8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда № 2-4106/2017 ~ М-4235/2017

Дело № 2-4106/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Омск                                    30 октября 2017 года

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Феоктистовой О.А., при секретаре судебного заседания Дергуновой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кириленко Т.Е. к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда,

УСТАНОВИЛ:

Кириленко (Гаенко) Т.Е. обратилась в суд с названным иском, в обоснование исковых требований ссылается на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её родители лишены родительских прав, опекуном назначен Романчук Л.Н. В настоящее время в собственности у истца жилых помещений не имеется, она проживает с семьей в съемной квартире. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, несмотря на то, что она включена в единый регистрационный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где состоит в очереди по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ под номером №. Просит обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Истец Кириленко Т.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области по доверенности Веремеенко А.О. в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В суд представила письменный отзыв, в котором полагает требования не подлежащими удовлетворению, поскольку предоставление жилого помещения без учета списка нарушает права и законные интересы лиц, состоящих в списке ранее истца (л.д. 19-21).

Представитель третьего лица Министерства образования Омской области Камитов А.М., действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица (л.д. 44-45).

Изучив материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, достоверности и достаточности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляет следующие понятия:

- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Кириленко (Гаенко) Т.Е. родилась ДД.ММ.ГГГГ в городе Омске, её родителями являются Гаенко Е.Н. и Гаенко Г.А., что подтверждается свидетельством о рождении истца № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).

На основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ родители истца лишены родительских прав в отношении Гаенко Т.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 32-33).

Приказом Управления образования Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ опекуном истца назначена Романчук Л.Н. (бабушка), при этом за несовершеннолетней Гаенко Т.Е. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. На данную жилую площадь установлено обременение и ограничение права распоряжения жилым помещением без согласования с отделом защиты прав и интересов несовершеннолетних управления образования Администрации г. Омска до достижения Гаенко Т.Е. совершеннолетия (л.д. 6, 31).

Вышеуказанное жилое помещение, жилой площадью <данные изъяты> кв. м., выделялось Романчук Л.Н. на семью из 4 человек, что видно из ордера на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30).

Факт регистрации истца по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время подтверждается материалами дела: копией лицевого счета ООО «Коммунсервис», копией паспорта на имя Гаенко Т.Е., копией паспорта на имя Кириленко Т.Е. (л.д. 4, 7, 25, 26, 39).

Судом также установлено, что распоряжением Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 40-42) на основании заявлений Гаенко Т.Е. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ и о включении истца во внеочередной список по категории «дети-сироты» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-29).

ДД.ММ.ГГГГ Гаенко Т.Е. вступила в брак с Кириленко А.С., после брака ей присвоена фамилия Кириленко, что видно из свидетельства о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

Из представленных суду доказательств видно, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Доводы истца об отсутствии в собственности жилых помещений нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Так, информацией Государственного предприятия Омской Области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» подтверждается, что по сведениям информационных систем по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время соответственно Кириленко (Гаенко) Т.Е. не имеет в собственности жилого помещения, право бесплатной приватизации жилого помещения на территории Омской области не использовала (л.д. 22, 35).

Уведомлением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области подтверждается отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о правах Кириленко Т.Е. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества (л.д. 23, 34).

По сведениям Департамента жилищной политики Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ Кириленко Т.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не является нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма; договора социального найма муниципального жилого помещения с ней не заключалось (л.д. 9).

Между тем, из выписки ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Гаенко Т.Е. принадлежит <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок № (для садоводства), с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес> аллея №, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, датой государственной регистрации является ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49).

При этом, представителем ответчика не оспорено, что до настоящего времени истцом не получено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, также не оспаривается и право истца состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В ходе судебного разбирательства установлено, что Кириленко (Гаенко) Т.Е., достигшая возраста <данные изъяты> лет, в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01 января 2013 года) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

С учетом приведенных выше норм закона, суд считает, что Кириленко Т.Е. имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01 января 2013 года).

Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.

В соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, в редакции Постановления Правительства Омской области от 14.05.2014 года № 98-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п», уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство имущественных отношений Омской области (п. 2).

Министерство образования Омской области ежегодно не позднее 20 января текущего года направляет в Министерство имущества сведения о детях-сиротах, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникает в текущем году, по данным на 1 января текущего года по каждому муниципальному району Омской области и муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области в отдельности (п. 3), сведения о детях-сиротах, на основании которых заключается договоры найма (п. 9). Таким образом, в том числе, от исполнения Министерством образования Омской области обязанностей, предусмотренных постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, зависит предоставление истцу жилого помещения.

Кроме этого, в п. 10 Порядка, утв. Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 г. № 284-п (с изменениями и дополнениями), сведения о детях-сиротах, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества с учетом дат рождения детей-сирот.

В случае если несколько детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, имеют одинаковую дату рождения, то сведения о них представляются Министерством образования Министерству имущества с учетом дат принятия решений о включении их в список.

В случае если фактическое место нахождения первого по списку лица неизвестно, после того как Министерством образования предприняты меры по его установлению, Министерство образования представляет в Министерство имущества сведения о следующем по списку ребенке-сироте для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.

В случае если имеется вступившее в законную силу судебное постановление о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, Министерство образования представляет Министерству имущества сведения о соответствующем ребенке-сироте независимо от даты рождения такого ребенка-сироты и наличия в списке сведений о нем в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.

Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п (в редакции постановления Правительства Омской области от 20 мая 2013 года № 108-п) ранее предусматривалось, что уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями являлись Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

Постановлением Правительства Омской области 14 мая 2014 года № 98-п, внесены изменения в Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, согласно которым Министерство образования и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области исключены из числа уполномоченных органов исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, единственным уполномоченным органом по осуществлению названной функции определено Министерство имущественных отношений Омской области.

Суд отмечает, что истцу до настоящего времени не предоставлено жилое помещение, согласно ответу Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ Кириленко Т.Е. включена в список на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области; в списке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числится под номером № (л.д. 24).

При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и принимая во внимание утвержденный Правительством Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п (в редакции постановления Правительства Омской области № 98-п от 14 мая 2014 года) Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, суд полагает, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения следует возложить на Министерство имущественных отношений Омской области в соответствии с указанным выше Порядком.

Применительно к указанным положениям Порядка, доводы стороны ответчика о том, что возложением обязанности по предоставлению истцу жилого помещения будут нарушены права других лиц, состоящих в списке, суд находит не обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Кириленко Т.Е. к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда удовлетворить.

Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Кириленко Т.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                 О.А. Феоктистова