8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого фонда № 2-4385/2017 ~ М-4562/2017

Дело № 2-4385/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 ноября 2017 года г. Омск

Центральный районный суд города Омска в составе судьи Феоктистовой О.А., при секретаре судебного заседания Дергуновой Е.И., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калинич Е.В. к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого фонда,

УСТАНОВИЛ:

Калинич Е.В. обратилась в суд с данным иском, ссылаясь на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что её родители лишены родительских прав; мать умерла ДД.ММ.ГГГГ. В отношении истца установлена опека, в ДД.ММ.ГГГГ попечитель освобожден от исполнения обязанностей. Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Калинич Е.В. определена в учреждение среднего профессионального образования на полное государственное обеспечение. Учебу не окончила, вышла замуж, проживает с семьей на съемных квартирах. В настоящее время жилого помещения на праве собственности не имеет. Несмотря на то, что истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жильем до настоящего времени не обеспечена. В связи с чем, просит суд обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Истец Калинич Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области по доверенности Веремеенко А.О. в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представила в суд письменный отзыв, указала на то, что заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению, поскольку жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Минимущества, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования Омской области. Установленным порядком предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам по списку. Предоставление жилого помещения без учета списка нарушает права и законные интересы лиц, состоящих в списке ранее (л.д. 40-42).

Представитель третьего лица Министерства образования Омской области по доверенности Конорева М.Л. в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В представленном в материалы дела заявлении, в соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица (л.д. 75-76).

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дает следующие понятия:

- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.

Как установлено судом и следует из материалов дела, родителями Калинич (Пундик) Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являются Пундик В.П. и Пундик Г.Г. (л.д. 10, 45).

На основании постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном несовершеннолетних детей Пундик Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Пундик А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., назначена Т.В.Я., поскольку отец Пундик В.П. находится в местах лишения свободы, а мать Пундик Г.Г. самоустранилась от воспитания и содержания детей. За детьми закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 33, 63).

Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ мать истца Пундик Г.Г. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних Пундик Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Пундик А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дети переданы на воспитание опекуну Т.В.Я. (л.д. 27-30, 47-50).

На основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав отец истца Пундик В.П. в отношении его несовершеннолетних детей: Пундик Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Пундик А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Этим же решением постановлено несовершеннолетних детей передать на попечение органов опеки и попечительства <данные изъяты> для обеспечения устройства детей на воспитание в семью (на усыновление) или в соответствующее учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 17-26, 51-60).

В связи с отсутствием взаимопонимания с подопечной Пундик Е.В. постановлением Главы <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ решено: освободить попечителя Т.В.Я. от обязанностей попечителя над несовершеннолетней Пундик Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ; постановление <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении опеки над несовершеннолетними Пундик Е.В., Пундик А.В.» признать утратившим силу (л.д. 32).

Согласно постановлению <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Пундик Е.В. определена в ФГОУ СПО «<данные изъяты>» на полное государственное обеспечение. За несовершеннолетней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 31).

ДД.ММ.ГГГГ в связи с постановкой истца на регистрационный учет ведущим специалистом органа опеки и попечительства <данные изъяты> проведено обследование сохранности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, право пользования которым по постановлению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № закреплено за Пундик Е.В.. В результате осмотра сделан вывод о том, что данное жилое не сохранено. Несовершеннолетнюю необходимо поставить на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, что зафиксировано в акте обследования (л.д. 13-14, 61-62).

В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ постановлением <данные изъяты> № отменен пункт 2 в постановлении <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № о закреплении за несовершеннолетними детьми жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 35, 64).

Однако, из паспорта Калинич (Пундик) Е.В. усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 8, 44), что согласуется со справкой Администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

Между тем, ДД.ММ.ГГГГ Пундик Е.В. вступила в брак с Калинич В.Н., после брака ей присвоена фамилия Калинич, что подтверждается свидетельством о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11, 46).

ДД.ММ.ГГГГ Калинич (Пундик) Е.В. обратилась к Главе <данные изъяты> с заявлением о принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 68).

Распоряжением Министерства образования Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ Калинич Е.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 69-71).

ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца Пундик Г.Г., что усматривается из свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).

Таким образом, Калинич (Пундик) Е.В. в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

    В ходе судебного разбирательства установлено, что в настоящее время истец своего жилья не имеет, что подтверждается, в том числе следующими доказательствами:

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

- информацией ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства», согласно которой Калинич (Пундик) Е.В. в числе собственников объектов недвижимости на территории Омской области не значится (л.д. 34, 39, 65);

- справками Главы Одесского муниципального района Омской области о том, что Калинич Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., за период проживания на территории Одесского муниципального района не использовала право бесплатной приватизации на территории Одесского муниципального района и договор социального найма с ней не заключался (л.д. 12, 44);

- уведомлением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области о том, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Калинич (Пундик) Е.В. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества на территории РФ (л.д. 16, 67, 79).

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01 января 2013 года) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что в настоящее время истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 69-71).

Анализируя доводы истца и возражения ответчика, суд полагает, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01 января 2013 года).

Факт того, что истец состоит в списке, не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о безусловном предоставлении истцу жилого помещения в установленный законом срок.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.

В судебном заседании достоверно установлено, что в собственности жилого помещения истец не имеет, при этом до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

В соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, в редакции Постановления Правительства Омской области от 14.05.2014 года № 98-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п», уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство имущественных отношений Омской области (п. 2).

Министерство образования Омской области ежегодно не позднее 20 января текущего года направляет в Министерство имущества сведения о детях-сиротах, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникает в текущем году, по данным на 1 января текущего года по каждому муниципальному району Омской области и муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области в отдельности (п. 3), сведения о детях-сиротах, на основании которых заключается договоры найма (п. 9). Таким образом, в том числе, от исполнения Министерством образования Омской области обязанностей, предусмотренных постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, зависит предоставление истцу жилого помещения.

Кроме этого, в п. 10 Порядка, утв. Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 г. № 284-п (с изменениями и дополнениями), сведения о детях-сиротах, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества с учетом дат рождения детей-сирот.

В случае если несколько детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, имеют одинаковую дату рождения, то сведения о них представляются Министерством образования Министерству имущества с учетом дат принятия решений о включении их в список.

В случае если фактическое место нахождения первого по списку лица неизвестно, после того как Министерством образования предприняты меры по его установлению, Министерство образования представляет в Министерство имущества сведения о следующем по списку ребенке-сироте для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.

В случае если имеется вступившее в законную силу судебное постановление о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, Министерство образования представляет Министерству имущества сведения о соответствующем ребенке-сироте независимо от даты рождения такого ребенка-сироты и наличия в списке сведений о нем в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.

Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п (в редакции постановления Правительства Омской области от 20 мая 2013 года № 108-п) ранее предусматривалось, что уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями являлись Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

Постановлением Правительства Омской области 14 мая 2014 года № 98-п, внесены изменения в Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, согласно которым Министерство образования и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области исключены из числа уполномоченных органов исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, единственным уполномоченным органом по осуществлению названной функции определено Министерство имущественных отношений Омской области.

При таких обстоятельствах, с учётом нереализованного права истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, а также утвержденного Правительством Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п (в редакции постановления Правительства Омской области № 98-п от 14 мая 2014 года) Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, суд полагает, что обязанность по предоставлению Калинич Е.В. жилого помещения следует возложить на Министерство имущественных отношений Омской области в соответствии с указанным выше Порядком.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Калинич Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                 О.А. Феоктистова