8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении жилого помещения № 2-3259/2017 ~ М-3247/2017

Дело № 2-3259/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Омск 08 сентября 2017 года                                                    

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Баловой Т.А. при секретаре судебного заседания Баевой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.Е.А. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с названным иском, в обоснование требований указав, что в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей. Ее мать Д.В.В. лишена родительских прав. Отец истца – Р.А.И., умер.

С 30.12.2000 по 15.09.2003 истец была воспитанницей Тарского детского дома им. Д.М. Карбышева.

До 23 лет истец обращалась в органы опеки и попечительства по вопросу постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако, получила отказ, поскольку согласно постановлению от 05.12.2000 № за истцом было закреплено жилое помещение. В соответствии с решением Тарского городского суда Омской области от 01.12.2000 данное жилое помещение принадлежит сожителю матери К.А.С. В указанном жилом помещении истец проживать не может, поскольку оно непригодно для проживания.

После 23 лет истец планировала приобрести жилье путем собственного заработка.

Ссылаясь на положения Федерального закона № 159 от 21.12.1996, постановление Правительства Омской области № 284-п от 19.12.2012, просит восстановить срок на подачу заявления для включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, предоставить ей жилое помещение как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.3-4).

Истец в судебном заседании исковые требования поддерживала по основаниям, изложенным в иске, указав, что обращалась устно в Администрацию Тарского района Омской области в орган опеки и попечительства в 2006 году по вопросу постановки ее на учет в качестве ребенка-сироты, письменного заявления не писала. В постановке на учет ей было отказано по причине закрепления за ней жилого помещения. О том, что необходимо было писать письменное заявление истец не знала. Больше с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении истец не обращалась. В настоящее время истцу 29 лет. Пыталась сама заработать на жилье, в предоставлении кредита ей отказали. С учетом изложенного, просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежаще, представил письменный отзыв, в котором указал, что реализация права на предоставление жилья носит заявительный характер, а также ограничивается достижением возраста 23 лет. Истец обратилась в суд в возрасте 29 лет. Доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствующих обращению истца в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, истцом не представлено. Истец, достигнув совершеннолетия, является дееспособным, не была лишена возможности самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для принятия ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижения ею совершеннолетия (в 2006 году) и до достижения 23 лет (в 2011 году). С учетом изложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме (л.д.24-23).

Представитель Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором указал, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Минимущества, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования Омской области. Установленным порядком предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам, состоящим в списке, в порядке очередности, и предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке нарушает права и законные интересы лиц, состоящих в списке ранее. Учитывая, что истец не обращался в уполномоченный орган за постановкой на учет как лицо из числа детей-сирот, нуждающееся в улучшении жилищных условий, с соответствующим обращением до достижения 23 лет, в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать (л.д.27-28).

Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 1 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Как установлено судом, Р.Е.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями являлись Р.А.И. и Д.В.В. (л.д.6).

Согласно решению Тарского городского суда Омской области от 01.12.2000 Д.В.В. была лишена родительских прав в отношении дочери Р.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.9).

На основании постановления главы Администрации Тарского района от 05.12.2000 № несовершеннолетняя Р.Е.А. была определена в детское государственное учреждение, за ней закреплено право проживания на жилой площади по адресу: д. Петрово, Тарского района (л.д.14).

Как следует из свидетельств о смерти, отец истца – Р.А.И., умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), мать истца – Д.В.В., умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).

По сведениям КУ Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Тарский детский дом им. Д.М. Карбышева», Р.Е.А. с 30.12.2000 по 15.09.2003 являлась воспитанницей МОУ «Детский дом-школа им Д.М. Карбышева». На основании постановления «Об определении в детское государственное учреждение интернатного типа несовершеннолетней Р.Е.А. и закреплении за ней жилой площади» № от 05.12.2000 за Р.Е.А. было закреплено жилое помещение по адресу: Омская область, Тарский район, д. Петрово (л.д.30).

