Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением № 2-2557/2017 ~ М-2416/2017

Смотреть все судебные практики о Предоставление жилых помещений детям сиротам

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2017 года                                                г. Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Мезенцевой О.П., при секретаре судебного заседания Мадеевой К.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сиротиной Ю.С. к Министерству образования Омской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ее родители мать Сиротина А.А. и отец Сиротин С.В. согласно решению Одесского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав.

Справка об использовании права приватизации от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что истец не имеет жилой площади.

Истец в регистрационном списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не состоит, что подтверждается справкой администрации Одесского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылаясь на ст. ст. 4, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 49, 51 Жилищного кодекса РФ, п.п. 14, 15 ст. 44 Закона Омской области № 1061-0З от 04.07.2008 г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», просил обязать Министерство образования Омской области включить ее в список нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма помещений жилищного фонда Омской области; а также обязать Министерство образования Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области поставить истца на очередь нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с указанным Порядком.

В ходе рассмотрения дела представитель истца Ляшко С.С., действующий на основании доверенности, представил уточненное исковое заявление к Министерству образования Омской области, в котором просил обязать Министерство образования Омской области включить Сиротину Ю.С. в список нуждающихся в предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилищного фонда Омской области.

Истец Сиротина Ю.С. в судебном заседании участие не принимала, была извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца Ляшко С.С. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в первоначальном иске.

Представитель ответчика Министерства образования Омской области в судебном заседании участие не принимал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, причину неявки суду не сообщил.

Представлен отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку исходя из положений ст. 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» реализация права на предоставление жилья носит заявительный характер, ограничивается достижением возраста 23 лет. Сведения об обращении в Министерство образования Омской области с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не представлено.

Поскольку реализация права на предоставление жилья ограничена достижением 23 лет и носит заявительный характер, в настоящее время у истца отсутствует право на получение жилого помещения по основаниям, предусмотренным ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствующих обращению истца в компетентные органы с заявлением о включении в список регистрационного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в срок до наступления 23-летнего возраста (в 2014 году), истцом не представлено (л.д. 28-29).

Министерство имущественных отношений Омской области после подачи уточненного иска и исключении истцом из числа ответчиков, привлечен судом с согласия представителя истца в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.

Представитель Министерства имущественных отношений Омской области в судебном заседании участие не принимал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, причину неявки суду не сообщил.

Представлен отзыв, в котором указал, что истец не обращалась в уполномоченный орган за постановкой на учет как лицо из числа детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до достижения 23 лет, поэтому не имеется оснований для удовлетворения иска (л.д. 32-33).

Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд пришел к следующему.

Сиротина Ю.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельству о рождении, родителями истца являлись мать Сиротина А.А., отец Сиротин С.В. (л.д. 7).

Решением Одесского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ родители истца Сиротина А.А. и Сиротин С.В. лишены родительских прав в отношении истца Сиротиной Ю.С. (л.д. 8).

Постановлением Главы администрации Одесского района № от ДД.ММ.ГГГГ истец определена в Детский дом, за Сиротиной Ю.С. закреплена ранее занимаемая квартира, расположенная в <адрес> (л.д. 9).

Постановлением Администрации муниципального образования «Азовский немецкий национальный район» Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ над истцом установлена опека, опекуном назначен Баранов А.В. (л.д. 10).

Согласно справке Комитета образования Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 11).

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ отдела строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Одесского муниципального района Омской области, двухквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес> требуется капитальный ремонт, отсутствует отопление, остекление, в доме длительное время никто не проживает (л.д. 90). На не пригодность квартиры закрепленной за истцом для проживания указывает также справка Администрации Лукьяновского казачьего сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-оборот).

Постановлением Главы Одесского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 2 постановления Главы администрации Одесского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении в детский дом несовершеннолетних Ильченко В.Н., Сиротиной Ю.С.» отменен (л.д. 82).

По сведениям Государственного предприятия Омской области «Омский Центр ТИЗ» (до 1999 г.), Управления Росреестра по Омской области (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) информация о правах Сиротиной Ю.С. на объекты недвижимости отсутствует (л.д. 31, 36).

