Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июля 2017 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сковрон Н.Л., при секретаре судебного заседания Тропиковой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чувахлева МВ к Министерству образования Омской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Чувахлев М.В. обратился в суд с названным иском к Министерству образования Омской области. В обоснование исковых требований указано, что истец в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей, относится к категории лиц из числа детей-сирот. В настоящее время истец достиг 23 летнего возраста. До достижения указанного возраста истец не успел встать на очередь нуждающихся в получении жилья, в компетентный орган для постановки на учет не обращался.
Просил обязать ответчика включить Чувахлева М.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании истец Чувахлев М.В. участия не принимал, в связи с отбыванием наказания, связанного с лишением свободы, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства образования Омской области участия не принимал, извещен надлежаще.
Представлен отзыв на исковое заявление, из которого следует, что условием предоставления жилья лицам из числа детей-сирот является включение их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При этом реализация права на жилое помещение обусловлено необходимостью встать на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет. В настоящее время у истца отсутствует право на получение жилого помещения.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В судебном заседании установлено, что истец Чувахлев М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно копии акта о рождении родителями Чувахлева М.В. являются Чувахлев В.А., Чувахлева Ю.О.
По сведениям КУ «СРНЦ «Забота» г.Омска, несовершеннолетний Чувахлев М.В. находился в учреждении с 30.10.2003г. по 27.05.2004г., куда был зачислен на основании ходатайства отдела защиты прав и интересов несовершеннолетних Управления образования Администрации г.Омска.
27.05.2004г. несовершеннолетний Чувахлев М.В. отчислен из учреждения и передан в семью Сычиковых СВ и АИ на основании приказа Управления образования Администрации <адрес> от 19.05.2004г. № од.
Как следует из приказа Управления образования Администрации г.Омска от 19.05.2004г. № од, принимая во внимание, что мать несовершеннолетнего Чувахлева М.В. воспитанием и содержанием ребенка не занимается, сведения об отце ребенка внесены в запись актов о рождении на основании заявления матери, жилой площади и имущества несовершеннолетний не имеет, Чувахлев М.В. передан на воспитание в приемную семью Сычиковых СВ и АИ, на основании договора.
Заочным решением Куйбышевского районного суда г.Омска от 30.03.2007г. Чувахлева Ю.О. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего Чувахлева М.В.
Согласно ответу департамента жилищной политики Администрации г.Омска от 29.06.2017г., на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемым по договорам социального найма, регистрационном учете детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном образовании городской округ г.Омск Чувахлев М.В. не состоит.
С заявлением о принятии на учет, регистрационный учет и документами, установленными ст. 16 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере Чувахлев М.В. в администрацию г.Омска не обращался.
В период с 19.10.2006 г. по настоящее время решение о предоставлении Чувахлеву М.В. жилого помещения на условиях договора социального найма администрацией г.Омска не принималось, договор социального найма с ним не заключался.
По сведениям Министерства образования Омской области Чувахлев М.В. не включен в список детей – сирот, лиц из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, на территории Омской области. Чувахлев М.В. не обращался в Министерство образования Омской области по вопросу обеспечения жилым помещением. Учетное дело Чувахлева М.В. отсутствует.
Согласно уведомлению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Чувахлева М.В. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.
По сведениям ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» Чувахлев М.В. в числе собственников объектов недвижимости не значится.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в статье 1 дает следующие понятия:
- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.
