения последних жильем на безвозмездной основе.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Для целей настоящего Федерального закона используются понятия:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

В соответствии с абз. 1,2 п.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу п.3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом с ДД.ММ.ГГГГ. в связи с изменениями в действующее законодательство обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.

В целях реализации данного положения <адрес> Думой принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>».

Статьей 3 настоящего Закона установлен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа указанной категории граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список принимается в случае отсутствия предусмотренных действующим законодательством оснований для включения в список.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Как законодательство субъекта РФ – <адрес> так и нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что для учёта и реализации прав данных лиц из числа сирот и лиц оставшихся без попечения родителей к данной категории относятся лица не достигшие возраста 23 года

В ходе судебного разбирательства установлено, что Фадеева М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО9 и ФИО8, что подтверждается свидетельством о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. <данные изъяты>).

Согласно свидетельства о заключении брака № № Фадеевой М.Н. присвоена фамилия «ФИО2» (л.д. <данные изъяты>).

Заочным решением <данные изъяты> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 и ФИО8 <данные изъяты> Фадеевой М.Н. (л.д. <данные изъяты>).

На основании постановления администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ попечителем над несовершеннолетней Фадеевой (ФИО2) М.Н. назначена ФИО10 и закреплена за несовершеннолетней жилая площадь по адресу: <адрес>, место жительство определено с попечителем по адресу: <адрес>, ул. им. <адрес>, <адрес> (л.д. <данные изъяты>).

Сведений о принадлежности на праве собственности Кравченко (Фадеевой) М.Н. какого-либо имущества материалы дела не содержат.

На момент обращения ДД.ММ.ГГГГ в комитет образования и образования и науки <адрес> ФИО2 (Фадеевой) М.Н. исполнилось 26 лет. Исходя из чего в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО2 не может рассматриваться как лицо из числа детей оставшихся без попечения родителей в следствии чего на неё не распространяются дополнительных гарантиях по социальной поддержке вышеприведенного закона.

Действующее Законодательство и судебная практика допускает возможность сохранения за данной категорией граждан прав на дополнительных гарантиях по социальной поддержке, в случае если истец не реализовал свое право до достижения возраста 23 года, вытекающее из данного Закона по объективной уважительной причине. Отказ в реализации данных прав лицам достигшим возраста 23 лет не может производится безусловно без учета конкретных заслуживающих внимание причин и выяснения имевшихся условий для реализации указанных прав.

Согласно выписки из приказа комитета образования и науки Волгоградской области от

ДД.ММ.ГГГГ № Кравченко (Фадеевой) М.Н. отказано во включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес> подлежащих обеспечению жилыми помещениям по основаниям того, что не относятся к категории детей – сирот – и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес> подлежащих обеспечению жилыми помещениям и достигла <данные изъяты> оборотная сторона).

Правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (в том числе, по кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Изложенному не противоречит положение пункта 9 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.

Действительно, пунктом 9 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на который ссылается истец предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем, в силу норм Федерального закона № 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, ранее наступления данного возраста путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья. В этом случае государство берет на себя обязанность и реализует права указанных лиц в том числе когда непосредственно обеспечение жилыми помещениями данных лиц не было произведено до достижения ими возраста 23 лет.

В силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

В настоящем случае истица каких либо объективных оснований которые бы препятствовали бы ей в отведенные законом сроки реализовать свои прав не представила. То что истице ни кто не разъяснил её возможности, закрепленные законом и сама она своевремено не была ознакомлена с действующим законодательством не может рассматриваться как уважительная причина для продления ей срока на приобретение данного жилого помещения по установленным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ основаниям

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Кравченко М.Н. о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по льготной категории граждан, имеющих статус лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности на комитет образования и науки Волгоградской области включить Кравченко М.Н. (Фадееву) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, надлежит оказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ

Отказать Кравчено (Фадеевой) Марии Николаевне в удовлетворении иска к комитету образования и науки Волгоградской области о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготной категории граждан, как лицу из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отказать Кравчено (Фадеевой) Марии Николаевне в удовлетворении требования о возложении на комитету образования и науки Волгоградской области обязанности по включению Кравчено Марию Николаевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда.

Председательствующий                 Рыков Д.Ю.

Мотивированное решение суда составлено 08 августа 2017 года.

Судья