Дело № 2-1243/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Омск 22 марта 2017 года
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Баловой Т.А., при секретаре судебного заседания Баевой В.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.И.А. к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Ш.И.Г. обратился в суд с названным иском, в обоснование требований указав, что является выпускником казенного учреждения Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 4», где находился на полном государственном обеспечении с 27.07.2002 по 01.09.2015.
В указанное учреждение истец определен на основании приказа Управления образования Администрации г. Омска № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что его мать умерла, а отец записан со слов матери. Этим же приказом за истцом было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Таким образом, истец в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Ш.И.А. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности. Вторая половина указанного жилого помещения принадлежит дяде истца, Ш.Е.В. Данное жилое помещение состоит из 1 комнаты, общей площадью 27,3 кв.м., оформлено в собственность по договору безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 01.04.2009.
В августе 2015 года истец был отчислен из КУ «Детский дом № 4», в связи с тем, что окончил обучение в БОУ г. Омска «СОШ № 63».
С учетом изложенного, просит обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Истец, а также представитель Ш.Н.А., допущенная к участию в деле по устному ходатайству, в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили удовлетворить.
В судебное заседание представитель Министерства имущественных отношений Омской области не явился, представил письменный отзыв на иск (л.д. 56-57), в котором указал, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Представитель Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом (л.д.59).
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.52).
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
Статьей 1 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В судебном заседании установлено, что Ш.И.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, родителями являются Ш.Е.В. и Ш.А.Г. Сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д.12)
Согласно свидетельству о смерти, мать истца, Ш.Е.В., умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).
На основании Приказа Управления образования Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №од несовершеннолетний Ш.И.А. определен в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> (жилая площадь 15,5 кв. м., общая площадь 27,4 кв.м) (л.д.10).
Согласно справке КУ «Детский дом № 4» Ш.И.А. находился на полном государственном учреждении в указанном учреждении в период с 27.07.2002 по 01.09.2015 (л.д.9).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, Ш.И.А. является собственником ? доли на праве общей долевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 27,3 кв.м. (л.д.14) на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 01.04.2009 (л.д.16-17).
Из технического паспорта жилого помещения - <адрес> следует, что общая площадь указанного жилого помещения составляет 27,3 кв.м., жилая – 16,3 кв.м. (л.д.15)
Распоряжением Министерства образования Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ Ш.И.А. установлен факт невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, Ш.И.А. (л.д.20).
Из письма Министерства образования Омской области следует, что Ш.И.А. включен в список детей-сирот на территории муниципального образования городской округ <адрес>. В списке по состоянию на 02.02.2017 Ш.И.А. числится под номером 1729 (л.д.22).
Таким образом, Ш.И.А., достигший возраста 18 лет, в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дает следующие понятия:
Задать вопрос юристу бесплатно
по семейным деламБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01 января 2013 года) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. При этом истцом не представлены документы, подтверждающие право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
С учетом приведенных выше норм закона, суд считает, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01.01.2013 года) в порядке очереди.
Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Установлено, что постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
Кроме этого, в п. 10 Порядка, утв. Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п (с изменениями и дополнениями), сведения о детях-сиротах, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества с учетом дат рождения детей-сирот.
В случае если несколько детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, имеют одинаковую дату рождения, то сведения о них представляются Министерством образования Министерству имущества с учетом дат принятия решений о включении их в список.
В случае если фактическое место нахождения первого по списку лица неизвестно, после того как Министерством образования предприняты меры по его установлению, Министерство образования представляет в Министерство имущества сведения о следующем по списку ребенке-сироте для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.
В случае если имеется вступившее в законную силу судебное постановление об обязании Министерства имущества предоставить ребенку-сироте жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, Министерство образования представляет Министерству имущества сведения о соответствующем ребенке-сироте независимо от даты рождения такого ребенка-сироты и наличия в списке сведений о нем в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.
При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, а также учитывая утвержденный Правительством Омской области от 19.12.2012 года № 284-п Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу следует возложить на Министерство имущественных отношений Омской области в соответствии с указанным выше порядком.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Ш.И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.А. Балова
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