Дело № 2-1224/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Омск 21 марта 2017 года
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Рязановой О.А., при секретаре судебного заседания Дергуновой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фогель М.С. к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Фогель М.С. обратился в суд с названным иском, в обоснование иска указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец умер, а мать лишена родительских прав в отношении истца решением Первомайского районного суда г. Омска. До достижения совершеннолетия опекуном истца назначена Морозова Л.С.. Указал, что состоит на регистрационном учете детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано. Просит обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Истец в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 50).
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области Кайдаулов В.А., действующий по доверенности, в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В суд представил письменный отзыв, в котором полагает требования не подлежащими удовлетворению, поскольку предоставление жилого помещения без учета списка нарушает права и законные интересы лиц, состоящих в списке ранее истца (л.д. 47-49).
Исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, достоверности и достаточности в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляет следующие понятия:
- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.
В ходе судебного разбирательства установлено, что родителями Фогель М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются Фогель С.А. и Фогель Е.В., что подтверждается свидетельством о рождении истца № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).
Согласно свидетельству о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ Фогель С.А. (отец истца) умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).
Мать истца Фогель Е.В. решением Первомайского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении Фогель М.С.. Этим же решением постановлено передать Фогеля М.С. опекуну Вижевитовой Л.С. (л.д. 7-10).
Приказом Управления образования Администрации г. Омска № от ДД.ММ.ГГГГ Вижевитова Л.С. назначена опекуном несовершеннолетнего Фогеля М.С., ей назначена выплата денежных средств на содержание опекаемого с ДД.ММ.ГГГГ, за истцом закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Им же установлено обременение на жилую площадь по указанному адресу и ограничено право распоряжения указанным жилым помещением без предварительного согласования с отделом охраны прав детства Управления образования Администрации г. Омска до достижения Фогелем М.С. совершеннолетия (л.д. 12).
Установлено, что на основании приказа Департамента образования Администрации г. Омска № от ДД.ММ.ГГГГ Вижевитова Л.С. освобождена от исполнения обязанностей попечителя, попечителем истца назначена Морозова Л.С., исполняющим обязанности на основании договора передачи ребенка в приемную семью на возмездной основе (л.д. 11).
Из паспорта истца, а также копии лицевого счета квартиросъемщика № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Фогель М.С. зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 17, 18).
По сведениям Департамента жилищной политики Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время договор социального найма муниципального жилого помещения с Фогелем М.С. не заключался (л.д. 15).
Согласно ответу Министерства образования по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области. В списке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числится под номером № (л.д. 14).
Задать вопрос юристу бесплатно
по семейным деламБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Распоряжением Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № Фогель М.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, чье право на обеспечение жилым помещение не реализовано в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 45).
Таким образом, судом установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Из информации Государственного предприятия Омской Области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства», Управления Росреестра по Омской области следует, что по сведениям информационных систем по состоянию с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время соответственно Фогель М.С. не имеет в собственности жилого помещения (л.д. 16, 25, 41, 42).
Ответчиком не оспорен тот факт, что до настоящего времени истцом не получено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения либо по договору социального найма; а также право истца состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Положениями ст. 8 указанного выше Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01 января 2013 г.) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Как указывалось выше, на основании распоряжения Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № Фогель М.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 45).
Так, судебным разбирательством установлено, что истец состоит в списке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № 284-п, в редакции Постановления Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Постановление Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №», уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство имущественных отношений Омской области (п. 2).
Судом достоверно установлено, что истцу в настоящее время не предоставлено жилое помещение, согласно информации Министерства образования Омской области истец состоит в списке на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числится под номером № (л.д. 14).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нереализованное право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения следует возложить на Министерство имущественных отношений Омской области в соответствии с указанным выше Порядком.
Применительно к указанным положениям Порядка, доводы стороны ответчика о том, что возложением обязанности по предоставлению истцу жилого помещения будут нарушены права других лиц, состоящих в списке, суд находит не обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Фогель М.С. к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда удовлетворить.
Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Фогель М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А. Рязанова