Дело ###
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд г. Кемерово в составе
председательствующего Язовой М.А.,
при секретаре Бородачевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
19 сентября 2017 года
гражданское дело по иску Тырышкиной ЛИЦО_8 к администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма,
УСТАНОВИЛ:
Тырышкина Т.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма.
Требования мотивировала тем, что решением Центрального районного суда г. Кемерово от **.**.****. ее мать, Тырышкина ЛИЦО_9 лишена родительских прав. На основании решения Центрального районного суда г. Кемерово от **.**.****. ### об оспаривании отцовства, запись о ее отце исключена в книге регистрации акта о рождении.
Согласно Распоряжению органа опеки и попечительства управления образования администрации города Кемерово ### от **.**.****. истец помещена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение.
Поскольку жилья, подлежащего закреплению у истца не было, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
До настоящего времени истец не обеспечена жилым помещением, в связи с чем полагает, что ее права нарушены.
Просит суд обязать администрацию города Кемерово предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Кемерово, не менее 14 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Истец Тырышкина Т.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, письменным заявлением просила рассмотреть дело в свое отсутствие, с участием представителя Мухина А.Е.
Представитель истца Мухин А.Е., действующий на основании доверенности от **.**.****. (л.д. 16) на требованиях настаивал.
Представитель ответчика администрации г. Кемерово Орлова Е.А., действующая на основании доверенности от **.**.****. (л.д. 21) исковые требования не признала.
Изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов в дела и установлено судом, решением Центрального районного суда г. Кемерово от **.**.****. Тырышкина ЛИЦО_10 лишена родительских прав в отношении дочери Тырышкиной ЛИЦО_11 (л.д. 7-8).
Решения Центрального районного суда г. Кемерово от **.**.****. постановлено, обязать Органа ЗАГСа исключить сведения о Тырышкине ЛИЦО_12, как об отце ребенка – Тырышкиной ЛИЦО_13, **.**.**** года рождения, из актовой записи о рождении ### от **.**.****. (л.д. 9).
Согласно Распоряжению органа опеки и попечительства управления образования администрации города Кемерово ### от **.**.****. истец помещена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение (л.д. 12).
Жилья, подлежащего закреплению за Тырышкиной Т.А., не имеется.
Согласно постановлению администрации г. Кемерово от **.**.**** ### Тырышкина Т.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Из ответа комитета по жилищным вопросам администрации г. Кемерово от **.**.****. ### следует, что Тырышкина Т.А. значится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, под номером 839 (л.д. 13).
В соответствии со статьями 1, 8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996г, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений... в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет».
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма».
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются категориям граждан определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со вторым абзацем ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу п.2 ст. 20 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установленные в настоящем законе дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся, являются расходными обязательствами субъектов российской Федерации.
Задать вопрос юристу бесплатно
по семейным деламБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев установленных настоящей статьей.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006г. ###-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Таким образом, как относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющий закрепленного жилого помещения, истец должен быть обеспечен вне очереди отдельным благоустроенным жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм в г.Кемерово, с учетом состояния здоровья, состава семьи и других установленных законом обстоятельств.
В силу указанного закона в редакции, действовавшей после 01.01.2013г., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Действие положений статьи 8 настоящего Федерального закона в редакции Федерального закона от **.**.****г. № 15-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу названного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу названного Федерального закона
На основании ст. 4 Закона Кемеровской области от 27.12.2012г. ###-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, включаются в список по тому муниципальному образованию, где они зарегистрированы по месту жительства. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, имеют право на включение в список по тому муниципальному образованию, где они зарегистрированы по месту жительства, либо по тому муниципальному образованию, где находится жилое помещение из числа указанных жилых помещений, на основании письменного заявления ребёнка-сироты.
Согласно п. 3 ст. 11 Закона Кемеровской области от 27.12.2012г. ###-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вносятся в срок до **.**.**** в список в порядке очерёдности в соответствии с пунктами 3 и 9 статьи 3 настоящего Закона со снятием их с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Постановлением администрации г. Кемерово ### от 30.04.2013г. «Об определении органа, ответственного за формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органа, принимающего решение о невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях», утверждён орган, ответственный за формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями - комитет по жилищным вопросам.
Согласно ст. 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, часть квартиры или жилого дома).
В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Статьей 5 Закона Кемеровской области от 27.12.2012г. ###-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора найма специализированного жилого помещения в срок, установленный данным решением. По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребёнку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.
Предоставление жилого помещения ребёнку-сироте осуществляется из специализированного жилищного фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области» либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования - в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребёнком-сиротой и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом.
В соответствии со ст. 7 Закона Кемеровской области от 27.12.2012г. ###-ОЗ норматив общей площади жилых помещений, предоставляемым детям-сиротам, составляет не более 33 кв.м. на одного человека с учётом п. 7 ст. 8 Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ, ст. 5 Закона Кемеровской области от **.**.**** ###-ОЗ детям-сиротам однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с **.**.****.
Согласно ст. 5 Федерального закона от **.**.**** №159-ФЗ дополнительные гарантии по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Начиная с **.**.****, все финансирование на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляется только на формирование специализированного фонда для данной категории граждан.
Приобретение жилых помещений для предоставления их детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется администрацией города Кемерово в пределах установленного лимита по мере поступления денежных средств из федерального и областного бюджета.
Как следует из справки администрации г. Кемерово от 06.09.2017г. постановлением администрации города Кемерово от **.**.**** ### в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 3, ст. 11 Закона Кемеровской области от **.**.**** ###-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечений родителей», постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от **.**.**** ### «О некоторых вопросах в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения» ЛИЦО_3, **.**.**** года рождения, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В указанный список включаются дети-сироты в возрасте от 14 до 23 лет в порядке очередности в зависимости от даты рождения. Порядковый номер ЛИЦО_3 в списке – 837 (л.д. 22).
В настоящее каких-либо жилых помещений в собственности истца не имеется. Истцу не предоставлено жилое помещение как ребёнку-сироте.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от **.**.**** № 159-ФЗ (ред. от **.**.****) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от **.**.**** № 185-ФЗ, от **.**.**** № 358-ФЗ), по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По данным архива ГП КО «ЦТИ Кемеровской области», на **.**.**** сведений о наличии недвижимого имущества на территории Кемеровской области у Тырышкиной ЛИЦО_14, **.**.**** года рождения, не имеется (л.д. 15).
Согласно уведомлению Росреестра от **.**.**** отсутствует информация о правах Тырышкиной ЛИЦО_15, **.**.**** года рождения, на объекты недвижимого имущества (л.д. 14).
Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005г. ### «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального пользования» (в редакции от 23.12.2015г.) установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Кемерово в размере 14 кв.м. общей площади на одного человека.
Доводы ответчика об отсутствии финансирования являются несостоятельными, поскольку обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
Учитывая, что в настоящее время истцу жилое помещение как ребенку-сироте не предоставлено, истец состоит на учете как нуждающийся в получении жилого помещения, следовательно, жилое помещение ей должно быть предоставлено на основании решения органа местного самоуправления - администрации г. Кемерово по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное в черте г.Кемерово, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Тырышкиной ЛИЦО_16 к администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма удовлетворить.
Обязать администрацию г. Кемерово предоставить Тырышкиной ЛИЦО_17, **.**.**** года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, в черте г. Кемерово общей площадью не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в мотивированной форме подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.
Решение в мотивированной форме составлено 22.09.2017 года.
Судья М.А. Язова