8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке № 2-3964/2017 ~ М-4069/2017

Дело № 2-3964/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2017 года                      город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Казанцевой Н.А. при секретаре судебного заседания Василевой К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой И.Ю. к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Козлова И.Ю. обратилась в суд с названным иском к ответчику, в обоснование исковых требований указав, что в возрасте до 18-ти лет она осталась без попечения родителей, ее мать К.И.В. умерла 06.09.2012, отец истца заочным решением Советского районного суда г. Омска от 13.07.2013 г. лишен родительских прав. Приказом Департамента образования Администрации г. Омска от 29.10.2012 № 2320-о об установлении опеки над несовершеннолетней С.В.В. был назначен опекуном истца. В письме от 15.08.2016 Министерства образования Омской области указано, что истец включена в список и по состоянию на 12.08.2016 числится под номером 1446. Со ссылкой на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Кодекса Омской области от 04.07.2008 г. № 1061-ОЗ «О социальной защите отдельных категорий граждан» просит суд обязать ответчика предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 4-6).

В судебном заседании истец Козлова И.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что по месту регистрации по адресу: <адрес>, в двухкомнатной квартире площадью 42 кв.м, принадлежащей ее бабушке, она не может проживать, поскольку там мало место и уже проживают бабушка, брат с сестрой истца, а также сын и дочь брата истца. В связи с чем, вынуждена снимать квартиру. По месту учебы истцу общежитие не предоставляют, так как у нее городская прописка. Вся стипендия уходит за аренду жилья. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина не явки не известна, заявлений об отложении дела в суд не поступало. От представителя ответчика по доверенности Веремеенко А.О. (л.д. 33) поступил в суд отзыв на иск, согласно которому ответчик полагает, что права истца не нарушены, истец включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Установленным порядком предусмотрено предоставление жилых помещений по списку. Предоставление жилого помещения без учета списка нарушает права и законные интересы лиц, состоящих в списке ранее, в связи с чем, полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению (л.д. 31-32).

Министерство образования Омской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в суд представлено заявление о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя (л.д. 35).

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчика и третьих лиц, против чего не возражал истец.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении родителями Козловой И.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются: отец – К.Ю.А., мать – К.И.В. (л.д. 8).

Согласно свидетельству о смерти мать истца умерла 06.09.2012 (л.д. 9).

Заочным решением Советского районного суда г. Омска от 13.07.2013 по делу № 2-2172/2013, отец истца К.Ю.А. был лишен родительских прав (л.д. 10-12).

Приказом от 29.10.2012 № 2320-о департамента образования Администрации г. Омска «Об установлении попечительства над несовершеннолетней Козлова И.Ю.» С.В.В. был назначен опекуном истца (л.д. 24).

Указанным приказом за истцом также была закреплено ее право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>Б, <адрес>.

Из пояснений истца следует, что в указанной двухкомнатной квартире площадью 42 кв.м, принадлежащей ее бабушке, она проживать не может, поскольку там проживает 5 человек (бабушка, брат с сестрой истца, а также сын и дочь брата истца), место для проживания истца не хватает, в связи с чем она вынуждена снимать квартиру.

Указанное подтверждается копией лицевого счета от 21.04.2017 ООО «Управдом-4», договором аренды на комнату от 01.04.2016 (л.д. 16, 17-20).

Как установлено в судебном заседании, в силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истица относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку, когда она была в возрасте до 18 лет, ее мать умерла, а отец был лишен родительских прав.

Распоряжением Министерства образования Омской области от 08.08.2016 г. № 2447, Козлова И.Ю. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не реализовано (л.д. 61-62).

Указанный факт включения истца в соответствующий список подтверждается ответом от 06.10.2017 г. Министерства образования Омской области, согласно которому Козлова И.Ю. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в указанном списке числится под номером 1426 (л.д. 48), а также учетным делом в отношении истца (л.д. 49-62).

По сведениям Департамента жилищной политики Администрации города Омска, за период с 19.10.2006 года с Козловой И.Ю. договор социального найма не заключался, решения о предоставлении Козловой И.Ю. жилого помещения на условиях договора социального найма не принималось (л.д. 63-64).

Согласно сведениям Государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» и Управления Росреестра по Омской области истец в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится, нанимателем не является (л.д. 37-39, 40-44).

Из представленных документов следует, что на момент принятия Козловой И.Ю. на учет для предоставления жилья, ее возраст составлял менее 23 лет.

Право истца состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ответчиком не оспаривалось.

Также ответчиком не оспорен факт того, что до настоящего времени истцу жилое помещение по договору социального или специализированного найма жилого помещения не предоставлялось, закрепленного жилого помещения не имеет.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Учитывая, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, то она имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. При этом в судебном заседании ответчиком не оспорено право истца состоять в списке по названной категории.

Таким образом, истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.

Согласно выше названному порядку жилые помещения приобретаются Министерством имущественных отношений Омской области по договорам купли-продажи, Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области - путем строительства (участия в долевом строительстве).

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Министерства имущественных отношений Омской области, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования.

Сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущественных отношений Омской области.

Решение о предоставлении детям-сиротам жилого помещения принимается Министерством имущественных отношений Омской области в течение 10 рабочих дней с момента получения сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования Омской области.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается Министерством имущественных отношений Омской области в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения о предоставлении детям-сиротам жилого помещения.

При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м. независимо от состава семьи (п. 5 Порядка).

Поскольку до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, исковые требования подлежат удовлетворению.

Учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения, а так же, учитывая Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу по договору найма специализированного жилого помещения следует возложить на Министерство имущественных отношений Омской области, которое является надлежащим ответчиком по делу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Козловой И.Ю. удовлетворить.

Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Козловой И.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                      Н.А. Казанцева

Мотивированное решение изготовлено 07.11.2017