Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещен

Смотреть все судебные практики о Предоставление жилых помещений детям сиротам

Дело № 2-1369/2017

    Р Е Ш Е Н И Е    

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2017 года                              город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Вагнер Е.А. при секретаре судебного заседания Ресенчук Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дворянчиковой Е.А. к Министерству образования Омской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Дворянчикова Е.А. обратилась в суд с выше обозначенным иском к ответчику Министерству образования Омской области. В обоснование исковых требований она указала, что является воспитанником организации для детей-сирот. <данные изъяты>. Приказом Управления образования Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № она и её сестра были определены в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она являлась <данные изъяты> находилась на полном государственном обеспечении. <данные изъяты> она была отчислена в связи с зачислением на 1 курс ГОУ ВПО «Омский государственный технический университет». За ней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, которое являлось муниципальной собственностью. Жилье состояло из 2 комнат, общая площадь составляла 30,0 кв.м, жилая – 22,4 кв.м. Пока она находилась в детском доме администрация учреждения и органы опеки и попечительства занимались вопросами сохранности закрепленного жилья (2 раза в год производились акты обследования, запрашивались лицевые счета). До достижения ею 18 лет ей было рекомендовано готовить документы на приватизацию жилья. Её сестра ФИО4 оформила договор социального найма ДД.ММ.ГГГГ, где она была указана как член семьи нанимателя. Поскольку у неё было закрепленное жилье, она не смогла подать документы в департамент жилищной политики Администрации г. Омска о постановке на очередь. В ДД.ММ.ГГГГ года она с сестрой приватизировала данное жилое помещение по ? доли каждой. ДД.ММ.ГГГГ она по настоянию сестры продала жилое помещение за <данные изъяты> рублей. На сегодняшний день не является собственником жилого помещения, не имеет закрепленного жилья. По истечении 5 лет со дня продажи квартиры, ей исполнилось 25 лет, она утратила статус. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Министерство образования Омской области по вопросу включения её в список лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, но получила отказ. Считает, что не встала на очередь до достижения 23 лет по не зависящим от неё обстоятельствам. Просит обязать Министерство образования Омской области включить её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 4-7).

В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила свои исковые требования в части оснований иска, указав на то, что за ней было закреплено жилое помещение, находящееся в антисанитарийном состоянии, не отапливалось, стены были поражены плесенью, частично отсутствовал либо проваливался пол, постоянно затапливало грунтовыми водами, замков не было, окна частично были заколочены досками. Пока она находилась в детском доме органы опеки не занимались вопросами сохранности жилья. Считает, что фактического закрепления не было, так как помещение было непригодным для проживания (л.д. 75-78).

В судебном заседании истец поддержала исковые требования с учетом уточнений по основаниям, изложенным выше. Настаивала на том, что закрепленное жилое помещение являлось непригодным для проживания. Его не должны были учитывать. Просила удовлетворить иск.

Представитель ответчика Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 85). От ответчиков представлен отзыв (л.д. 51-52), согласно которому истец утратила право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, поскольку она не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, утратила право на реализацию данного права, так как ей более 23 лет. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 86). Представлен отзыв, согласно которому истец не обращался в уполномоченный орган за постановкой на учет как лицо из числа детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения 23 лет, поэтому следует отказать в удовлетворении иска (л.д. 45-46).

Выслушав истца, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из преамбулы и ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Гарантируемая такой категории граждан социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения ими 23-летнего возраста по месту их жительства при условии принятия на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до истечения указанного возраста.

Из материалов дела следует, что Д.А.А. и ФИО2 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10). После заключения брака жене присвоена фамилия Дворянчикова.

ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ. Родителями ФИО2 являлись мать ФИО1, отец ФИО3 (л.д. 11).

Согласно справке запись об отце в свидетельстве о рождении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внесена со слов матери (л.д. 17).

Решением Октябрьского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-15)ФИО1 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 <данные изъяты>л.д. 16).

Соответственно, в силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец относится к категории детей-сирот, поскольку, когда он был в возрасте до 18 лет, мать лишена родительских прав и умерла, отец записан со слов матери.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 указанного Закона).

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что Приказом Управления образования Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определена в государственное учреждение для детей-сирот на полное государственное обеспечение (л.д. 12). При этом, за истцом было закреплено право пользование жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>

<адрес>

ДД.ММ.ГГГГ муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в лице департамента жилищной политики Администрации г. Омска заключен договор социального найма № жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 62-63). В договоре указано, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: ФИО2 - сестра.

ДД.ММ.ГГГГ муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в лице департамента жилищной политики Администрации г. Омска заключен договор передачи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность ФИО4 и ФИО2 в равных долях по 1/2 доли каждому (л.д. 56-57).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права ФИО4 и ФИО2 принадлежало по 1/2 доли каждому в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью <данные изъяты>, находящейся на 1 этаже жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 36-37).

Таким образом, за истцом изначально было закреплено право пользования жилым помещением, а затем доля в этом жилом помещении перешла в собственность истца.

ДД.ММ.ГГГГ Р.И.А. и ФИО2 продали, а Ч.С.Д. купила квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, за <данные изъяты> (л.д. 34-35).

