Дело № 2-2936/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2017 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Казанцевой Н.А. при секретаре судебного заседания Анищенко Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Азовского немецкого национального района Омской области в интересах Гринцевой Н.А. к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Азовского немецкого национального района Омской области обратился в суд в интересах Гринцева Н.А. с названным иском к ответчику, в обоснование исковых требований указав, что проведенной проверкой установлено, что Гринцева Н.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Гринцевой Н.А. – Т.Л.П. умерла в 1999 года, отец – Г.А.Н. решением Азовского районного суда Омской области от 08.12.2000 года лишен родительских прав в отношении Гринцевой Н.А. Распоряжением Министра образования Омской области от 02.03.2015 № 632 Гринцева Н.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако, до настоящего времени жилье истцу не предоставлено. Просит суд обязать ответчика предоставить Гринцевой Н.А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора Царькова А.А. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям, просила иск удовлетворить.
Истец Гринцева Н.А. исковые требования также поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что в собственности никакого жилья не имеет, проживает в доме родственников мужа. В доме отца, где Гринцева Н.А. зарегистрирована по месту жительства, проживать не может, поскольку ее отец с братом злоупотребляют спиртными напитками и не дают ей нормально жить с семьей. Гринцева Н.А. стоит в списке на получения жилья на территории Азовского немецкого национального района Омской области под номером 2, но до настоящего времени жилье ей не предоставлено. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина не явки не известна, заявлений об отложении дела в суд не поступало. От представителя ответчика по доверенности Новоселовой Ю.Е. поступил в суд отзыв на иск (л.д. 48-49), согласно которому права истца не нарушены, истец включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Установленным порядком предусмотрено предоставление жилых помещений по списку. Предоставление жилого помещения без учета списка нарушает права и законные интересы лиц, состоящих в списке ранее. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представители третьих лиц Министерства образования Омской области и Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причина не явки не известна, заявлений об отложении дела в суд не поступало.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчика и третьих лиц, против чего не возражали истцы.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ родителями истца Гринцевой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются: отец - Г.А.Н., мать - Т.Л,П. (л.д. 9).
Из представленного истцом повторного свидетельства о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что мать истца - Т.Л,П. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Решением от 08.12.2000 по делу № 2-432/2000 Азовского районного суда Омской области отец истца - Г.А.Н. был лишен родительских прав в отношении истца (л.д. 11).
Из пояснений истца следует, что какого-либо жилого помещения не имеет, проживает в доме, принадлежащем родственникам мужа.
Сведений о закреплении за истцом права пользования каким-либо жилым помещением лицами, участвующими в деле не представлено, что позволяет суду сделать вывод об отсутствии такого закрепления.
В судебном заседании установлено, что в силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку, когда она была в возрасте до 18 лет, мать умерла, а отец был лишены родительских прав.
Распоряжением от 02.03.2015 № 632 Министерства образования Омской области Гринцева Н.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 12,13, 36, 37).
Указанный факт включения истца в соответствующий список подтверждается ответом от 13.06.2017 № 10096 Министерства образования Омской области, согласно которому Гринцева Н.А. по состоянию на 09.06.2017 в указанном списке числится под номером 2 (л.д. 14), а также учетным делом в отношении истца (л.д. 25-37).
Согласно сведениям Государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» и Управления Росреестра по Омской области истец в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится, нанимателем не является (л.д. 15, 16).
Из представленных документов следует, что на момент принятия истца на учет для предоставления жилья его возраст составлял менее 23 лет.
Право истца состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ответчиком не оспаривалось.
Также ответчиком не оспорен факт того, что до настоящего времени истец жилое помещение по договору социального или специализированного найма не получил, закрепленного жилого помещения не имеет.
Учитывая, что истец относится к категории детей-сирот, то он имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Задать вопрос юристу бесплатно
по семейным деламБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. При этом в судебном заседании ответчиком не оспорено право истца стоять в списке по категории детей-сирот.
Таким образом, истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
Согласно выше названному порядку жилые помещения приобретаются Министерством имущественных отношений Омской области по договорам купли-продажи, Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области - путем строительства (участия в долевом строительстве).
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Министерства имущественных отношений Омской области, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования.
Сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущественных отношений Омской области.
Решение о предоставлении детям-сиротам жилого помещения принимается Министерством имущественных отношений Омской области в течение 10 рабочих дней с момента получения сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования Омской области.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается Министерством имущественных отношений Омской области в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения о предоставлении детям-сиротам жилого помещения.
При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м. независимо от состава семьи (п. 5 Порядка).
Поскольку до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, исковые требования подлежат удовлетворению.
Учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения, а так же, учитывая Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу по договору найма специализированного жилого помещения следует возложить на Министерство имущественных отношений Омской области, которое является надлежащим ответчиком по делу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Прокурора Азовского немецкого национального района Омской области в интересах Гринцевой Н.А. к Министерству имущественных отношений Омской области удовлетворить.
Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Гринцевой Н.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.А. Казанцева
Мотивированное решение изготовлено 20.07.2017