Согласно сообщению Министерства образования Омской области от 04.08.2017 (л.д. 34), Р.Е.А. не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на территории Омской области. Р.Е.А. не обращалась в Министерство по вопросу включения в список.

Из пояснений истца следует, что в 2006 году она в устной форме обращалась в Администрацию Тарского муниципального района Омской области в орган опеки и попечительства по вопросу постановки ее на учет как ребенка-сироты за обеспечением жилым помещением, однако устно пояснили, что ей не может быть предоставлено жилое помещение, поскольку за ней закреплено жилое помещение. Больше с соответствующим заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей истец не обращалась.

Из ответа Администрации Тарского муниципального района Омской области следует, что Р.Е.А. в период с 2006 по 2011 годы в орган опеки и попечительства не обращалась по вопросу постановки ее на учет как ребенка-сироты за обеспечением жилым помещением, указанному лицу жилое помещение не предоставлялось (л.д.____).

По сведениям Управления Росреестра по Омской области (л.д.15) и ГП Омской области «Омский центр ТиЗ» (л.д. 16) Р.Е.А. в числе собственников объектов недвижимости не значится.

Согласно справке, выданной Администрацией Чекрушанского сельского поселения Тарского муниципального района <адрес>, Р.Е.А. зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.13).

По сведениям комитета по экономике и управлению муниципальной собственностью Администрации Тарского муниципального района жилые помещения на территории Тарского муниципального района Омской области Р.Е.А. не предоставлялись по договорам социального найма как нанимателю или члену семьи нанимателя (л.д.18).

Оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец имела возможность самостоятельно обратиться в уполномоченные органы по достижении 18-летия. Как установлено в судебном заседании истец предпринимала попытки для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении уже достигнув возраста 29 лет, однако, доказательств того, что она до 23 лет обращалась в органы местного самоуправления с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья по категории «дети, оставшиеся без попечения родителей», или в принятии такого заявления было незаконно отказано, суду не представлено. Таким образом, свое право путем подачи соответствующего заявления истец в установленные законом сроки не реализовала.

Доводы истца о том, что срок для постановки на учет пропущен по уважительным причинам являются необоснованными, поскольку постановка на учет в качестве нуждающегося имеет заявительный характер и для указанной категории граждан в законодательстве имелось ограничение по возрасту – обращение должно иметь место до достижения 23 лет.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии со ст. 1 Закона, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются на лиц, не достигших возраста 23 лет.

Дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются на лиц, не достигших возраста 23 лет, состоящих на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ утратил силу с 01.01.2013 года п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013.

Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот, т.е. если бы в возрасте до 23 лет истец была принята на учет органами местного самоуправления, но и после достижения такого возраста жилое помещение ей не было предоставлено.

Таким образом, по смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространён на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учёт для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.

Своевременно истец за реализацией своего права на обеспечение ее жилым помещением как нуждающуюся в жилом помещении согласно нормам законодательства, действующим на момент возникновения правоотношений, не обратилась.

Согласно обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, отсутствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.

Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, служащими основанием для защиты в судебном порядке права обеспечение жильем, являются, в частности

- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;

- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;

- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;

- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Истец ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 18 лет ей исполнилось ДД.ММ.ГГГГ, 23 года ей исполнилось ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, в Министерство образования Омской области с письменным заявлением истец так и не обратилась.

За защитой своего права в суд истец обратилась 21.07.2017 года в возрасте полных 29 лет.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец имела возможность ранее обратиться в суд с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот, однако своим правом в установленный законом срок не воспользовалась. Иных доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска истцом срока для постановки на учет, Р.Е.А. не представлено.

Учитывая возраст истца на момент обращения в суд с иском – полных 29 лет, суд приходит к выводу о том, что основания для включения истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями согласно действующему законодательству на момент разрешения спора - Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отсутствуют. Поэтому в удовлетворении исковых требований истцу следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Р.Е.А. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                             Т.А. Балова

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