Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда о предоставлении жилого помещения № 2-3614/2017 ~ М-3675/2017

Смотреть все судебные практики о Предоставление жилых помещений детям сиротам

Дело № 2-3614/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Омск 12 сентября 2017 года                                    

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Баловой Т.А., при секретаре судебного заседания Костоусовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.В.А. к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с названным иском, в обоснование требований указав, что относится к статусу ребенка-сироты (ребенка, оставшегося без попечения родителей). Его родители – Т.М.А. и Т.А.А. решением Тарского городского суда Омской области от 14.08.2003 были ограничены в родительских права в отношении него и его братьев и сестер.

С 17.02.2004 по 28.01.2014 истец находился в БСУСО «Кировский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» на полном государственном обеспечении. За все время пребывания истца в данном государственном учреждении родители его не навещали. Истец является инвалидом 2 группы с детства.

С 28.01.2014 истец был помещен в АСУСО «Омский психоневрологический интернат», где проживал с 01.11.2016, находился на полном государственном обеспечении.

В настоящее время истец снимает комнату в общежитии в мкр. Входной в г. Омске, где санузел и душевая находятся отдельно, которыми кроме истца пользуются еще 10 семей.

29.12.2011, до поступления в БСУСО «Кировский детский дом-интернат», истец был принят в г. Тара на регистрационный учет в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

С 2016 года истец стал проживать самостоятельно и прописался в г. Омске. На основании заявления истца от 15.03.2017 о перемене его места жительства, истец был переведен с учета на предоставление жилого помещения в Тарском муниципальном районе Омской области в г. Омск. В настоящее время в списке нуждающихся в жилом помещении истец числится под номером 1034.

С июня 2017 года истец работает на зернотоке в п. Лузино Омского района Омской области, заработная плата небольшая, большая часть денег уходит на оплату аренды жилья и коммунальных услуг.

Истец полагает, что имеет право на внеочередное получение жилья и меры социальной поддержки в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ и в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Согласно справке ГП Омской области «Омский центр ТиЗ» истец в числе собственников объектов недвижимости не значится, запись в едином государственном реестре прав о регистрации прав в отношении истца отсутствует. Право бесплатной приватизации жилого помещения истец не использовал. Таким образом, считает, что им не реализовано право на получение жилого помещения.

С учетом изложенного, просит обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить ему жилое помещение вне очереди.

В порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле привлечены Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание представитель Министерства имущественных отношений Омской области не явился, представил письменный отзыв на иск (л.д.22-23), в котором указал, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку установленным порядком предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам, по списку. Предоставление жилого помещения без учета списка нарушает права и законные интересы лиц, состоящих в списке ранее.

Представитель Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Статьей 1 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В судебном заседании установлено, что Т.В.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, родителями являются Т.А.А. и Т.М.А. (л.д.31).

Решением Тарского городского суда Омской области от 14.08.2003 Т.М.А. и Т.А.А. были ограничены в родительских правах в отношении сына Т.В.А. (л.д.7-8).

Постановлением главы Тарского муниципального района Омской области от 23.09.2003 № Т.В.А. был определен в детское государственное учреждение интернатного типа. Пунктом 2 указанного постановления за ним закреплено право проживания в жилом помещении, расположенном в с. Кольтюгино Тарского района и принадлежащего СПК «Кольтюгино» (л.д.36).

Решением Тарского городского суда Омской области от 15.04.2004 родители истца - Т.М.А. и Т.А.А., были лишены родительских прав в отношении сына Т.В.А. (л.д.32-35).

На основании постановления Администрации Тарского муниципального района Омской области от 30.09.2011 № пункт 2 постановления главы Тарского муниципального района Омской области от 23.09.2003 №, признан утратившим силу (л.д.37).

Согласно постановлению Администрации Тарского муниципального района Омской области от 29.12.2011 № Т.В.А. принят на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 29.12.2011 (л.д.38).

Как следует из справки БСУСО «Кировский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Т.В.А. находился в данном учреждении на полном государственном обеспечении с 17.02.2004 по 28.01.2014 (л.д.13).

С 28.01.2014 по 01.11.2016 Т.В.А. был зарегистрирован и проживал в АСУСО «Омский психоневрологический интернат» на полном государственном обеспечении (л.д.14).

Смотреть все судебные практики о Предоставление жилых помещений детям сиротам

По сведениям Министерства образования Омской области на основании заявления Т.В.А. от 15.03.2017 № об изменении места жительства, истец был переведен в учете списка с Тарского муниципального района Омской области на г. Омск, в списке по состоянию на 14.04.2017 истец значится под номером 1034 (л.д.11).

Из письма Министерства образования Омской области от 24.08.2017 следует, что Т.В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории муниципального образования городской округ г. Омск Омской области (л.д.27).

Таким образом, Т.В.А., достигший возраста 21 года, в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

По сведениям ГП Омской области «Омский центр ТиЗ» (л.д.25) и Управления Росреестра по Омской области (л.д.26) Т.В.А. в числе собственников объектов недвижимости не значится, а также не использовал право бесплатной приватизации жилого помещения на территории Омской области.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дает следующие понятия:

- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01 января 2013 года) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. При этом истцом не представлены документы, подтверждающие право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

С учетом приведенных выше норм закона, суд считает, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01.01.2013 года) в порядке очереди.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Установлено, что постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.

Кроме этого, в п. 10 Порядка, утв. Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п (с изменениями и дополнениями), сведения о детях-сиротах, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества с учетом дат рождения детей-сирот.

В случае если несколько детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, имеют одинаковую дату рождения, то сведения о них представляются Министерством образования Министерству имущества с учетом дат принятия решений о включении их в список.

В случае если фактическое место нахождения первого по списку лица неизвестно, после того как Министерством образования предприняты меры по его установлению, Министерство образования представляет в Министерство имущества сведения о следующем по списку ребенке-сироте для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.

В случае если имеется вступившее в законную силу судебное постановление об обязании Министерства имущества предоставить ребенку-сироте жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, Министерство образования представляет Министерству имущества сведения о соответствующем ребенке-сироте независимо от даты рождения такого ребенка-сироты и наличия в списке сведений о нем в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.

При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, а также учитывая утвержденный Правительством Омской области от 19.12.2012 года № 284-п Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу следует возложить на Министерство имущественных отношений Омской области в соответствии с указанным выше порядком.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Т.В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                      Т.А. Балова

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по семейным делам с 16 по 30 ноября 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.