ДД.ММ.ГГГГ истец Дворянчикова (А.) Е.А. достигла возраста 23 лет.

Смотреть все судебные практики о Предоставление жилых помещений детям сиротам

Постановка на учет в качестве нуждающегося носит заявительный характер и для указанной категории граждан в законодательстве имеется ограничение по возрасту – обращение должно иметь место до достижения 23 лет.

Доказательств обращения истца до достижения 23-летнего возраста в компетентные органы по поводу предоставления ей жилой площадью в материалах дела не имеется. Кроме того, из текста искового заявления следует, что до <данные изъяты> она не обращалась с заявлениями по данному вопросу.

Доказательств обратному в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не предоставлено.

Кроме того, из выше приведенных норм закона следует, что основополагающим при обеспечении детей-сирот жильем является не только то, что они относятся к специально оговоренной категории – дети-сироты, но и отсутствие жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений. В рассматриваемом случае истец являлась членом семьи нанимателя, была включена в договор социального найма, а затем стала собственником доли в жилом помещении.

Еще одним основанием предоставления жилья является тот факт, что проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства ребенка-сироты.

Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п утвержден Порядок, который регулирует отношения, связанные с установлением факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее - жилые помещения).

Согласно п. 2 Порядка факт невозможности проживания в жилом помещении устанавливается Министерством образования Омской области на основании заявления законного представителя ребенка-сироты, достигшего возраста 14 лет, либо заявления ребенка-сироты, признанного судом дееспособным до достижения им возраста 18 лет, или лица из числа детей-сирот с приложением документов, удостоверяющих личность заявителя и ребенка-сироты, заявления о согласии на обработку их персональных данных в соответствии с федеральным законодательством, а также следующих документов, подтверждающих наличие обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:

1) вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, - для подтверждения факта проживания на законных основаниях в жилом помещении лиц, лишенных родительских прав в отношении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот, невозможность проживания которого в ранее занимаемом жилом помещении устанавливается;

2) справка о состоянии здоровья лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно, проживающих в жилом помещении, - для подтверждения факта проживания на законных основаниях в жилом помещении указанных лиц;

3) заключение межведомственной комиссии, образованной в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, о признании в порядке, установленном указанным Положением, жилого помещения непригодным для постоянного проживания - для подтверждения факта непригодности жилого помещения для постоянного проживания или несоответствия установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

4) выписка из домовой книги по месту жительства ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот или копия финансового лицевого счета либо иной документ, выдаваемый органом управления многоквартирным домом, содержащий сведения о размере общей и жилой площади занимаемого жилого помещения, об основании вселения в жилое помещение, о составе лиц, проживающих в жилом помещении, - в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот;

5) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, невозможность проживания в котором подлежит установлению (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения или другие);

6) документы, подтверждающие состав семьи ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот (свидетельство (свидетельства) о рождении ребенка (детей), свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), решение суда о признании членом семьи или другие);

7) выписка из технического паспорта с поэтажным планом и экспликацией (для индивидуального жилого дома);

8) справка органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности;

9) иные документы, на основании которых может быть установлена невозможность проживания в жилом помещении (по желанию заявителя).

Истец ссылалась в судебном заседании на то, что проживание в закрепленном жилом помещении было невозможно в виду его технического состояния и непригодности.

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих в соответствии со ст. 56, 60 ГПК РФ данный довод, истец не представила суду. Заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не имеется и не имелось.

Кроме того, из документов, представленных суду следует обратное.

В договоре социального найма (л.д. 62) указано, что истцу передавалось для проживания пригодное жилое помещение, техническое и санитарно-техническое состояние которого отражено в техническом паспорте, в котором также не отражена непригодность жилого помещения (л.д. 73).

Из пояснений свидетеля Ч.С.Д. следует, что она приобрела у истца и её сестры жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для проживания своего работника.

Указанное также свидетельствует о том, что спорное жилое помещение являлось пригодным для проживания.

В соответствии с положениями ЖК РФ малоимущие граждане, являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, обладают правом состоять на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В соответствии с Постановлением Мэра г. Омска от 06.05.2005 № 251-п (в редакции ДД.ММ.ГГГГ) в целях определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также определения размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации на территории г. Омска установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м.

В рассматриваемом случае за истцом была закреплена двухкомнатная квартира, одним из двух собственников которой, являлась истец. Жилое помещение имеет общую площадь <данные изъяты> В квартире были зарегистрированы и проживали после детского дома непродолжительное время лишь собственники, то есть два человека, истец и её сестра ФИО4 Указанные факты следуют из технического паспорта (л.д. 91), а также из пояснений истца и её сестры Р.М.А. , данных в судебном заседании.

Соответственно, на каждого приходилось по 15,0 кв.м общей площади жилого помещения, что является учетной нормой.

В этой связи истец не являлась нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о включении Дворянчиковой Е.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Судебные расходы не заявлены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Дворянчиковой Е.А. отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                        Е.А. Вагнер                                    

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по семейным делам с 1 по 13 ноября 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.