Задать вопрос юристу бесплатно
по семейным деламБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
В соответствии с п. 1, 7, 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В силу федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01 января 2013 г., а также в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 № 284-п, с 01 января 2013 года полномочия на ведение списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями осуществляется Министерством образования Омской области. Жилищное законодательство РФ в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки (ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ). Согласно обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, отсутствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, служащими основанием для защиты в судебном порядке права обеспечение жильем, являются, в частности - ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; - незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; - состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; - установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов. В судебном заседании установлено, что истец Чувахлев М.В. не включен в список детей – сирот, лиц из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения. На момент обращения в суд возраст истца превысил 23 лет. Как следует из материалов дела, Чувахлев М.В. в компетентный орган для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, он не обращался. Согласно сведениям о судимости Чувахлева М.В. он неоднократно привлекался к уголовной ответственности.25.03.2011г. осужден Советским районным судом г.Омска по п.б ч. 2 ст. 158, ст. 62, ч. 1 ст. 158, п. а,г ч. 2 ст. 161, ч. 3 ст. 60, ст. 73 УК РФ, назначено наказание условное осуждение с испытательным сроком 2 года, 09.12.2011г. на основании постановления Первомайского районного суда г.Омска, условное осуждение отменено, направлен в ИК на 2 года 2 месяца лишения свободы. 18.08.2011г. осужден Советским районным судом г.Омска по ч. 1 ст. 158, ст. 73 УК РФ, назначено наказание условное осуждение с испытательным сроком 1 год 6 месяцев. 20.12.2011г. на основании постановления Первомайского районного суда г.Омска, условное осуждение отменено, к отбытию наказания назначено 8 месяцев лишения свободы 31.12.2011г. 06.03.2012г. осужден Первомайским районным судом г.Омска по ч. 1 ст. 112, п. а,г ч. 2 ст. 161, ч. 3 ст. 69, ч. 5 ст. 74,ст. 70 УК РФ к 2 годам лишения свободы. На основании ст. 70 УК РФ частично присоединен неотбытый срок по приговору Советского районного суда г.Омска от 25.03.2011г. и от 18.08.2011г. всего к отбытию 3 года лишения свободы. 29.03.2013г. прибыл из СИ-3 г.Омска в ИК-8 г.Омска. 12.01.2015г. освобожден из мест лишения свободы из ИК-8 г.Омска по отбытии срока. 26.07.2016г. осужден Советским районным судом г.Омска по ч. 1 ст. 111 УК РФ к 2 годам 8 месяцам лишения свободы. 03.10.2016г. прибыл в ИК-7 г.Омска из СИ-1 г.Омска, 13.10.2016г. прибыл из ИК-7 г.Омска в ЛИУ -2 г.Омска. Вместе с тем Чувахлев М.В. находился вне мест лишения свободы, в том числе достигнув 18 летнего возраста и в период с 12.01.2015г. по 26.07.2016г. Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними. При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для включения истца, которому на момент рассмотрения дела более 23 лет, в список детей-сирот для получения специализированного жилого помещения, каких-либо доказательств его обращения для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, им не представлено. По мнению суда, истец должен был знать о своем праве, имел возможность самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после достижения им совершеннолетия.
Поскольку до достижения 23 лет Чувахлев М.В. не реализовал свое право на предоставление жилого помещения как лицо, отнесенное к категории «дети, оставшиеся без попечения родителей», не встав на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, оснований для включения его в список в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, не имеется.
Доводы Чувахлева М.В. о том, что он ранее не мог обратиться с заявлением о реализации своего права, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку достоверных доказательств наличия уважительных причин в подтверждение данных обстоятельств не представлено.
Доказательств обращения в органы местного самоуправления, Министерство образования Омской области с заявлением о постановке на очередь на получение жилья непосредственно до осуждения, после освобождения из мест лишения свободы, как и доказательств того, что истец своевременно до достижения возраста 23 лет предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также незаконного отказа органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истец не представил, на состояние здоровья, которое объективно не позволяло ему встать на учет нуждающихся в жилом помещении, истец не ссылался. Ссылки истца на нахождение в местах лишения свободы к таковым не могут быть отнесены.
Указанные истцом причины, служащие, по его мнению, основанием для защиты в судебном порядке права на обеспечение жильем, суд не может признать уважительными, полагая, что Чувахлев М.В. имел возможность самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижения им совершеннолетия и до достижения им 23 лет.
Нахождение истца в следственном изоляторе, местах лишения свободы по приговорам судов не является уважительной причиной, препятствующей ему обратиться в уполномоченный орган с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в письменной форме.
Кроме того, Чувахлев М.В. в период нахождения вне мест лишения свободы имел возможность обратиться за защитой своего нарушенного права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Чувахлева МВ к Министерству образования Омской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Л. Сковрон
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>