Дело № 2-4107/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Омск 17 октября 2017 года
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Феоктистовой О.А., при секретаре судебного заседания Дергуновой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маланина А.В. к Министерству образования Омской области о включении в список на право получения жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Маланин А.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование исковых требований указал, что является ребенком- сиротой с ДД.ММ.ГГГГ. Его родители лишены родительских прав. Ввиду того, что страдает легкой умственной отсталостью, малограмотен, своевременно не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. О том, что у него есть право на получение жилого помещения, ему сообщила сестра в ДД.ММ.ГГГГ. Обратившись в Министерство образования Омской области по вопросу обеспечения жилым помещением, получил отказ, поскольку утратил статус лица из числа детей-сирот, достигнув возраста 23 лет. Однако ему было дано разъяснение, что он вправе обратиться в суд для рассмотрения вопроса о восстановлении права на обеспечение жилым помещением. В связи с этим, просит суд включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Истец Маланин А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что своевременно за постановкой на регистрационный учет не обратился, так как не знал о своем праве на жилое помещение до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Министерства образования Омской области по доверенности Камитов А.М. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В суд направил письменный отзыв, в котором исковые требования не признает и просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме, поскольку реализация права на предоставление жилья ограничена достижением 23-летнего возраста и носит заявительный характер. В настоящее время у истца отсутствует право на получение жилого помещения по основаниям, предусмотренным ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Маланин А.В. впервые обратился в Министерство образования в возрасте 39 лет, до достижения возраста 23 лет не обращался в уполномоченные органы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Доказательств наличия уважительности причин, объективно препятствующих обращению истца в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, истцом не представлено (л.д. 36-38).
Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в статье 1 дает следующие понятия:
- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.
В судебном заседании установлено, что истец Маланин А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из следующего.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, родителями Маланина А.В. являются Маланин В.П. и Луценко Г.Н., что видно из свидетельства о рождении истца от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ родители истца Маланин В.П. и Маланина Г.Н. лишены родительских прав в отношении двоих детей: сына Алексея, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочери Татьяны, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 8-10).
На основании решения исполкома <данные изъяты> районного совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ Маланин А.В. и Маланина Т.В. определены в детский дом (л.д. 11).
Согласно записям паспорта Маланина А.В.., истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, что не противоречит и выписке из домовой книги по указанному адресу (л.д. 7, 18-19).
В судебном заседании установлено, что фактически Маланин А.В. проживает в съемном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Дом по адресу регистрации истца принадлежит его брату на праве собственности.
Установленные данные в судебном заседании согласуются с материалами дела.
По сведениям Департамента жилищной политики Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ, Маланин А.В. не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма не имеет (л.д. 13).
Согласно справке ГП Омской области «Омский центр ТиЗ» от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлению Управления Росреестра по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, Маланин А.В. в числе собственников объектов недвижимости на территории Омской области не значится, записи в ЕГРН о его правах на жилой дом № по улице <адрес> отсутствуют (л.д. 14, 30, 31).
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу на праве собственности принадлежат два земельных участка, общей площадью <данные изъяты> расположенных по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: под дачное строительство (л.д. 15-17, 32-34).
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
В соответствии с п. 1, 7, 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Задать вопрос юристу бесплатно
по семейным деламБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01 января 2013 г., а также в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 № 284-п, с 01 января 2013 года полномочия на ведение списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями осуществляется Министерством образования Омской области.
Жилищное законодательство РФ в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки (ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ).
В соответствии с обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, отсутствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.
Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, служащими основанием для защиты в судебном порядке права обеспечение жильем, являются, в частности:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Причинами уважительности пропуска срока постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истцом названы заболевание, легкая умственная отсталость, вследствие которой он не смог получить среднее образование, социально адаптироваться, в несовершеннолетнем возрасте стал совершать кражи, неоднократно судим, отбывал наказание в местах лишения свободы. В период отбывания наказания Маланин А.В. получил паспорт, приобрел специальность газоэлектросварщика, в настоящее время работает по специальности.
Судом была истребована информация о состоянии здоровья Маланина А.В. (л.д. 21). Как следует из ответа и выписки БУЗ ОО «<данные изъяты>», Маланин А.В. с ДД.ММ.ГГГГ находился под наблюдением <данные изъяты> по поводу <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ снят с наблюдения по выезду (л.д. 26, 28).
Суд полагает, что нахождение истца в исправительных учреждениях объективно не являлось препятствием для письменного обращения в уполномоченные органы с соответствующим заявлением, также он не был лишен возможности самостоятельно обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением по достижении им совершеннолетия и до достижения 23-летнего возраста. Однако истцом попыток встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не предпринималось вплоть до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из пояснений истца, в местах лишения свободы ему был оформлен паспорт гражданина РФ, предоставлено право обучаться, в ходе средне- специального образования им получена рабочая специальность. Препятствия в обращении в уполномоченный орган для получения жилья Маланину А.В. не чинились.
Истец социально ориентирован, трудоустроен по специальности, снимает жилье, имеет право управления транспортными средствами категории «В», «В1», ДД.ММ.ГГГГ получил водительское удостоверение.
При таких обстоятельствах суд полагает, что доказательств уважительности причин пропуска срока обращения за постановкой на регистрационный учет для получения жилого помещения в возрасте с 18 до 23 лет Маланиным А.В. суду не представлено.
Из добытых судом доказательств по обращению истца в уполномоченные органы установлено следующее.
Согласно ответу Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, данному истцу на обращение по вопросу обеспечения жилым помещением, на территории Омской области Маланин А.В. не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку он утратил статус лица из числа детей-сирот и не может быть включен в список (л.д. 5-6).
Следовательно, установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для включения истца в список детей-сирот для получения специализированного жилого помещения, каких-либо доказательств его обращения для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «дети-сироты» не представлено.
Суд полагает, что истец должен был знать о своем праве, имел возможность самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижения им совершеннолетия (в ДД.ММ.ГГГГ) и до достижения им 23-летнего возраста (в ДД.ММ.ГГГГ).
Поскольку истец пропустил срок для постановки его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по категории «дети-сироты», причины пропуска данного срока не могут быть признаны уважительными, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о постановке его на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «дети-сироты» не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Маланина А.В. к Министерству образования Омской области о включении в список на право получения жилого помещения отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Феоктистова