Право бесплатной приватизации на территории Одесского муниципального района и Лукьяновского с/поселения Сиротина Ю.С. не использовала, что подтверждается справками Администрации Одесского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-оборот), Администрации Лукьяновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец не являлась участницей программы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище», не являлась участницей Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и «Устойчивое развитие сельских территорий до 2017 года», социальных выплат не получала, договора социального найма не заключала, на очереди граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, согласно справке Администрации Одесского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-оборот).

По сведениям Администрации Одесского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, представитель истца Ляшко С.С. в интересах истца, а также сама истец с заявлением о постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий (в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях) в период с 2004 года по 2013 год в Администрацию Одесского муниципального района Омской области и в период с 2013 года по 2017 год в Администрацию Усть-Ишимского муниципального района Омской области не обращалась (л.д. 62, 59). Социальных выплат не получала, на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состояла (л.д. 12-оборот).

В ходе рассмотрения дела установлено, что на устное обращение Сиротиной Ю.С. в администрацию Лукьяновского казачьего сельского поселения о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, истцу было рекомендовано обратиться в жилищную комиссию Одесского района для постановки в очередь на улучшение жилищных условий, предоставив для этого необходимые документы. Указанная комиссия находится в здании Администрации Одесского муниципального района Омской области (л.д. 42).

Доказательств, подтверждающих в соответствии со ст. 56, 60 ГПК РФ, обращение истца в жилищную комиссию Одесского района для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, стороной истца не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ истец Сиротина Ю.С. достигла возраста 23 лет.

Смотреть все судебные практики о Предоставление жилых помещений детям сиротам

ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась в Министерства образования Омской области по вопросу включения в список (л.д 53), но поскольку на момент обращения Сиротина Ю.С. достигла возраста 23 лет, статус лица из числа детей-сирот утрачен, во включении в список истцу было отказано (л.д. 54).

По данным Комитета по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ они выполняют функции органа опеки и попечительства, Сиротина Ю.С. обращалась к ним по вопросу включения ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

В судебных заседаниях, как истец, так и представитель истца подтвердили, что обращение носило устных характер, в письменном виде истец не обращалась; истец получила на руки перечень документов, которые необходимо было собрать и подать с заявлением в жилищную комиссию.

Причины не обращения истца в дальнейшем, а также опекуна в жилищную комиссию с заявлением и пакетом документом, представитель истца назвать затруднился.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляет следующие понятия:

- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01 января 2013 года) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данная норма предусматривает предоставление жилого помещения непосредственно при достижении 18-летнего возраста, а после достижения 18-летнего возраста - только по заявлению указанных лиц в том случае, если срок окончания пребывания в образовательных организациях истекает после достижения ими 18 лет.

Как следует из собранных по делу доказательств, истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако в компетентные органы для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как лицу указанной категории не обращался.

Министерством образования Омской области указано, что истец не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на территории Омской области.

Тот факт, что истец в письменном виде своевременно не обращалась в компетентные органы по вопросу предоставления ей жилого помещения, представитель истца в судебном заседании не оспаривал.

Положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опубликованы в средствах массовой информации – в изданиях «Собрание законодательства РФ», «Российская газета».

Постановление Правительства Омской области от 19.12.2012 г. № 284-п «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Приказ Министерства образования Омской области от 28.12.2012 г. № 78 «О мерах по реализации статьи 17.1 Закона Омской области «О государственной политики Омской области в жилищной сфере» опубликованы в издании «Омский вестник».

Указанные правовые акты размещены в правовых системах, таких как «Консультант Плюс», «Гарант»; вопросы данного характера периодически освещаются средствами массовой информации.

Законодательством не закреплена обязанность о личном уведомлении (информировании) лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа о наличии соответствующего права, в связи с чем, после достижении совершеннолетия истец не лишен был возможности получить интересующую его информацию, впоследствии обратиться с заявлением и необходимыми документами в компетентные органы.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01.01.2013 г., а также в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 № 284-п, с 01 января 2013 года полномочия на ведение списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляются Министерством образования Омской области.

Жилищное законодательство РФ в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки (ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ).

Доказательств обращения до достижения 23-летнего возраста в компетентные органы по поводу предоставления жилого помещения истцом в материалы дела не представлено.

Принимая во внимание, что истец достиг возраста 26 лет, в компетентные органы для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не обращалась, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Сиротиной Ю.С. в удовлетворении требований к Министерству образования Омской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по семейным делам с 10 по 31 декабря 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.