Дело № 2-3397/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2017 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Казанцевой Н.А. при секретаре судебного заседания Ушаковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зуевой Е.А. к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Зуева Е.А. обратилась в суд с названным иском к ответчику, в обоснование исковых требований указав, что она до 18-ти лет осталась без попечения родителей: отец З.А.В. Муромцевским районным судом Омской области от 25.12.2001 был лишен родительских прав, а мать З.Л.И. является инвалидом II группы в связи с эпилепсией и является нетрудоспособной. Постановлением главы Администрации Муромцевского района Омской области от 18.11.2001 г. №582-п об установлении опеки над несовершеннолетней З.Л.А. была назначена опекуном истца. Согласно письму Министерства образования Омской области от 25.01.2017 г. № 994 Зуева Е.А. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории города Омска, в котором числится под номером 1000. При повторном обращении в ответе Министерства образования Омской области от 20.04.2017 г. № 7027 было указано, что по состоянию на 20.04.2017 истец числится в указанном списке под номером 1046. Таким образом, реализация права на получения жилого помещения отодвигается во времени, что ухудшает условия жизни истца. Она зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, а постоянно проживает по адресу: <адрес> по договору найма жилого помещения от 24.11.2016 сроком до 24.11.2017 и ежемесячной арендной платой в сумме 5000 рублей. В настоящее время является студенткой 1-го курса в СибАДИ. Закрепленного жилого помещения не имеет. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Просит суд обязать ответчика предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, в установленном законом порядке (л.д. 4-6).
В судебном заседании Зуева Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что после установлений над ней опекунства проживала у опекуна - своей бабушки в ее доме по адресу: р.<адрес>. Указанный дом бабушка истицы переписала на своего сына и теперь из-за конфликтной ситуации с сыном сама осталась без жилья. Истец имеет временную регистрацию по месту жительства в квартире своей подруги из колледжа. В собственности никакого жилья не имеет, по договору социального найма жилое помещение ей не представлялось, просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина не явки не известна, заявлений об отложении дела в суд не поступало. От представителя ответчика по доверенности Кайдаулова В.А. (л.д. 41) поступил в суд отзыв на иск, согласно которому ответчик полагает, что права истца не нарушены, истец включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Установленным порядком предусмотрено предоставление жилых помещений по списку. Предоставление жилого помещения без учета списка нарушает права и законные интересы лиц, состоящих в списке ранее, в связи с чем, полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению (л.д. 39-40).
Представитель третьего лица Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 33).
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчика и третьего лице, против чего не возражал истец.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ родителями Зуевой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются: отец – З.А.В., мать – З.Л.И. (л.д. 47).
Решением Муромцевского районного суда Омской области от 25 декабря 2001 года по делу № 2-471/2001 отец истицы – З.А.В. лишен родительских прав в отношении дочери – Зуевой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 48-49).
Согласно выписки из акта освидетельствования № матери истицы – З.Л.И. установлена <данные изъяты> (л.д. 12).
Согласно постановлению Главы Администрации Муромцевского района Омской области от 16.11.2001 г. № 582-п, в связи с тем, что З.Л.И. является инвалидом, З.А.В. не занимается воспитанием ребенка, Зуевой Е.А. назначен опекун – З.Л.А., жилая площадь не закреплялась ввиду ее отсутствия у родителей несовершеннолетней (л.д. 50).
Сведений о закреплении за истцом права пользования каким-либо жилым помещением лицами, участвующими в деле не представлено, что позволяет суду сделать вывод об отсутствии такого закрепления.
Как установлено в судебном заседании, в силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истица относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку, когда она была в возрасте до 18 лет, ее отец лишен родительских прав, а из-за болезни матери над несовершеннолетней было установлено опекунство.
Распоряжением Министерства образования Омской области от 29 декабря 2016 г. № 4084, Зуева Е.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не реализовано, на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (л.д. 55).
Указанный факт включения истца в соответствующий список подтверждается ответом от 14.08.2017 № 13656 Министерства образования Омской области, согласно которому Зуева Е.А. по состоянию на 11.08.2017 г. в указанном списке числится под номером 1014 (л.д. 44), а также учетным делом в отношении истицы (л.д. 45-59).
Согласно сведениям Государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» и Управления Росреестра по Омской области истец в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится, нанимателем не является (л.д. 35-38, 60-67).
Из представленных документов следует, что на момент принятия Зуевой Е.А. на учет для предоставления жилья, ее возраст составлял менее 23 лет.
Право истицы состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ответчиком не оспаривалось.
Также ответчиком не оспорен факт того, что до настоящего времени истице жилое помещение по договору социального или специализированного найма жилого помещения не предоставлялось, закрепленного жилого помещения не имеет.
Учитывая, что истица относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, то она имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Задать вопрос юристу бесплатно
по семейным деламБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. При этом в судебном заседании ответчиком не оспорено право истицы состоять в списке по категории детей-сирот.
Таким образом, истица имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
Согласно выше названному порядку жилые помещения приобретаются Министерством имущественных отношений Омской области по договорам купли-продажи, Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области - путем строительства (участия в долевом строительстве).
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Министерства имущественных отношений Омской области, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования.
Сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущественных отношений Омской области.
Решение о предоставлении детям-сиротам жилого помещения принимается Министерством имущественных отношений Омской области в течение 10 рабочих дней с момента получения сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования Омской области.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается Министерством имущественных отношений Омской области в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения о предоставлении детям-сиротам жилого помещения.
При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м. независимо от состава семьи (п. 5 Порядка).
Поскольку до настоящего времени жилое помещение истице не предоставлено, исковые требования подлежат удовлетворению.
Учитывая нереализованное право истицы на получение жилого помещения, а так же, учитывая Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу по договору найма специализированного жилого помещения следует возложить на Министерство имущественных отношений Омской области, которое является надлежащим ответчиком по делу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Зуевой Е.А. удовлетворить.
Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Зуевой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.А. Казанцева
Мотивированное решение изготовлено 22.08.2017