РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заводский районный суд города Кемерово
в составе председательствующего Уфимцевой Н.А.
при секретаре Насибовой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово 19.07.2017 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кемеровского района в интересах Шаронова Александра Александровича к Администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кемеровского района в интересах Шаронова А.А. обратился в суд с иском к Администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Требования мотивирует тем, что в ходе проведенной проверки по обращению Шаронова А.А. о нарушении его жилищных прав установлено, что Шаронов А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Постановлением главы Кемеровского муниципального района от 19.12.2007 года № 940-п Шаронов А.А. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Постановлением администрации Кемеровского муниципального района от 29.04.2013 года № 1042-п Шаронов А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, под номером 104. До настоящего времени Шаронову А.А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено.
Просит суд обязать администрацию Кемеровского муниципального района предоставить Шаронову Александру Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в пределах территории Кемеровского муниципального района, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Кемеровского района Пахирко Р.А. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, настаивал на удовлетворении требований.
В судебном заседании истец Шаронов А.А., подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении, требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Суду пояснил, что в настоящее время жилым помещением не обеспечен.
Представитель ответчика Администрации Кемеровского муниципального района – Лихачева К.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 28), в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований. Суду пояснила, что в соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению детей-сирот жилой площадью необходимо рассматривать в совокупности с финансированием из бюджета области. Истец Шаронов А.А. действительно включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, с учетом даты рождения значится в списке под № 63, однако, предоставив истцу жилое помещение, администрация нарушит требования очередности списка лиц, состоящих в очереди, чем нарушит их право на получение жилого помещения. Предоставила суду письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 35-37).
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п. 1, 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На территории Кемеровской области вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями регулируются Законом Кемеровской области от 27.12.2012 года № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 № 134-ОЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, включаются в список по тому муниципальному образованию, где они зарегистрированы по месту жительства.
В судебном заседании установлено, что согласно постановлению главы Кемеровского муниципального района от 19.12.2007 года № 940-п Шаронов А.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 10-12).
Постановлением администрации Кемеровского муниципального района от 29.04.2013 года № 1042-п Шаронов А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, под номером 104 (л.д. 13-18).
Из заявления Шаронова А.А. прокурору Кемеровской области, объяснения Шаронова А.А. прокурору Кемеровской района следует, что он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем. Жилья в собственности не имеет. До настоящего времени администрацией Кемеровского муниципального района жилье по договору найма специализированного жилого помещения ему не предоставлено, в связи с чем вынужден арендовать жилье (л.д. 6, 9).
В соответствии с уведомлением от 24.03.2017 года в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах Шаронова А.А. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества (л.д. 19).
Как следует из информации Администрации Кемеровского муниципального района № 01/1793 от 27.04.2017 года, по состоянию на 20.04.2017 года Шаронов А.А. с учетом даты рождения значится в списке под № 64. До настоящего времени Шаронову А.А. жилое помещение по договору специализированного найма не предоставлялось (л.д. 23-24).
13.04.2017 года прокурором Кемеровского района в адрес главы Кемеровского муниципального района по обращению Шаронова А.А. вынесено предписание об устранении нарушений жилищного законодательства (л.д. 20-22).
Согласно справке администрации Кемеровского муниципального района от 06.07.2017 года, Шаронов А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Кемеровскому муниципальному району, его очередь в списке под № 63 по состоянию на 06.07.2017 года (л.д. 29).
Согласно справке администрации Кемеровского муниципального района, по состоянию на 06.07.2017 года в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по Кемеровскому муниципальному району состоят 312 человек (л.д. 30).
При указанных обстоятельствах, имеются основания для предоставления Шаронову А.А. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Задать вопрос юристу бесплатно
по семейным деламБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В силу статьи 5 ЖК РФ (пункт 6) органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Суд считает необоснованными возражения представителя ответчика Администрации Кемеровского муниципального района со ссылкой на недостаточность финансирования о том, что полномочия органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений необходимо рассматривать в совокупности с финансированием из бюджета области, что решение суда должно быть исполнимым.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями не может ставиться в зависимость от выделения субвенций из бюджета Кемеровской области и не может служить основанием ограничения условий реализации права детей-сирот.
Отсутствие в муниципальном образовании свободных жилых помещений, надлежащего финансирования из областного бюджета на цели обеспечения жильем детей-сирот не освобождает администрацию Кемеровского муниципального района от исполнения возложенной законом обязанности по обеспечению жилым помещением и не является основанием для отказа в иске, поскольку нарушает гарантированное право Шаронова А.А. на предоставление жилого помещения и препятствует реализации данного права.
Суд также считает необоснованными возражения представителя ответчика о том, что предоставление Шаронову А.А. жилого помещения нарушит права других граждан, также имеющих право на льготное предоставление жилого помещения и состоящих на очереди, а также предоставленную информацию Администрацией Кемеровского муниципального района № 01/1793 от 27.04.2017 года, в соответствии с которой Шаронов А.А. будет обеспечен жилым помещением в порядке списка по мере поступлении соответствующих средств из областного бюджета, с учетом имеющихся судебных решений (л.д. 23-24).
Как установлено судом и подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, Шаронов А.А. имеет право на льготное обеспечение жилым помещением, Шаронов А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако, до настоящего времени жильем не обеспечен, его право нарушено и подлежит судебной защите вне зависимости от его очереди в списках на получение жилья.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.
Согласно ст. 7 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 № 134-ОЗ норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 кв. м на одного человека с учетом п. 7 ст. 8 Федерального закона.
Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 ст. 8 указанного закона, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Учитывая указанные обстоятельства, суд считает, что исковые требования прокурора Кемеровского района в интересах Шаронова А.А. к Администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора Кемеровского района в интересах Шаронова Александра Александровича удовлетворить.
Обязать Администрацию Кемеровского муниципального района Кемеровской области предоставить Шаронову Александру Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу д. <адрес>, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в пределах территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области, общей площадью не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: Н.А. Уфимцева
Мотивированное решение изготовлено 19.07.2017 года.