Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения № 2-4500/2017 ~ М-4703/2017

Смотреть все судебные практики о Предоставление жилых помещений детям сиротам

Дело № 2-4500/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2017 года                                                              город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Табаковой Е.А., при секретаре судебного заседания Чекановой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитина А.А. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Никитин А.А. обратился в суд с названным иском, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ он находится на полном государственном обеспечении, поскольку его мать умерла, сведения об отце в актовой записи о рождении истца указаны со слов матери. До ДД.ММ.ГГГГ Никитин А.А. проживал и обучался в КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат», затем проживал в АСУСО ОО «Тарский психоневрологический интернат», а с ДД.ММ.ГГГГ находится в АСУСО ОО «Куйбышевский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Недавно Никитин А.А. узнал, что вправе претендовать на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обратился по данному вопросу в Министерство образования Омской области, где ему разъяснили, что такое право должно было быть реализовано им до достижения 23-летнего возраста, порекомендовали обратиться в суд, сообщили, какие для этих целей необходимо собрать документы. Если бы эта обязанность была истцу разъяснена ранее, он бы смог воспользоваться предоставленной государством возможностью в пределах установленных для этого временных рамок. На основании изложенного, просит обязать Министерство образования Омской области включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что желает проживать самостоятельно, так как хочет создать семью. В настоящее время осуществляет трудовую деятельность в качестве разнорабочего. Узнал о своем праве состоять в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, от сестры в 2015 году. После того, как собрал все необходимые документы, подал настоящий иск.

Представитель ответчика Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежаще. Направил письменный отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении иска в связи с тем, что истец с заявлением о постановке на соответствующий учет до 23 лет не обратился.

Представитель Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежаще, в письменном отзыве просил в удовлетворении иска отказать ввиду отсутствия доказательств обращения истца в уполномоченный орган за постановкой на учет как лицо из числа детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до достижения 23 лет.

Третье лицо Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, будучи надлежащим образом извещенным о слушании дела, в судебное заседание своего представителя также не направило, отзыв по существу иска не представило.

Заслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании п. 1 ст. 8 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии со ст. 1 закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются на лиц, не достигших возраста 23 лет, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из материалов дела следует, что истец Никитин А.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, о чем Чернецовским сельским советом Большеуковского района Омской области ДД.ММ.ГГГГ была составлена запись акта о рождении №. Согласно данной записи его родителями являются Н.В.Ф., Н.А.М. Сведения об отце ребенка были внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

Решением Большеуковского районного Совета народных депутатов Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № на основании заявления Н.В.Ф. истец был определен в Дом малютки на полное государственное обеспечение.

Согласно справе о смерти ДД.ММ.ГГГГ Н.В.Ф. скончалась.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Никитин А.А. обучался в первом классе КОУ «Исилькульская школа-интернат», являлся в этот же период воспитанником КУ «Исилькульский детский дом», откуда был переведен в КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат», где воспитывался до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Никитин А.А. поступил в АСУСО ОО «Тарский психоневрологический интернат», откуда на основании личного заявления был ДД.ММ.ГГГГ переведен в АСУСО ОО «Куйбышевский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

Согласно справке АСУСО ОО «Куйбышевский дом-интернат для престарелых и инвалидов» истец проживает в учреждении по настоящее время.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяется и на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Смотреть все судебные практики о Предоставление жилых помещений детям сиротам

Таким образом, на момент вступления указанных изменений в законную силу – 01.01.2013 года, у истца должно иметься нереализованное право на обеспечение жилым помещением, то есть истец должен был обратиться за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, а также лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Своевременно истец за реализацией своего права на обеспечение его жилым помещением как нуждающийся в жилом помещении согласно нормам законодательства, действующим на момент возникновения правоотношений, не обратился.

Согласно обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г., отсутствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.

Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, служащими основанием для защиты в судебном порядке права обеспечение жильем, являются, в частности:

- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;

- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;

- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;

- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

В соответствии со ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В подтверждение наличия уважительных причин несвоевременной постановки на учет Никитин А.А. ссылается на то обстоятельство, что не знал о наличии у него права на включение в очередь для обеспечения жилым помещением. Узнал о таком праве только в ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, как следует из ответа Министерства образования Омской области на запрос суда, обращений от Никитина А.А. по вопросу предоставления жилого помещения в данный государственный орган не поступало.

Более того, в деле имеется ответ КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат», из которого следует, что администрация учреждения разъясняла Никитину А.А. право и порядок постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с чем суд вынужден критически отнестись к доводам истца о его неосведомленности до ДД.ММ.ГГГГ о наличии у него права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и порядке реализации указанного права.

Постановка на учет в качестве нуждающегося имеет заявительный характер и для названной категории граждан законом установлено ограничение по возрасту – обращение должно иметь место до достижения 23 лет. Обращение же Никитина А.А. в суд с настоящим иском имело место быть только ДД.ММ.ГГГГ, тогда как 18 лет истцу исполнилось ДД.ММ.ГГГГ, 23 года - ДД.ММ.ГГГГ

В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истец не представил суду доказательств уважительности причин, в силу которых он своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, равно как и доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших ему обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения возраста 23 лет.

Учитывая возраст истца на момент обращения в суд с иском – 34 года, суд приходит к выводу о том, что основания для включения истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями согласно действующему законодательству на момент разрешения спора - Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отсутствуют. При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований истцу следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Никитина А.А. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения - отказать.

Решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 04.12.2017 г.

Судья                                                                 Е.А. Табакова

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по семейным делам с 16 по 30 ноября 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.