РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заводский районный суд города Кемерово
в составе председательствующего Уфимцевой Н.А.
при секретаре Насибовой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово 10.11.2017 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кемеровского района в интересах Абиловой Майи Николаевны к Администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кемеровского района в интересах Абиловой М.Н. обратился в суд с иском к Администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Требования мотивирует тем, что в ходе проведенной проверки по обращению Абиловой М.Н. о нарушении ее жилищных прав установлено, что Абилова М.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Постановлением главы Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Абилова М.Н. принята на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Постановлением администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Абилова М.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, под номером 45. До настоящего времени Абиловой М.Н. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено.
Просит суд обязать администрацию Кемеровского муниципального района предоставить Абиловой Майе Николаевне, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в пределах территории Кемеровского муниципального района, общей площадью не менее нормы предоставления.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Кемеровского района Екимчук М.Н. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, настаивал на удовлетворении требований.
В судебном заседании истец Абилова М.Н., подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении, требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Суду пояснила, что в настоящее время жилым помещением не обеспечена.
Представитель ответчика Администрации Кемеровского муниципального района – Лихачева К.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что жилые помещения предоставляются по мере финансирования в порядке очереди, очередь истца в списке №.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На территории Кемеровской области вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями регулируются Законом Кемеровской области от 27.12.2012 года № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 № 134-ОЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, включаются в список по тому муниципальному образованию, где они зарегистрированы по месту жительства.
В судебном заседании установлено, что согласно Распоряжению главы Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года № в отношении Абиловой М.Н. установлена опека (л.д. 10).
Постановлением главы Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ г№ Абилова М.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях (л.д.11).
Постановлением администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года № № Абилова М.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, под номером 45 (л.д. 13-15).
Из обращения, объяснения Абиловой М.Н. прокурору Кемеровской района следует, что она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем. Жилья в собственности не имеет. До настоящего времени администрацией Кемеровского муниципального района жилье по договору найма специализированного жилого помещения ей не предоставлено (л.д. 6, 7).
В соответствии с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Абиловой М.Н. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества (л.д. 17).
ДД.ММ.ГГГГ года прокурором Кемеровского района в адрес главы Кемеровского муниципального района по обращению Абиловой М.Н. вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства (л.д. 18-20).
Согласно справке администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года, Абилова М.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Кемеровскому муниципальному району, ее очередь в списке под № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 33).
Согласно справке администрации Кемеровского муниципального района, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по Кемеровскому муниципальному району состоят 318 человек (л.д. 34).
При указанных обстоятельствах, имеются основания для предоставления Абиловой М.Н. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Задать вопрос юристу бесплатно
по семейным деламБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В силу статьи 5 ЖК РФ (пункт 6) органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 № 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных категорий граждан" органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Суд считает необоснованными возражения представителя ответчика Администрации Кемеровского муниципального района со ссылкой на недостаточность финансирования о том, что полномочия органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений необходимо рассматривать в совокупности с финансированием из бюджета области, что решение суда должно быть исполнимым.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями не может ставиться в зависимость от выделения субвенций из бюджета Кемеровской области и не может служить основанием ограничения условий реализации права детей-сирот.
Отсутствие в муниципальном образовании свободных жилых помещений, надлежащего финансирования из областного бюджета на цели обеспечения жильем детей-сирот не освобождает администрацию Кемеровского муниципального района от исполнения возложенной законом обязанности по обеспечению жилым помещением и не является основанием для отказа в иске, поскольку нарушает гарантированное право Абиловой М.Н. на предоставление жилого помещения и препятствует реализации данного права.
Суд также считает необоснованными возражения представителя ответчика о том, что предоставление Абиловой М.Н. жилого помещения нарушит права других граждан, также имеющих право на льготное предоставление жилого помещения и состоящих на очереди.
Как установлено судом и подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, Абилова М.Н. имеет право на льготное обеспечение жилым помещением, Абилова М.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако, до настоящего времени жильем не обеспечена, ее право нарушено и подлежит судебной защите вне зависимости от ее очереди в списках на получение жилья.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.
Согласно ст. 7 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 № 134-ОЗ норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 кв. м на одного человека с учетом п. 7 ст. 8 Федерального закона.
Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 ст. 8 указанного закона, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Учитывая указанные обстоятельства, суд считает, что исковые требования прокурора Кемеровского района в интересах Абиловой М.Н. к Администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора Кемеровского района в интересах Абиловой Майи Николаевны к Администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Кемеровского муниципального района Кемеровской области предоставить Абиловой Майе Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в пределах территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области, общей площадью не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: Н.А. Уфимцева
Мотивированное решение составлено 10.11.2017 г.